Найти тему

О ГИТАРНОЙ АВТОРСКОЙ ШКОЛЕ АЛЕКСАНДРА ВИНИЦКОГО

Гитарные школы. Школа Каркасси, Пухоля, Агуадо, Сора, Джулиани, Иванова-Крамского, Карулли и многие другие известны всем. Обычно содержание школ построено от простого к сложному, часто - к очень сложному. А теперь поговорим о другой гитарной школе. Та же классическая гитара, но в джазе.

Искусство ХХ века во многом проходило под знаком джаза. Джаз повлиял на множество музыкальных явлений, породив новые стили и направления, такие как: босса нова, фьюжн, джаз-рок и др. Классическая гитара в джазе - направление в гитарной музыке, также появившееся в ХХ веке, яркими представители которого являются величайшие гитаристы Лауриндо Альмейда , Чарли Бэрд, Ленни Брю, Роланд Дьенс, Ральф Таунер, Умберто Гизмонти, которые также создали систему обучения мастер-классов, уроков, но... Но все школы предназначены для гитаристов, прекрасно попадающих во вторую долю. Да, для тех, кто уже очень неплохо играет джаз.

И возникла такая проблема - направление "Классическая гитара в джазе есть", а школы, написанной с нуля нет. Многие гитаристы, играющие на классической гитаре, начавшие стремительно осваивать этот жанр, столкнулись с такими трудностями: незнание гармонии, незнание джазовой гармонии (большая часть по гармонии написаны для пианистов), ритмики (для начинающих гитаристов - ее тоже никто не нанаписал), с искусством аккомпанемента мало кто знаком, об импровизации вообще говорить бесполезно, потому что классические гитаристы не знают вышеперечисленных дисциплин, а без импровизации нет джаза.

Александр Виницкий, по образованию -классический и джазовый гитарист, концертный исполнитель, игравший свою музыку сольно, с лучшими струнными квартетами и камерными оркестрами в лучших концертных залах страны. Конечно, имея большой опыт преподавания и выступлений, ему захотелось передать накопленные знания своим ученикам. Много лет назад классический гитарист Александр Виницкий, став на путь соединения джаза с возможностями классической гитары, обнаружил неиссякаемые возможности этого инструмента в джазовой музыке. Он создал свой собственный музыкальный язык под влиянием выдающихся мастеров джаза Джо Пасса, Оскара Петерсона, Дюка Эллингтона, Антонио Карлоса Жобима, Ленни Брю, Пата Мэтини, Мишеля Петруччиани. В своих аранжировках Александр Виницкий создаёт фактуры, где гитарист, играя на классической гитаре, может подражать джазовому трио, где одновременно звучат бас, аккомпанирующая и солирующая гитара. Играть джазовую музыку на нейлоновых струнах сложнее, чем на металлических, но нейлоновые струны дают более красивое, тембрально наполненное звучание. Исполнение джаза на классической гитаре позволяет создавать реальный баланс между ритм-секцией (бас и аккомпанирующая гитара) и сольной партией.
Занимаясь с начинающими (совсем не обязательно с детьми), которые решили освоить этот жанр, и понимая, что нет материала для тех, кто только начал осваивать азы, он начал писать упражнения, этюды, небольшие пьесы в джазовом стиле, где ставились определенные задачи - как записывать нотный текст, чтобы запись не затрудняла чтение нот, ведь одни и те же ноты можно играть обычно, а можно исполнять в стиле свинг. Важнейшим элементом в джазовой музыке является ритм, в джазом ансамбле за ритм отвечают контрабас и ударные. Как это сделать на гитаре, чтобы сложилось впечатление, будто играю два инструмента? Придуманы джазовые этюды, упражнения на разделение баса и верхнего голоса, этюды, где движение баса записано четвертями - такое движение баса называется "шагающим" басом, а верхний голос звучит как аккомпанирующая гитара. Дальше задачи усложняются - в этюдах на разные стили появляются три партии - мелодия, аккомпанемент и бас. В чем отличие стиля "босса нова" от стиля "свинг", как это ритмически построено, на каких ритмических формулах строится стиль "латино", как играть блюз? Многолетняя практика , более чем насыщенная концертная деятельность, педагогический и композиторский талант, умение найти ответы на поставленные вопросы, своевременно дать ученикам упражнения и задания для решения конкретно поставленной задачи, все это в сумме дало возможность автору написать учебники, которые стали частью его авторской гитарной школы - ее началом. Александр Виницкий хороший мелодист, и его маленькие пьесы, этюды, дуэты стали концертными пьесами, часто исполняемыми в концертах и конкурсных программах. Если вы в начале пути, многие ответы на ваши вопросы вы найдете в Детских джазовых альбомах Александра Виницкого, не переворачивая горы учебников, школ для джазовых гитаристов , которые рассчитаны на более продвинутый уровень и в которых вы не найдете для себя того, что ищете. Без основ, без начала редко бывает счастливый конец. Есть талантливые, гениальные самоучки, которые освоили все это самостоятельно. Если вы принадлежите к их числу, вам вообще не нужны никакие учебники. Когда были изданы Детские джазовые альбомы, у многих гитаристов появилась счастливая возможность осваивать с самого начала различные джазовые стили - стиль "свинг", "страйд" - шагающий бас, правильно по-джазовому играть записанные джазовые ноты , и т.д., постепенно двигаясь вперед, так же, как и в известных выше перечисленных Школах классической гитары, от простого к сложному. Занимаясь по этим учебникам, вас ждет радость открытия для себя многого интересного и необходимого материала, без знания которого джазовая музыка будет мертва, а гитарист, играющий джаз по-классически, будет лишь воспроизводить нотный текст, не всегда догадываясь обо этом.

