Эксперты отмечают, что в обществе всё чаще проявляется неспособность слушать серьёзную музыку, да и интерес к ней постепенно утрачивается. Повсеместно преобладают примитивные звуковые формы. А музыкальным школам всё сложнее набрать учеников.
Современные дети по большей части растут без живой музыки. Мамы редко поют колыбельные, бабушки перестали водить своих внуков в филармонию или театр, воспитатели детских садов не играют детворе простейшие детские песенки на фортепиано, а всё чаще включают колонку с флешкой. Хорошо, что во многих средних школах ещё сохраняются классические уроки музыки. Что сейчас происходит с начальным музыкальным образованием, как его сохранить и что делает для этого наше государство, разбирался Горсайт.
В дореволюционной̆ России чтили традиции музыкального образования. Обучение музыке было обязательном не только в аристократических семьях, но и среди помещиков, купцов и военных. Даже советская власть поддерживала такие занятия, организовав их во Дворцах пионеров. Однако начало девяностых изменило многое. Музыкальные школы стали пустеть, а старые пианино – продаваться за ненадобностью. Родители увлеклись другими занятиями, приносящими, по их словам, больше пользы. Музыка осталась лишь тем, кто в дальнейшем планирует с её помощью сделать карьеру.
Без преемственности не будет музыки
В Советском Союзе всегда была сильная академическая школа, которая давала известных музыкантов всему миру. Её система построена на трёх китах: музыкальная школа, училище и консерватория. С тех пор она не сильно изменилась. Но, к сожалению, угас к ней интерес не только будущих учеников и их родителей, но и многих педагогов.
«Молодых педагогов я практически не вижу, их единицы. В основном всё держится на старой гвардии», – считает заслуженный работник культуры Российской Федерации, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, преподаватель по классу гобоя и флейты Детской школы искусств № 29 Григорий Чеколда.
Педагог рассказал, как раньше государственная политика поддерживала «цепь преемственности». Со временем она, к сожалению, развалилась. Эти результаты мы видим сейчас.
«Раньше в школах, колледжах, вузах очень сильно работала пропаганда, просветительская деятельность. Всё это сошло на “нет”, исчезло почти полностью. И это дало плоды через десятилетия. Мы вопреки всему, а не благодаря, работаем, чтобы погрузить в мир прекрасной классической музыки наших детей, потому что мы представители старой школы. Многие ведь сдаются и уходят из профессии. Заинтересованность государства в девяностые годы упала до нуля, школы обеднели, остались без инструментария, не было больше помощи родителям, чтобы посылать на конкурсы детей. Всё приходилось делать за свои деньги. Это привело к тому, что люди перестали видеть перспективы. Поэтому сейчас по-настоящему талантливых людей, которые приходят в профессию, единицы», – пояснил Григорий Чеколда.
Дети не готовы трудиться
К проблемам музыкального образования заслуженный работник культуры относит ещё и желание у детей лёгкости бытия.
«Сейчас беда заключается в том, что дети не привыкли к труду. Они хотят, чтобы им всё легко давалось, чтобы не прилагать усилий. Страшно, но сейчас это уже философия. Другое поколение взрослых людей выросло. Им важно, чтобы ребёнку всегда было хорошо. Дома он мусор не может вынести, прибрать за собой, посуду помыть. Когда я вижу ученика с бабушкой, которая за него две сумки несёт, сразу говорю: “выйдите и зайдите, как положено”. Они сразу всё понимают», – рассказал педагог.
Проблема в среде
По словам педагога, сейчас в обществе сформировалась такая среда, для которой музыка – лишь фоновое звуковое сопровождение. В ней для детей нет особого смысла и острой необходимости.
«Вот учится ребёнок в общеобразовательной школе и там же растворяется. А вокруг что – потребительская среда. Вот он и думает: “Зачем я вообще занимаюсь музыкой? Ведь это никому не надо.” А в музыкальной школе, когда он проникается, вдохновляется мелодиями, такие вопросы исчезают», – пояснил музыкант.
