51,7K подписчиков

"Наследник", "Случай и насилие" и другие французские фильмы на криминальную тему

"Филипп Лабро имеет во Франции устойчивую репутацию автора криминальных сюжетов в духе Жан-Пьера Мельвиля. Как и у Мельвиля, в фильмах Лабро часто используются американизированная сюжетная схема, дополненная подробно выписанными бытовыми деталями..."

"Филипп Лабро имеет во Франции устойчивую репутацию автора криминальных сюжетов в духе Жан-Пьера Мельвиля.

Филипп Лабро (Philippe Labro) Родился 27.08.1936

Филипп Лабро, кавалер Ордена Почетного легиона, известный французский писатель, журналист и режиссёр, в течение ряда лет занимал руководящие должности в компании RTL. Его первый роман был опубликован в 1960 году. До начала 1970-х он работал журналистом в газете France-Soir, обозревателем в Journal du dimanche и Paris Match. Лабро часто писал о кино и был хорошо знаком со многими кинематографистами, включая режиссера Жана-Пьера Мельвиля (1917-1973), который оказал существенное влияние на его творчество.

Так что режиссерский дебют Филиппа Лабро в 1969 году никак нельзя назвать случайным. В 1970-х и в первой половине 1980-х он поставил такие заметные картины с криминальным сюжетом, как «Без видимой причины», «Наводчик», «Наследник» и «Бригада криминальной полиции». Однако после съемок фильма «Берег правый, берег левый» (1984) он окончательно ушел из кинорежиссуры, сосредоточившись на руководящей работе в теле/радиокомпании RTL. 31 марта 2005 года вместе с Венсаном Боллоре он запустил канал Direct 8, где занял должность вице-президента.

Филипп Лабро имеет во Франции устойчивую репутацию автора криминальных сюжетов в духе Жан-Пьера Мельвиля. Как и у Мельвиля, в фильмах Лабро часто используются американизированная сюжетная схема, дополненная подробно выписанными бытовыми деталями.

"Филипп Лабро имеет во Франции устойчивую репутацию автора криминальных сюжетов в духе Жан-Пьера Мельвиля.-2

Всё может случиться / Tout peut arriver. Франция, 1969. Режиссер и сценарист Филипп Лабро. Актеры: Жан-Клод Буйон, Катрин Аллегре, Пруденс Харрингтон, Шанталь Гойя, Шанталь, Фабрис Лукини, Андре Фалькон, Мариус Лорей, Катрин Денев и др. Кинопрокат во Франции – с 26 ноября 1971: 0,1 млн. зрителей.

В режиссерском дебюта Филиппа Лабро «Всё может случиться» рассказана история о неком журналисте, который пытается найти свою бывшую жену, пропавшую при загадочных обстоятельствах…

В этой картине Лабро ещё только нащупывал свой творческий кинопочерк, поэтому не сумел завоевать внимание массовой аудитории. Во французском прокате фильм «Всё может случиться» посмотрело всего сто тысяч зрителей…

"Филипп Лабро имеет во Франции устойчивую репутацию автора криминальных сюжетов в духе Жан-Пьера Мельвиля.-3

Без видимой причины / Sans mobile apparent / Senza movente. Франция-Италия, 1971. Режиссер Филипп Лабро. Сценаристы: Винченцо Лабелла, Филипп Лабро, Жак Ланзманн, Ивэн Хантер (по роману Эда МакБейна «Десять плюс один»). Актеры: Жан-Луи Трентиньян, Доминик Санда, Саша Дистель, Карла Гравина, Поль Кроше, Лаура Антонелли, Жан-Пьер Марьель, Стефан Одран, Андре Фалькон и др. Кинопрокат во Франции – с 15 сентября 1971: 1,3 млн. зрителей.

1971 год. Ницца. Инспектор полиции (Жан-Луи Трентиньян) расследует три загадочных убийства из снайперской винтовки, совершенных без видимых мотивов…

Как и у Мельвиля, в фильмах Лабро всегда играют яркие звезды европейского экрана. Вот и в детективе «Без видимой причины», своей фабулой напоминающем «Десять негритят» Агаты Кристи, собран целый букет звезд: Жан-Луи Трентиньян, Доминик Санда, Саша Дистель, Карла Гравина, Лаура Антонелли, Стефан Одран...

