Найти тему

Обманки в искусстве - иллюзия реальности. Жанр тромплей.

Обманками в искусстве называют изображения виртуозно передающие реальность. Настолько виртуозно, что зритель принимает ее за реальность. Наиболее яркой иллюстрацией, пожалуй, можно назвать картины в стиле гиперреализма.

“Ванитас”, художник - Франциск Гийсбрехтс. 1665-1675 гг.
“Ванитас”, художник - Франциск Гийсбрехтс. 1665-1675 гг.

Подобный вид изобразительного искусства называется тромплей. И как отдельный жанр зафиксировался лишь в XIX веке. Но создавали обманки задолго до этого.

Существует восходящая к античности легенда о споре двух греческих живописцев, Зевкиса и Парразия. Каждый из них утверждал, что сможет изобразить действительность куда лучшего другого. И вот Зевкис нарисовал виноград с птицами. А Паризий поверх картины оппонента написал кусок наброшенной ткани. Увидев это, Зевкис потребовал ее снять со своего творения.

Да, Древняя Греция и Древний Рим ценили реализм. О расцвете римской античной культуры свидетельствует фресковая живопись, использующая перспективу, для расширения пространства. Написанные на стенах дополнительные окна или комнаты даже сейчас кажутся вполне реалистичными.

Фреска экклезиастериона храма Исиды. Помпеи, Древний Рим. Из коллекции Национального археологического музея.
Фреска экклезиастериона храма Исиды. Помпеи, Древний Рим. Из коллекции Национального археологического музея.

Средние века внесли свои коррективы в изобразительное искусство. И казалось бы, как можно говорить об обмане зрения в тот период? Но существовала золотая смальта. Этот небольшой кусочек стекла мог поистине творить чудеса. Благодаря золотой мозаике и неверному пламени свечей и факелов фигуры на стенах церквей и соборов казались парящими в воздухе, и создавалась иллюзия божественного присутствия во время службы.

Далее история совершила очередной виток, подарив нам невероятные произведения искусства.

Живопись

Художники Раннего Возрождения были одержимы перспективой и возможностью игры с пространством. Ими были созданы интерьерные обманки за счет приема “di sotto in su” (взгляд снизу вверх). Создавалось впечатление расширения пространства, оптическая иллюзия, увеличивающая высоту потолка. Особенно в этом хорош Андреа Мантенья. Достаточно взглянуть на его роспись Камеры дельи Спози (“Чертог для новобрачных”) в мантуанском Палаццо Дукале (1465-1474).

Потолок Камеры дельи Спози в Палаццо Дукале. Андреа Мантенья. Мантуя, Италия, 1465-1474 гг.
Потолок Камеры дельи Спози в Палаццо Дукале. Андреа Мантенья. Мантуя, Италия, 1465-1474 гг.

Еще дальше пошли мастера барокко, уже с полным размахом использующие эффект квадратуры в своих творениях. На плоской поверхности им удавалось создать абсолютную иллюзию уходящего ввысь огромного купола. Великолепным пример может служить “Триумф Игнатия Лойолы” в римской церкви Сан-Иньяцио.

“Триумф Святого Игнатия Лойолы” в церкви Сан-Иньяцио. Андреа дель Поццо. Рим, Италия, 1690 г.
“Триумф Святого Игнатия Лойолы” в церкви Сан-Иньяцио. Андреа дель Поццо. Рим, Италия, 1690 г.

Станковая живопись не отставала от монументальной. И здесь пальма первенства принадлежит, пожалуй, Северному Возрождению. Целая плеяда великолепных рисовальщиков оставила нам образцы тромплея XV столетия.

Начнем с Петруса Кристуса (1410/1420-1425/1476) и его портрета монаха. Помимо прекрасно выписанного картузианца на картине есть и другой, не менее значимый персонаж. Это объемная муха, сидящая на нарисованной раме.

“Портрет картузианца”, художник - Петрус Кристус. 1446
“Портрет картузианца”, художник - Петрус Кристус. 1446

Около 1470 года другой классик Ars Nova Ганс Мемлинг (1435/1440-1494) написал “Портрет Томазо ди Фолко Портинари и Марии Портинари”. Муж и жена изображены перед нарисованными рамами, такими образом выходя за рамки собственного портрета.

“Портрет Томазо ди Фолко Портинари и Марии Портинари”, художник - Ганс Мемлинг. Ок. 1470 г.
“Портрет Томазо ди Фолко Портинари и Марии Портинари”, художник - Ганс Мемлинг. Ок. 1470 г.

В 1504 г. Якопо де Барри (1460-1516), венецианский мастер, работающий в Северной Европе, написал “Натюрморт с куропаткой и перчатками”. Некоторые исследователи предполагают, что это один из первых натюрмортов-обманок, созданных с античности.

“Натюрморт с куропаткой и перчатками”, художник - Якопо де Барри. 1504 г.
“Натюрморт с куропаткой и перчатками”, художник - Якопо де Барри. 1504 г.

