Найти тему

Храм Будды Шакьямуни в Элисте: красиво, но не без изъянов

Единственное место в Калмыкии, где можно увидеть обстановку "дорого-богато" - это святая святых ойратов Золотая обитель Будды Шакьямуни. Открытие хурула состоялось в 2005 году, а в 2004 в Элисту приезжал сам Далай-лама XIV, чтобы освятить место под его строительство. О чем калмыки рассказывают с особой гордостью и почтением. Храм был построен за 9 месяцев на средства прихожан.

Красивый, зараза! Глаз не оторвать
Красивый, зараза! Глаз не оторвать
Как я уже говорила, калмыки исповедуют буддизм. Я от этого далека, как водка от пионера. Оказывается, буддизм не считается религией, это философия. И мне было интересно узнать об этом побольше.

Белое величественное здание сразу привлекло мое внимание и не отпускало до тех пор, пока наш автобус не скрылся за поворотом. Но прежде предстояло осмотреть его изнутри.

Всего храм состоит из 7 уровней, но экскурсии проводят только на двух - внизу в музее и в молельном зале. Внутри зала нам не разрешили фотографировать. Только непонятно почему, ведь в интернете уже есть фотографии внутреннего убранства. Но я человек понятливый. Сказали нельзя, значит нельзя.

При входе в хурул нас попросили разуться и надеть юбку. У кого нет - прям там же дают набедренные повязки. Я еще запереживала, что мои ноженьки замерзнут. Но оказалось все не так страшно - все полы в храме устланы мягкими красными коврами, в которых мои коротенькие ножки тонули чуть ли не до колена.

внутренний интерьер (фото из интернета). Обратите внимание на ярко расписанные стены
внутренний интерьер (фото из интернета). Обратите внимание на ярко расписанные стены

Прямо напротив двери в храм находится алтарь с 9-ти метровой статуей Будды, покрытой сусальным золотом. Оказывается, эта махина внутри не полая, а заполненная разными вещами: драгоценностями, святой землей (в том числе из Тибета), благовониями и еще не помню чем.

Обходить алтарь нужно так же по часовой стрелке. Но подходить туда можно только тем, кто придерживается этой веры. Рядом с алтарем в стеклянной витрине находится одеяние Далай-ламы XIV, которое он пожертвовал храму.

Это не конкретно оно, но смысл такой же (фото из музея этажом ниже)
Это не конкретно оно, но смысл такой же (фото из музея этажом ниже)

Стены расписаны фресками. Вместо привычных нам ликов святых, там изображены всевозможные будды. Их было немеренное количество, они буквально сидели друг на друге. Вдобавок это все на фоне мятного цвета. В какой-то момент у меня зарябило в глазах и срочно захотелось посмотреть на квадрат Малевича.

Конечно гид рассказывала, где какой будда и что он символизирует. Но от обилия непонятных слов и непроизносимых названий мне сделалось дурно. Поэтому здесь поведать вам ничего не смогу.

После осмотра молельного зала, мы переместились в музей. Здесь уже можно было фотографировать. Правда нечего. В основном экспозиция музея состояла из стопятьсот тысяч фигурок будды в разных видах и позах. Но так как я не приверженец этой веры, то мне было неинтересно рассматривать одно и тоже. Тем более я была в Москве в музее Востока и видела фигуры помасштабнее.

А вот что привлекло мое внимание - так это устрашающие маски из папье-маше. В них монахи танцуют ритуальный танец, отгоняя злых духов.

И еще понравился макет храма, сделанный из бисера местными мастерицами. Пусть не идеально ровно, но по крайней мере это необычно.

пока подобного больше нигде не видела
пока подобного больше нигде не видела

Понимая, что время "цигель цигель ай-лю-лю", мы бросили музей и вдвоем с еще одной девочкой помчались осматривать храм с улицы. А осматривать было что! Вокруг хурула расположено 17 ротонд, в одних находятся снова статуи будд, в других - молитвенные барабаны.

Территория большая и благоустроенная. Куда ни посмотри - глаз радуется. Жалко только, что на прогулку по территории у нас было всего 20 минут. Хотелось бы побольше походить, возможно проникнуться этим местом, почувствовать его. Потому что после посещения остались двоякие ощущения.

С одной стороны, мне понравился смысл, заложенной в этой философии. Сначала буддисты просят за всех, за всеобщее благо и мир, а только потом за себя. Они терпимы к себе и другим людям. Добрые, открытые, позитивные.

благоустроенная территория храма
благоустроенная территория храма

Но в тоже время, вся эта внешняя атрибутика напоминает цирк и Сорочинскую ярмарку вместе взятые. Яркие краски одеяний, аляпистая роспись стен, безвкусные искусственные цветы - все это сливается в одно пестрое месиво. И слишком много будд на один квадратный метр.

Наверное в Таиланд мне ехать нельзя, чтобы не повредить глаза. Там этого богатства еще больше.

На этом калмыцкие приключения не заканчиваются и в следующей статье вы узнаете, из чего ойраты делают водку. Не переключайтесь, как говорит Андрюша Малахов, будет интересно)))

Элиста
4417 интересуются