Найти тему
Московская беседка

В луче оранжевого цвета

О моноспектакле Александра Пацевича «Маяковский. Прогулка» (Московский драматический театр «Сфера»). Премьера 1 марта 2024

Ненавижу

всяческую мертвечину!

Обожаю

всяческую жизнь!

В. Маяковский. «Юбилейное», 1924

Талантливый поэт — всегда Вселенная. Бесконечно разнообразный спектр, где зарождаются и угасают цвета — огромное количество цвета, как в радужном спектре, где переливаются и переходят друг в друга бесконечные цвета и оттенки. Внимательный и чуткий читатель находит для себя главный цвет, наполняющий родственным отзвуком сердце. Так рождается особое взаимопонимание между читателем и поэтом.

Александр Пацевич отобрал для себя главный цвет — оранжевый. Цвет огня, жизни, неукротимой энергии, составляющей основную тему его творчества. Пламенный темперамент актера, страстность, сила чувств, громогласность и особая душевная организация, нуждающаяся в титанической силе слова, явленной великим поэтом, нашли полное соответствие и созвучие души поэта с душой артиста.

Фотография предоставлена театром. Фотограф Ирина Ефремова
Фотография предоставлена театром. Фотограф Ирина Ефремова

Александр Пацевич делает акцент на жизнелюбии Маяковского как наиболее близкой черте его личности и его лирики. Этим объясняется композиция и сценография спектакля. Перед нами не линия жизни, не трагически оборванная литературная карьера и не хронологически выверенная читка. Пацевич начинает с «Юбилейного» и заканчивает им же: его Маяковский обращается к Пушкину — альфе и омеге больших русских поэтов. Пушкин для его Маяковского — вечный огонь вдохновения, не остывающий никогда.

Оживив своего героя, актер запросто выходит к публике, чтобы познакомиться с товарищами-потомками. Он мальчишески радуется, что зрители будущего помнят его стихи и, обнаружив общность с публикой, окрыленный ее пониманием, азартно пускается в путь по волнам своей поэзии, такой непохожей на всю русскую классику.

Фотография предоставлена театром. Фотограф Полина Королева
Фотография предоставлена театром. Фотограф Полина Королева

Выбрав созвучную струну, актер полностью перевоплощается в любимого поэта. Это полное перевоплощение открывает новые горизонты и творческие возможности: на сцене звучат стихи Маяковского под музыку, сочиненную самим актером. Рваная строка Маяковского, его внутренний ритм и ошарашивающие образы получают неожиданное звучание, исполненное силы и мастерства.

Маяковский раскрывается с новой силой. Его стихи, исполненные под гитару человеком с острым пониманием и соответствием его поэтическому духу, производят очень сильное впечатление, сродни рок-музыке 21 века. Музыка эта очень красивая и оригинальная. В чем-то Пацевич — новатор: он срежессировал и сыграл яркий спектакль-концерт, с живой и записанной музыкой, видеопроекциями, выразительным, говорящим светом. Перед нами полностью авторский продукт высокого качества, где актер раскрывается с новой для театральной публики стороны.

Фотография предоставлена театром. Фотограф Ирина Ефремова
Фотография предоставлена театром. Фотограф Ирина Ефремова

Хотя беседка — не большая поклонница мультимедийных технологий, как раз в этом спектакле они весьма уместны: именно они создают визуальный фон эпохи, в которой довелось жить и творить нашему герою. Особенно выразительна тема корриды, символизирующей бесчеловечность 20 века. Столкнувшись с корридой в Мексике, переродившись в душу быка, которого забивают, Маяковский, - а вслед за ним Пацевич, истекают кровью алого света, той самой театральной кровью, без которой нет сопереживания большому искусству.

Именно эта тема — тема корриды — возвращается на сцену с возвращением Маяковского в СССР, с громогласными лозунгами, гигантскими транспарантами, за которыми стоит кровь и растоптанные человеческие судьбы. Очень точный и выразительный образ, превращающий человека в быка, которого закалывают и который не в состоянии сопротивляться.

Фотография предоставлена театром. Фотограф Полина Королева
Фотография предоставлена театром. Фотограф Полина Королева

Очень сильная сцена, посвященная сочинению стихов на смерть Сергея Есенина, где поэт огромным усилием творческой воли сочиняет нечто такое, что в поэтическом смысле окажется сильнее прощальных есенинских строк. Музыкальная тема народного поэта сливается с мощным ритмом стихов, внутренняя сила которых противопоставлена смерти. Строки удивительной мощи изо всех сил пытаются перекрыть тяжелую депрессию поэта, жизнь которого обесценена:

Для веселия
       планета наша
              мало оборудована.

Надо
   вырвать
       радость
           у грядущих дней.
В этой жизни
       помереть
            не трудно.
Сделать жизнь
        значительно трудней.

Фотография предоставлена театром. Фотограф Маруся Гальцова
Фотография предоставлена театром. Фотограф Маруся Гальцова

Пацевич выбрал для своего Маяковского очень верный тон. Тон доверительной интонации, с какой поэт общался с современниками. Именно так — запросто и доверительно — стоит сегодня говорить с залом, со своими современниками, чтобы оживить большого поэта, давно покрывшегося «хрестоматийным глянцем», который он так ненавидел. Который ненавидят и боятся все большие поэты, предчувствуя огромную разницу между собой, настоящими, и образом себя, который слепит государство после смерти.

Фотография предоставлена театром. Фотограф Маруся Гальцова
Фотография предоставлена театром. Фотограф Маруся Гальцова

Перед нами — живой поэт, стихи которого отлично ложатся на гитару и могут украсить изысканную рок-тусовку. Поэт с живыми интонациями и страстной душой, не боявшийся быть другим. Не боявшийся быть собой. Поэт, чьи стихи излучают яркий оранжевый свет жизни, своим таинственным соответствием созвучный главному цвету театра. Не зря свой моноспектакль-концерт Александр Пацевич посвятил Екатерине Еланской, создавшей театр необыкновенной жизненной силы, не покинувшей его по сей день...