В XVII столетии популярность натюрмортов-обманок набирает обороты. Их писали испанцы, фламандцы и, конечно, голландцы.

Бесподобный Хуан Санчес Котан (1560-1627) по праву считается одним из основателей испанского реализма, который в своем творчестве далеко ушел от некогда господствующего маньеризма. Его натюрморты, написанные в начале XVII века, трудно спутать с чем-то другим. А многим любителям истории и истории искусств он известен как художник, нарисовавший портрет бородатой женщины.

“Айва, капуста, дыня и огурец”, художник - Хуан Санчес Котан. 1602
“Айва, капуста, дыня и огурец”, художник - Хуан Санчес Котан. 1602

“Натюрморт с дичью, овощами и фруктами”, художник - Хуан Санчес Котан. 1602 г.
“Натюрморт с дичью, овощами и фруктами”, художник - Хуан Санчес Котан. 1602 г.

“Натюрморт с цветами, овощами и корзинкой вишен” художник - Хуан Санчес Котан. 1600 г.
“Натюрморт с цветами, овощами и корзинкой вишен” художник - Хуан Санчес Котан. 1600 г.

“Натюрморт с морковью” художник - Хуан Санчес Котан. 1602 г.
“Натюрморт с морковью” художник - Хуан Санчес Котан. 1602 г.

Датский придворный художник Корнелис Норбертус Гийсберхтс (1625/1629-1675) известен как мастер фигур-обманок, а также натюрмортов-тромплей. Мастер тяготел к теме vanitas (“memento mori” - “помни о смерти”), и мотив черепа часто встречается в его произведениях. Но самой известной его работой стала картина, изображающая оборотную сторону картины с маленькой бумажкой на ней.

Корнелис Норбертус Гийсберхтс. 1670 г.
Корнелис Норбертус Гийсберхтс. 1670 г.

1800 год - официальная дата появления жанра тромплей. Луи-Леопольд Буальи выставил свою работу в Париже, назвав ее “Trompe l'œil” (“Обмануть глаз”). Так в обиход вошло это название, став нарицательным.

Из русских художников стоит упомянуть Федора Толстого (1783-1873) и его потрясающие “Ягоды красной и белой смородины”

“Ягоды красной и белой смородины”, художник - Федор Толстой. 1818 г.
“Ягоды красной и белой смородины”, художник - Федор Толстой. 1818 г.

Пер Боррель дель Касо (1835-1910) еще один испанец, хотя каталонцы со мной не согласятся. Ему принадлежит одна из самых известных работ в жанре тромплей - “Бегство от критики”.

“Бегство от критики”, художник - Пер Боррель дель Касо. 1874.
“Бегство от критики”, художник - Пер Боррель дель Касо. 1874.

Традиции тромплея продолжились и в ХХ-XXI вв. Об этом свидетельствует и гиперреализм, зародившийся в 1960-х гг., и стрит-арт, выведший обманки из домов на улицы.

Музей Рене Магритта в Брюсселе.
Музей Рене Магритта в Брюсселе.

Современный тромплей: рисунок 3-d на асфальте
Современный тромплей: рисунок 3-d на асфальте

Декоративно-прикладное искусство

Не только живопись отметилась в жанре тромплея. Декоративно-прикладное искусство тоже не осталось в стороне. Особенно благодатным материалом для этого была керамика.

Начиная с XVI века появляются удивительные работы, способные вызвать восторг и удивление даже сейчас. И главной фигурой, повлиявшей на материальную культуру едва ли нескольких столетий стал Бернар Палисси (1510-1590).

Французский мастер был создателем так называемых сельских глин (между прочим, также пэр и коннетабль Франции). Этот новый вид декоративно-прикладного искусства представлял собой рельефные блюда, правда, без цветочков-листочков, но с лягушками, ящерицами, змеями и рыбами. Такими предметами удивляли и пугали гостей на званых застольях.

Блюдо “Сельские глины”,, керамика, глазурь. Автор - Бернар Палисси. Франция, XVI век
Блюдо “Сельские глины”,, керамика, глазурь. Автор - Бернар Палисси. Франция, XVI век

"Изобретатель сельских глин короля и королевы” также занимался обустройством грота Тюильри, о чем свидетельствуют раскопки 1984 г., во время которых были найдены мастерская и слепки камней, растений, земноводных и рептилий.

Блюдо “Сельские глины”, керамика, глазурь. Автор - Бернар Палисси. Франция, XVI век.
Блюдо “Сельские глины”, керамика, глазурь. Автор - Бернар Палисси. Франция, XVI век.

Сельские глины Палисси были настолько популярны, что у них появилось множество последователей в Европе. Более того, подобный тромплей продолжали изготавливать до начала ХХ века.

В XVIII веке аристократии особо полюбились керамические обманки, имитирующие фрукты и овощи. Парадные застолья редко обходились без фарфоровых и восковых плодов. Особенно хозяева радовались, если кто-то из гостей, введенный в заблуждение неверным светом свечей, принимал обманку за съедобный фрукт.