Также преподаватель отметил, что многие родители готовы развивать своего ребёнка музыкально, но им не всегда по карману купить нужный инструмент, а музыкальная школа не в силах обеспечить всех своих учеников инструментарием, как это было раньше.
В России постепенно восстанавливается поддержка музыкального образования и талантливых детей
27 марта 2024 года на встрече с работниками культуры Тверской области президент России Владимир Путин отметил, что в стране важно сохранить традиционные музыкальные школы. Об этом рассказало Информационное агентство ТАСС.
«Мы договорились о том, что музыкальные школы, в традиционном ещё с советского периода смысле слова, мы не будем уничтожать и превращать в клубы и кружки», – сообщил глава государства.
С 2019 года активно идёт оснащение музыкальных школ новыми инструментами. Около двух тысяч учреждений уже обеспечили. Планируется оснастить ещё около полутора тысяч.
«Безусловно, мы будем делать это и дальше, развивать будем обязательно», – добавил Владимир Путин.
Также он пообещал и дальше поддерживать производителей отечественных музыкальных инструментов.
«Самая главная помощь– это обеспечение рынка сбыта. Видите, если у производителей даже не хватает объёмов, значит рынок обеспечивается пока, а мы будем продолжать это делать», – заявил президент.
В 2014 году по инициативе президента Российской Федерации был создан образовательный центр «Сириус». Он ориентирован на раннее выявление, развитие и дальнейшую профессиональную поддержку одарённых детей в самых разных областях. Проезд и пребывание там бесплатные. Каждый месяц «Сириус» посещают 800 детей в возрасте 10-17 лет из всех регионов России.
«Сириус – это же здорово. Мои ученики дважды ездили туда. Они окрылённые возвращаются. Там среда позволяет, как говориться, “вариться в котле” профессионализма. С разных сторон подходят к обучению: ансамбль, оркестр, композиция. Они личность развивают, приобщают к музыке. Сейчас идёт разговор о том, что в больших городах России начнут открывать такие центры. Но оказаться там могут единицы. Очень сложно выдержать конкурс», – рассказал Григорий Чеколда.
Зачем заниматься музыкой
Учёные, проводя регулярные исследования, доказали, что занятия музыкой – это мощный по силе воздействия метод развития ума, эмоциональности и силы воли. Среди усердных учеников музыкальной школы практически нет неуспешных и несостоявшихся в жизни людей.
«Даже если человек не свяжет свою профессию с музыкой, его внутренний мир всё равно станет богаче. Это дорогого стоит. Видение прекрасных моментов, потребность слушать музыку, общаться с творческими людьми. Это остаётся на всю жизнь. Музыка даёт очень сильное чувство потребности добра. Со стороны может показаться, что человек странный. Конечно, для обывателя он другими категориями мыслит, опережает простого человека во всех позициях – он образованный, гибкий, глубокий, яркий и часто выражает чувства через музыку», – отметил деятель искусств.
Вот и двенадцатилетний ученик Григория Чеколды, бронзовый медалист XXII молодёжных Дельфийских игр России, стипендиат мэрии Новосибирска в области культуры и искусства Михаил Аксёнов играет на гобое уже несколько лет. А ведь не каждый готов выбрать себе для обучения музыкой такой непростой деревянный духовой музыкальный инструмент. Но мальчик не испугался трудностей, усердно старается и внемлет своему учителю. В будущем видит себя музыкантом, возможно даже в нашей Новосибирской филармонии.
«В музыкальную школу меня записали родители, тогда я ещё не знал, что хочу этим заниматься. Я играю для себя, свои чувства могу описать искусством через гобой. Это сложный инструмент, особенно вначале. После двух лет занятий, когда появляются уже базовые навыки, заниматься намного легче», – отметил Михаил.
«Человеку нужна самая разная живая музыка»
Педагог подчеркнул, что детей приобщать к настоящей классической музыке нужно как можно раньше. Тогда у них по-другому будет формироваться слух, со временем они смогут различать, где музыка настоящая, а где нет.
