Найти тему

Алтайская свадьба

Обряд заплетания кос. Фото взято из Яндекс-картинки.
Обряд заплетания кос. Фото взято из Яндекс-картинки.

В этой статье, опубликованной в далёком 1910 году, описывается алтайская национальная свадьба.

Автор статьи: Всеволод Чулышманский

Название статьи: Алтайская свадьба

Опубликовано: газета «Алтайская газета» (Барнаул), 17 (30) декабря 1910 года, стр. 3.

Текст статьи:

Оригинальна жизнь алтайского инородца.

Оригинальны и отдельные ее проявления. Для примера возьмем алтайские свадьбы или «той».

Алтайцы женятся очень молодыми. Так, например, нередки слу­чаи, когда жених бывает всего 4-х лет. При этом невеста должна быть не моложе 12-20 лет. Такую резкую разницу в летах алтайцы объясняют тем, что же­на должна воспитать своего мужа. У алтайцев, как и у всех диких народов, до сих пор сохранился обычай купли и продажи, а также и воровства невесты, т. е. у них сохранился обычай, который у славян назывался «умыканием» невесты. Этот обычай имеет силу закона и без него не может произойти ни одна свадьба. Калым поступает в пользу отца невесты и в среднем определяется таким размером – 200 или 300 рубл. денег, 3 или 4 коня (ат), ружье, шкура выдры и ведро «аракы». Но бывает, что размер калыма бывает в 10 раз больше, смотря по степени зажиточности. Калым может быть уплачен не сразу, а постепенно, причем в случае отказа уплаты остающегося калыма, отец невесты имеет право после свадьбы взять свою дочь обратно, удерживая уже уплаченную часть калыма за собой, что и случается нередко. Возврат не мешает женщине выйти замуж за другого. После определения размера калыма жениху еще предстоит украсть, свою невесту, после чего уже происходит обоюдное согласие на свадьбу обеих сторон и пишется условие для уплаты калыма, засвидетельствованное зайсаном дючины. Когда все это сделано, приступают уже и к самой свадьбе. Собираются подруги и родственницы невесты, и расплетают ее косу на две ча­сти. Это самый главный момент свадьбы и после этого «кыс» (девушка) превращается в «катын» (женщина), которая обязана носить две косы.

Во время расплетания косы, делают возлияние на огонь (ом) аракы для умилостивления злого божества (Эрлик).

После окончания этого обряда собираются гости и происходит самое отчаянное пьянство. Разумеется, дело без драки не обходится. Молодые после бракосочетания переходят на житье в отдельную новую юрту, которую устраивает мать невесты. В этой юр­те молодые живут месяца 3-4, а иногда и полгода, после чего пере­ходят к отцу жениха.

Описание свадеб занимает в алтайских былинах довольно по­рядочное место и не лишено поэзии. Так, один из любимых алтайских богатырей Алтай Богучан достает себе невесту с неба, а сын его одерживает несколько побед и преодолевает много опасности и преград для того, чтобы достать себе красавицу невесту.

Действительно, это очень краси­вые легенды – былины, которые ни чуть не уступят русским героическим сказаниям.

Богатая фантазия алтайца создала образ идеальной женской красоты, но и в действительности среди алтайцев попадаются такие красавицы, которым могли бы позавидовать наши женщины.

Каждая алтайская былина конча­ется по большей части свадьбой богатыря, на которой все гости напиваются пьяными и арака льется рекой.

У крещеных алтайцев все эти обычаи сохраняются с прибавлением уже церковного обряда, на который смотрят, как на нечто формальное и ненужное. Впрочем к алтайцам в последнее время перешли некоторые простонарод­ные русские обычаи, как-то, пре­словутые блины, на которых гости делают невесте подарки. В местах соприкосновения русских с алтайцами происходят смешанные браки, что в этих местах способствует ассимиляции инородцев. При этом чаще замечается, что русские предпочитают красавиц инородок русским девицам.

Мои комментарии:

  1. Скорее всего, автор этой статьи не очень хорошо знал алтайский фольклор и этнографию. Свадебный обряд описан очень кратко, про сватовство вообще нет ни слова. Обряд похищения невесты здесь назван обязательным. На самом деле это не так. Огонь назван словом «ом», а не «от». Есть и другие неточности.
  2. Почти везде в этой статье коренное население Алтая названо алтайцами. В те времена это было редкостью. Алтайцев тогда называли либо «инородцами», либо «калмыками».
  3. Действительно, в те далёкие времена жених и невеста могли быть детьми, причём невеста могла быть значительно старше жениха. Это было характерно для богатых семей.
  4. Действительно, смешанные русско-алтайские браки не были редкостью. Но при этом невеста-алтайка обязательно должна была быть крещёной.