Предположительно первый тромплей из фарфора начала делать Мейсенская мануфактура. В 1742 г. Иоганном Фридрихом Эберлейном был создан сервиз “Всякая всячина Брюля”. Туда входили предметы, украшенные рельефными изображениями плодов и якобы свежесрезанными цветами.

Супница из сервиза “Всякая всячина Брюля”. Автор - Иоганн Фридрих Эберлейн. Из собрания Государственного Эрмитажа.
Супница из сервиза “Всякая всячина Брюля”. Автор - Иоганн Фридрих Эберлейн. Из собрания Государственного Эрмитажа.

В России XVIII века также увлекались всевозможными обманками. Известны изделия с лепным рельефом или же просто фарфоровые копии фруктов и овощей. Например, Вседневный сервиз для Екатерины II, крышки блюд которого были выполнены в виде артишоков и лимонов.

В коллекции Эрмитажа хранится изящный сервиз-натюрморт на две персоны (1850-1860) Императорского фарфорового завода, созданный для императрицы Марии Александровны. Каждый предмет выполнен как фрукт: сахарница - ананас, сливочник - груша, чайник - тыква, чашки - яблоки. И особо милая деталь: на чашке можно заметить маленькую зеленую гусеницу.

Чайник-тыква из сервиза-натюрморта. Из собрания Государственного Эрмитажа.
Чайник-тыква из сервиза-натюрморта. Из собрания Государственного Эрмитажа.

Молочник-груша из сервиза-натюрморта. Из собрания Государственного Эрмитажа.
Молочник-груша из сервиза-натюрморта. Из собрания Государственного Эрмитажа.

Сервиз-натюрморт. Из собрания Государственного Эрмитажа.
Сервиз-натюрморт. Из собрания Государственного Эрмитажа.

Фигуры-обманки

К искусству обманок относится и интереснейший феномен, сохранившийся до наших дней. Это своеобразные манекены, картины, вырезанные из досок, популярные в Европе, а потом и Америке с XVII по XIX вв.

Скорее всего, все началось с каминного экрана. Затем фигуры в полный человеческий рост начали устанавливать в разных залах особняков, откуда они перебрались в парки. Использовали их и в театре для создания массовки.

“Придворный карлик Хартвиг Кремер с портретом герцогини Луизы Фредерики”, художник - Георг Давид Матье. 2 половина XVII в.
“Придворный карлик Хартвиг Кремер с портретом герцогини Луизы Фредерики”, художник - Георг Давид Матье. 2 половина XVII в.

Предполагается, что первым художником, создавшим такую обманку был Корнелис Бисхоп, вырезавший из толстой деревянной панели человеческую фигуру. Уже упоминаемый Корнелис Норбертус Гисберхтс создавал плоские силуэты, придавая им иллюзорный объем круглой скульптуры. Кстати, на полотнах голландцев можно увидеть такие фигуры-обманки на втором плане.

На тромплее подобного рода не всегда изображались люди. По свидетельствам очевидцев, в Лондоне последней четверти XVII века в месте под название “Рай” располагалось сборище плоских животных, которые могли двигаться и издавать звуки.

В России фигуры-обманки появились уже при Петре I. Их ставили во время проведения балов-ассамблей. В парках среди кустов встречались силуэты садовников. Образцы XVIII века можно увидеть в музее Кусково в Голландском доме.

Часто у таких фигур была вполне себе понятная охранная функция. Обманки размещали за занавесками окон или у входа, иногда с подсвечниками в руках, чтобы отпугивать воров. Помимо этого они были замечательными статистами для светского мероприятия или обитателями “хижин отшельников”. Их использовали и как рекламу магазина для привлечения клиентов.

И всё же главной функцией оставалось украшение интерьера. В голландских богатых домах это была определенная самопрезентация, ведь в расписанных фигурах угадывались портретные черты хозяина, его жены, детей и прислуги.

“Герцогиня София Фредерика и Ульрика София Мекленбургские” художник - Давид Матьё. 1769-1770.
“Герцогиня София Фредерика и Ульрика София Мекленбургские” художник - Давид Матьё. 1769-1770.

Были художники, которые специализировались исключительно на таких фигурах-обманках. Качество их работы было исключительно высоким до начала XIX века. Потом производство, поставленное на поток, удешевилось, и вместе с этим упало и качество.

Может показаться, что фигуры-обманки, установленные как украшение интерьера - это исключительно увлечение XVII-XVIII вв. Однако это не так. Сошедшая на нет в начале XIX столетия популярность интерьерных силуэтов вернулась в середине века. А потом - новый всплеск интереса в 1920-1930 гг.

Художница Джесси Тарбокс Билс с ее фигурами-обманками. 1917-1925 гг.
Художница Джесси Тарбокс Билс с ее фигурами-обманками. 1917-1925 гг.

Отголоски былого повального увлечения этим видом тромплея сохранились до сих пор. Их можно увидеть у некоторых современных заведений, магазинов или баров. Это рекламные фигуры, зазывающие зайти на чашку кофе или приобрести товар с небывалой скидкой.