"Филипп Лабро имеет во Франции устойчивую репутацию автора криминальных сюжетов в духе Жан-Пьера Мельвиля.-4

И хотя нельзя утверждать, что количество звезд прямо пропорционально художественному качеству картин Филиппа Лабро, популярные актеры делают свое дело. Что скрывать - каждый из нас, вероятно, не раз ловил себя на том, что хороший актер «заставляет» с интересом смотреть даже вполне посредственную картину.

Кроме того, во время съемок этого детектива Филипп Лабро практически ежедневно созванивался с классиком кинодективов и триллеров - режиссером Жаном-Пьером Мельвилем (1917-1973), который давал ему полезные советы.

В итоге история таинственных убийств, произошедших в приморском городе, была поставлена Филиппом Лабро со знанием дела: режиссеру удалось создать необходимую тревожную атмосферу действия, в которой приходилось существовать персонажу Жана-Луи Трентиньяна (1930-2022),что не могло не сказаться на результате: фильм «Без видимой причины» посмотрело в 13 раз больше зрителей, чем его дебютную ленту «Всё может случиться» (1969).

"Филипп Лабро имеет во Франции устойчивую репутацию автора криминальных сюжетов в духе Жан-Пьера Мельвиля.-5

Наследник / L'Héritier. Франция-Италия, 1972. Режиссер Филипп Лабро. Сценаристы: Филипп Лабро, Жак Ланзманн, Винченцо Лабелла. Актеры: Жан-Поль Бельмондо, Карла Гравина, Жан Рошфор, Шарль Деннер и др. Кинопрокат во Франции – с 22 марта 1973: 2 млн. зрителей.

Глава империи медиа и сталелитейной промышленности гибнет в авиакатастрофе, и во главе бизнеса становится его сын, который хочет понять, кому из «сильных мира сего» мог помешать его отец…

В свое время эту ленту критики упрекали во вторичности и измельчании тематики «политического кинематографа». Упрек этот, на мой взгляд, справедлив в той мере, в какой почти каждый второй детектив или триллер повторяет фабулу уже известных ранее произведений. Увы, сюжетные схемы не так уж богаты принципиально новыми вариантами. Все дело в «оркестровке». Именно она превращает историю заурядного преступления в сложную психологическую драму или лихой авантюрный боевик. В этом смысле «Наследник» сделан даже с некоторым режиссерским шиком: монтажными врезками вспыхивают «флэшбэки», внося в атмосферу фильма элемент загадочности, нервного напряжения, хороша музыка Мишеля Коломбье, операторская работа и т.д.

Крепко срежиссированный «Наследник» стал самым популярным фильмом Филиппа Лабро, чему, бесспорно, помог талант Жана-Поля Бельмондо (1933-2021), сыгравшего в этой ленте роль бизнесмена, бросающего вызов врагам своего погибшего отца…

"Филипп Лабро имеет во Франции устойчивую репутацию автора криминальных сюжетов в духе Жан-Пьера Мельвиля.-6

Случай и насилие / Любовь и насилие / Le Hasard et la Violence / Amore e violenza. Франция-Италия, 1974. Режиссер и сценарист Филипп Лабро. Актеры: Ив Монтан, Кэтрин Росс, Жан-Клод Дофин, Катрин Аллегре и др. Кинопрокат во Франции – с 24 апреля 1973: 0,7 млн. зрителей.

Журналист и писатель Лоран приезжает в приморскую провинцию, где его ждут настоящая любовь и непредсказуемое Зло…

Драма «Случай и насилие» вполне могла быть показана в СССР под рубриками «их нравы» и «агрессия буржуазного общества», да вот беда – главную роль в ней сыграл знаменитый шаньсонье и актер Ив Монтан (1921-1991), который после резких антисоветских выступлений в эпоху подавления «пражской весны» 1968 года был вплоть до «перестройки» занесен в черный список «непоказываемых» в СССР актеров…

Ив Монтан играет в этой драме психологически тонко, нигде не переходя грань внешнего правдоподобия, хотя сюжет и давал возможности для гротеска. А Филипп Лабро доказал, что ему вполне подвластен жанр драмы, а не только детектива и триллера.

Киновед Александр Федоров