Святители Митрофан Воронежский, Дмитрий Ростовский, Иоасаф Белгородский, преподобный Серафим Саровский и многие другие были причислены Церковью к лику святых в Синодальный период. Это было время, когда Русской православной церковью управлял не патриарх, а особый, созданный Петром I в ходе государственных реформ орган, - Святейший Синод (1721 - 1917 гг.).
Первым в ряду святых Синодального периода можно назвать святителя Митрофана, епископа Воронежского (в миру Михаил, 1623–1703). В 1682 году, находясь в Москве, святитель присутствовал в Успенском соборе Московского Кремля при венчании на царство Ивана и Петра Алексеевичей. В дальнейшем, с Петром I св.Митрофана будут связывать многочисленные встречи и личные беседы. Святой, заботившийся о благоустроении и украшении храмов своей епархии, получал поддержку государя. Поскольку в Воронеже были устроены судостроительные верфи, Петр I многократно приезжал в город, присутствовал на богослужениях в соборе. Интересен тот факт, что св. Митрофан неоднократно жаловал средства в казну на строительство кораблей, поскольку осознавал государственную важность этого начинания. Перед смертью в 1703 г. святитель принял схиму с именем Макарий, в честь преподобного Макария Унженского. При погребении святого в Архангельском приделе Благовещенского собора Воронежа лично присутствовал Петр I. Святитель оставил после себя литературный труд, так называемое «Духовное завещание». На иконах святитель Митрофан традиционно изображается в схимнических одеждах.
В собрании Музея имени Андрея Рублева хранится уникальный меднолитой образ святителя, выполненный, очевидно, по заказу представителей Синодальной церкви для распространения иконографии нового святого после его канонизации в 1832 году. Изображения святых Нового времени в медном литье, виде искусства, традиционно популярном в старообрядческой среде, практически не встречаются.
Через два года после кончины святителя Митрофана, святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало, 1651–1709), закончил свой грандиозный труд – Четьи-Минеи, свод житий святых, которые и до настоящего дня являются самым популярным благочестивым чтением о христианских подвижниках. Он был поставлен на Тобольскую кафедру, однако весенняя распутица и болезнь помешали ему добраться до Сибири. Митрополит осуществлял свое недолгое руководство митрополией из Сибирского подворья в Чудовом монастыре в Москве. Иконописный облик святого сложился на основе его прижизненных портретов. По сравнению с другими святыми Нового времени, для его изображений характерно большое разнообразие иконографических вариантов (погрудные, поясные, ростовые, житийные образы).
Икона второй половины XVIII века повторяет поясной живописный портрет, а в произведении суздальского иконописца Козьмы Кособрюхова 1774 года ростовой образ святителя сопровождает сцена обретения его мощей.
Один из значимых святых Синодального периода святитель Иннокентий Иркутский (в миру Иван Кульчицкий, 1680/1682– 1731) – первый епископ Восточной Сибири, талантливый проповедник и просветитель. Его изображали с крестом и четками в руках.
Иконы святителя Иоасафа Белгородского (в миру Иоаким Горленко, 1705–1754) наделены портретным сходством, что объясняется наличием прижизненных изображений святителя и сохранностью его нетленных мощей. Основным ориентиром для иконописцев служил портрет 1860-х годов, хранившийся в Киевской духовной академии. После официальной канонизации в 1911 году были изданы служба и акафист святителю, начали создаваться его образы в иконе и декоративно-прикладном искусстве.
Святитель Тихон Задонский (1724–1783), епископ Воронежский и Елецкий, также как Димитрий Ростовский, известен как духовный писатель (из числа его произведений – «Об истинном христианстве», «Сокровище духовное, от мира собираемое», «Письма духовные»). Иконография святителя Тихона, как и многих святых Нового времени, восходит к его прижизненным портретам, в том числе к тому, который епископ подарил елецкому купцу К.И. Студеникину.
Одним из самых почитаемых святых Синодального времени является преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Мошнин, †1833). Преподобный родился в Курске в купеческой семье. Свою подвижническую жизнь провел в Саровской обители и в лесных пустыньках недалеко от города. С 1820-х годов монастырь стал местом активного паломничества. Святой отличался особой прозорливостью, в монашеских подвигах подражал древним столпникам – тысячу дней и ночей простоял в молитве на камне. Почитание Серафима Саровского началось сразу после его смерти благодаря записям его духовных чад, портретам и иным свидетельствам. В 1903 году прошли большие торжества, связанные с общецерковным прославлением преподобного, в которых принимала участие царская семья во главе с императором Николаем II. Вероятно, к канонизации святого была написана и большая житийная икона.
Образ в среднике разработан на основе прижизненного портрета преподобного, написанного художником О.С. Серебряковым. Житийные клейма иллюстрируют чудесные явления Богородицы, молитвенные подвиги святого, важные события его жизни и праведную кончину.
Проект музея «История русской святости. Памятники XVI - начала XX века из собрания Музея имени Андрея Рублева» дает представление, как на протяжении веков сохранялось живое восприятие традиции, как распространение образов русских святых, в том числе древних и местночтимых, скрепляло память о единстве русской истории.
До 13 августа 2024 года посетить выставку "История русской святости" можно в Рязани в Музейном центре РИАМЗ на ул. Соборной, 22.
История русской святости Часть 1. Русские князья и святые Киевской Руси
История русской святости. Часть 2. Сергий Радонежский и его ученики
___
Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!