«Сейчас часто можно услышать ритмическую бессмысленную музыку, но это ещё пол беды. А вот когда идёт набор каких-то однообразных звуков, к сожалению, это кроме “разложения” личности ни к чему не приведёт. А ведь ребёнка легко заманить, задать неправильный вектор, если у него нет стерженька, почвы, заложенной с детства. В этом тоже беда. К сожалению, и людей, которые могут обогатить ребёнка истинной музыкой, становится всё меньше», – посетовал Григорий Чеколда.
Музыкант порекомендовал заинтересовывать ребёнка классической музыкой так, чтобы ему понравилось. Начинать надо с простых малых форм, постепенно усложняя, и обязательно разговаривать, спрашивать об ощущениях.
«У моих детей без музыки не было ни одного дня. Я дома играл на фортепиано, духовых инструментах, ко мне студенты приходили, и мы занимались музыкой. Она звучала постоянно. Ребёнок спит – звучит музыка, проснулся – звучит музыка, засыпает – снова звучит музыка. Это образ жизни. Мелодии могут быть разные, они должны на чувства влиять, то спокойные, то живые и радостные», – рассказал педагог.
Педагог – родитель – ребёнок
Настоящий учитель, по словам Григория Чеколды, одновременно и психолог, и педагог, и воспитатель. Он видит в ребёнке то, что помогает раскрыть его душу, образ, подсознание.
«Бесталанных людей нет. Это педагог должен раскрыть его талант. Но один он не в силах будет этого сделать. Я создаю союз между ребёнком, родителем и педагогом. Если он удаётся, результат будет большой. Если всё только на педагоге держатся, тогда нечего и ждать. Воспитание начинается с родителей. Педагог – это уже следующее звено на пути человека к музыке. Когда они действуют в связке, могут очень многого достичь», – подчеркнул деятель искусств.
Вспоминая своё обучение музыке, педагог рассказал, какими строгими были их учителя, как жёстко они воспитывали своих подопечных. Однако до рукоприкладства или оскорбления не доходило никогда, как иногда бывает в современных школах. Да и сам он не сторонник таких методов, но также не щедр и до похвалы.
«Ребёнок на занятии – это друг и соратник. Мы с ним беседуем, ищем, звуки прослушиваем, подбираем штрихи, раскрываем сущность образа и так далее. Я не очень люблю хвалить, считаю, что это неправильно. И гении так считали. Нужно говорить, что ребёнку удалось сегодня, а ведь многое не удалось – об этом тоже надо разговаривать. Надо дальше расти, не топтаться на месте и делать только то, что получилось. И так шаг за шагом. А бить линейкой, наказывать – нет. Это путь в никуда. Должна быть созидательная строгость – тогда и личность будет гармоничная», – посоветовал музыкант.
Как попасть в музыкальную школу
Взвесив все «за» и «против», постарайтесь принять обдуманное и осознанное решение, которое обязательно нужно обсудить вместе с ребёнком. Именно от его желания и готовности зависит, станет ли для него музыка важной частью жизни.
Поступить в музыкальную школу не так уж и сложно. Главное сохранить желание учиться в ней следующие 5-7 лет. На бюджетное отделение обычно принимают детей с 6 лет.
Детская школа искусств №29, как и многие ДШИ Новосибирска, начинает приём заявлений на новый учебный год с середины мая. Вступительные испытания, по результатам которых происходит зачисление учащихся, проводятся в конце месяца. Информация об этом всегда есть на сайте школы. В последнюю декаду августа может проходить дополнительный набор. Но только в том случае, если остались свободные места.
В детских школах искусств есть не только музыкальное отделение, но и художественное и хореографическое. ДШИ№29 специализируется на эстрадном и академическом пении, а также есть классы фортепиано, скрипки, виолончели, баяна, эстрадной и классической гитары, флейты и гобоя.
Автор: Ника Алексеева
Агентство новостей ОТС-Горсайт