Поэтому Джазовые альбомы Александра Виницкого лишь условно названы детскими. Это часть системы образования - гитарной авторской Школы "Классическая гитара в джазе". Это начальные классы, без которых двигаться дальше нельзя, потому что это ОСНОВЫ игры на классической гитаре в джазовом стиле, и их нельзя пропустить, также, как нельзя дальше осваивать технику на классической гитаре, пропустив самое начало в перечисленных выше Школах классической гитары. Никто не называет Джулиани или Пухоля детскими композиторами только потому, что в их Школы включены легкие пьесы для начинающих. У Александра Виницкого Детские Джазовые Альбомы - первая ступень его образовательной системы, его Авторской Школы, в которой дальше ставятся более сложные задачи для совершенно другого уровня подготовки. Для этого им написаны учебники "Введение в джазовую гармонию для классических гитаристов, "Ритмика для гитаристов", работа "Учитель и ученик. Начальный период обучения", учебник "Настройка. Упражнения и пьесы для квартета гитар" и многие другие. Сборники Александра Виницкого "ДЖАЗОВЫЕ КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ В 3-Х ЧАСТЯХ" создавались Александром Виницким на протяжении более 30 лет и представляют огромный вклад в репертуар классической гитары, в развитие концертной камерной джазовой музыки. За основу взяты известные "джазовые стандарты" Роджерса, Гершвина, Вуда, Портера, Джоплина, Жобима, Юманса, Бонфа, Завинула, Пасса, Эллингтона, Кармайкла. Важно сказать, что это именно развернутые джазовые композиции, а не аранжировки. Это СОЛЬНЫЕ КОНЦЕРТНЫЕ ПЬЕСЫ, зафиксированные в нотах, с учетом того, что они будут исполняться на классической гитаре, а не на электрогитаре с металлическими струнами с использованием медиатора, где звук может тянуться. Классическая гитара, как и фортепиано, полифонический инструмент, на классической гитаре играют пальцами, что позволяет исполнять 2, 3 и даже 4 партии одновременно. Чтобы играть джаз на акустике с нейлоном, нужно придумывать иные технические приемы. Джазовую музыку трудно зафиксировать в нотах, это касается прежде всего триольной джазовой пульсации в восьмых нотах, артикуляции, штрихов. Исполнение на классической гитаре баса и мелодии - это подражание игре контрабаса и и солиста в джазовом ансамбле. Бас является основой ритма. А звучание баса с аккордами - это игра ритм-секции. Поэтому, разбирая нотный текст, необходимо проигрывать партию баса отдельно, придавая ей характер и звучание контрабаса. Средние и верхние голоса (мелодия) ритмически более свободны относительно "прочного" ритма баса. Как это достигается? Об этом можно узнать в Гитарной авторской Школе Александра Виницкого. Акустическая гитара с нейлоновыми струнами придает сольному исполнению совершенно уникальное звучание, отличающееся особой проникновенностью и тембровой чистотой исполнения. У пианистов, не возникает вопроса "классическое" фортепиано или "неклассическое", всё зависит не от инструмента, а от того, кто на нём играет – Глен Гульд, Евгений Кисин, Святослав Рихтер или Дэйв Брубек, Мишель Петруччиани или Оскар Питерсон. Все остается справедливым и для классической гитары.