В комментариях под моей статьей «Осада Масады» подписчик задался вопросом: существует ли подобный аналог и природная копия неприступной скале в Иудее, на которой повстанцы долгое время оказывали сопротивление римским войскам. Древняя столица Нумидийского царства Цирта также была расположена на горной возвышенности высотой 640 метров над уровнем моря. С севера и юго-востока Цирта была ограждена глубокими ущельями, и только с одной стороны обрывистое плато узким склоном соединялось с равниной. У подножья скалы протекает река Руммель.
Во времена античной истории существовало множество подобных крепостей, укрепленных самой природой. Мы помним цитадели в Акрокоринфе, Аргосе, Итоме, Сардах, Масаде, скалу Ариамаза и скалу Хориена. Но по своей сути все данные горные твердыни являлись акрополями близлежащих городов или местом временного убежища, в то время как Цирта была и крупным поселением и одновременно столицей Нумидии.
В 203 году до новой эры римляне Сципиона и нумидийцы Масиниссы разбили под стенами Цирты войско царя Сифакса, который потерял в сражении до 5000 убитых и 2000 плененных воинов. По свидетельству Тита Ливия: «Масинисса вызвался немедленно скакать к столице Сифакса Цирте и обещал захватить город врасплох. Лелий отпустил его и нумидийские конники помчались во весь опор, ведя с собою закованного в цепи Сифака. Масинисса через караульных вызывает городских правителей и требует сдать город. Но ни подробный рассказ о случившемся, ни уговоры, ни угрозы не действуют и тогда вперед выводят Сифака в цепях. Жалкое это зрелище мгновенно сломило упорство циртийцев, на стенах поднялся плач и горестные причитания и ворота отворились».
В Цирте Масинисса встретил жену Сифакса красавицу Софонисбу и в тот же день женился на ней, спасая ее подобным образом от римского рабства. Но Сципион указал новоявленному царю Нумидии, что раз Сифакс пленен римлянами, то все, что принадлежит ему, включая жену, является добычей римского народа. Опасаясь гнева союзников, Масинисса немедленно послал Софонисбе раба с кубком яда, и она покончила жизнь самоубийством. По завершении второй Пунической войны Масинисса сделал Цирту столицей своего царства. В городе проживали греки, нумидийцы, берберы, карфагеняне, евреи и италики. Гробница царя Нумидии, умершего в возрасте 90 лет, находилась неподалеку от Цирты и сегодня ее величественные развалины можно увидеть в окрестностях города Эль-Хруба. В период 1915-1916 годов французские археологи исследовали мавзолей Масиниссы и обнаружили две тайные погребальные камеры, разделенные плитами, в которых были обнаружены три неповрежденные серебряные урны с прахом. Историки выдвинули предположение, что в них могли находиться кремированные останки Масиниссы и Софонисбы.
В 112 году до новой эры потерпев под стенами Цирты поражение в битве от претендента на трон Нумидии Югурты, царь Адгербал, сын Миципсы, укрылся в неприступной столице. Со слов Саллюстия: «Адгербал с несколькими всадниками бежит в Цирту, и не будь там множества людей, носивших тогу (римлян и италиков – мое примечание), которые отбросили неприятеля от городских стен, то война между двумя царями началась бы и завершилась в один и тот же день. Затем Югурта окружил город и приступил к его осаде с помощью крытых щитов, башен и разных машин, торопясь все закончить до возвращения послов, которых Адгербал отправил в Рим еще до начала сражения. Не будучи в состоянии взять Цирту приступом, Югурта окружил ее стены валом и рвом, построил башни и разместил в них бойцов. Италийцы, доблестно защищавшие городские стены, уверенные в том, что если они сдадутся, то величие римского народа обеспечит им неприкосновенность, стали советовать царю Адгербалу сдаться Югурте самому и сдать город. Адгербал по их совету сдался и Югурта прежде всего казнил его, подвергнув пыткам, затем перебил всех взрослых нумидийцев и римских купцов, кто только не попадался с оружием в руках».
Расправа Югурты со своим двоюродным братом Адгербалом и убийство в Цирте римских граждан послужили предлогом со стороны Рима к началу войны. В 105 году до новой эры консул Гай Марий разбил под Циртой объединенное нумидийско-мавританское войско Югурты и царя Бокха I, которые были вынуждены бежать в западном направлении, спасаясь от преследования противника. По причине поражения союзников защитники Цирты не оказали сопротивления неприятелю, и легионеры Мария беспрепятственно вступили в город. По окончании Югуртинской войны римляне фактически стали полноправными хозяевами Цирты, но официально римским город стал в 46 году до новой эры после завоеваний Цезаря. Учитывая, что Юба, сын Миципсы в гражданской войне Рима принял сторону Помпея, Цезарь приказал Публию Ситтию вместе с мавританским царем Бокхом II занять Цирту и обратить поселение в римскую колонию.
Спустя четыре столетия Цирта была полностью разрушена римским императором Максенцием в ходе подавления восстания наместника провинции и самопровозглашенного узурпатора Домиция Александра. Историк Э. Гиббон пишет по этому поводу: «Фортуна доставила Максенцию случай подавить незначительное восстание в Африке. Единственным виновником был губернатор и несколько человек из числа его приверженцев, но за это преступление поплатилась вся провинция. Цветущие города Цирта и Карфаген, а вместе с ними и вся эта плодородная страна была опустошена огнем и мечом». Спустя два года император Константин приказал восстановить Цирту и назвал новый город своим именем.
Любопытно, что латинизированная Цирта после нашествия вандалов в Северную Африку еще долгое время сохраняла верность римскому императору. Отряд римских войск под руководством Бонифация был разбит вандалами и понес значительные потери. Вандалы стали грабить и опустошать беззащитную провинцию, но такие города как Карфаген, Гиппон Регий и Цирта долгое время оказывали неповиновение неприятелю. В VII века Цирта была завоевана арабами и существует по настоящее время под названием Константина. Город расположен на территории Алжира в 80 километрах от морского побережья.
Туристы разных стран посещают сегодня древнюю Цирту как уникальную археологическую достопримечательность. Экскурсоводы и гиды рассказывают им легенды о существовании в городе в замурованных подземельях несметных сокровищ Масиниссы, Сифакса и Югурты. Аналогичные тайники с золотом и серебром в своих столицах имели царь Дакии Децебал и понтийский царь Митридат VI Эвпатор. Я не думаю, что сокровищницы Масиниссы и Югурты до сих пор не потревожены, так как первый перед смертью передал власть и богатства своим сыновьям в здравом уме, а второй хранил свою казну в других городах (Сутуле, Тале и на скалистой горе неподалеку от реки Мулукки). Существует ничтожная вероятность, что в Цирте до сих пор находятся сокровища плененных Сифакса и Адгербала, которые не выдали соответственно Масиниссе и Югурте тайну их месторасположения.