Летом 1986 года артисты театра имени Ленинского комсомола (а ныне – театр Ленком Марка Захарова) провели сорок дней на гастролях в Кузбассе.
- Мы вывезли туда почти весь репертуар нашего театра, в те времена такие ежегодные длительные гастроли были обычным делом, - вспоминает вдова Николая Караченцова, актриса Людмила Поргина. – Ездили по краю, играли спектакли, проводили творческие вечера. Признаться, Кемерово и другие кузбасские города не самые лучшие места по экологии, но нам все равно было там интересно, принимали нас хорошо. Работники нашего театра, - и артисты, и люди из технических служб, в начале 1980-х организовали свою футбольную команду «Авось» (памятуя название спектакля «Юнона и Авось»). В Москве проводили соревнования между командами других театров. Даже несколько раз занимали первые места на таких турнирах. Часто на гастролях нашим мужчинам предлагали сыграть товарищеские матчи местные футболисты. И вот кузбасские журналисты из команды «Гонорар-82» вызвали «Авось» на игру.
К слову, команда «Гонорар-82» (цифра – это год создания) на Кузбассе давно известна и любима болельщиками, победитель Сибирских спартакиад.
Матч состоялся в Кемерово 14 июля 1986 года на стадионе «Химик». По рассказам очевидцев, погода тогда выдалась жаркой. Игрокам пришлось трудно, - бегать по большому полю, обливаясь потом, забивать и защищаться, при этом, не имея профессиональной подготовки. Хотя, как вспоминал потом капитан команды под странным номером «99» Александр Абдулов, их команда часто тренировалась в Москве после спектаклей на футбольном манеже «Спартак» (Александр Гаврилович, как и Николай Караченцов, болел за этот футбольный клуб и дружил со многими "спартаковцами"). Кстати, когда у Абдулова обнаружили онкологическое заболевание, игроки этого клуба вышли в одном из матчей в футболках с фотографией артиста и надписью «Верим в победу!».
На стене в актерском буфете театра Ленком было выведено шутливое: «Авось» - чемпион!» А на буфетной стойке стоял деревянный ящичек, в которой собирали деньги, якобы, на строительство своего «ленкомовского» стадиона. Конечно же, тоже в шутку.
– Поначалу возникли разногласия с директором стадиона «Химик», – вспоминает актер, участник команды «Авось» Игорь Фокин, - он не хотел выпускать нас на ухоженное зеленое поле, предназначенное только для игр команд мастеров. Тот человек, кто был ответствен за наше пребывание в Кемерово, пытался уговорить директора, но без толку. Наконец, были выдвинуты условия: определенное количество билетов на каждый спектакль. И все, конфликт был улажен.
- В 1980-е я работал собственным корреспондентом по западной Сибири от АПН (позже – РИА-Новости), - вспоминает в разговоре со мной автор этих кадров фотограф Дмитрий Коробейников. – По работе и оказался в тот день на стадионе. Было очень интересно наблюдать за такими великими артистами. Играли они в полную силу, не халтурили. Евгений Леонов вводил мяч в игру, - первым делал удар. Но потом на поле не играл, а сидел с Татьяной Пельтцер и с художественным руководителем театра Марком Захаровым на трибуне. Оттуда они и другие работники театра болели, кричали, поддерживали коллег. Комментировал матч журналист, режиссер, спортивный обозреватель Илья Ляхов. Делал это очень смешно, импровизировал, шутил, зрители постоянно хохотали.
- Тогда я впервые фотографировал артистов, до этого приходилось все больше снимать журналистов, шахтеров, - вспоминает другой фотограф Александр Блотницкий, на первом снимке его можно увидеть с фотоаппаратом и сумкой через плечо. – В отличие от Караченцова, который курил «Приму», Абдулов и еще один участник ленкомовской команды Олег Янковский курили сигареты «Мальборо», что тогда было редкостью в нашей стране. И они угощали всех, кто просил. От такой щедрости мы были в шоке!
На этих фотографиях можно заметить, что зрительские трибуны «Химика», которые вмещали в те годы аж 30 тысяч человек, несмотря на известных артистов, и на бесплатный вход, не полные. Это объясняется тем, что игра проходила в будний день в 11 часов утра. Как гласит футбольная летопись, после начального свистка арбитра Владимира Пашковского Леонов, - (кстати, болельщик «Динамо»), - в окружении товарищей сразу ринулся с мячом к воротам противника, сделал удар. Но вратарь «Гонорара-82» Сергей Чугурян все же отбил мяч. Счет открыл кузбасский журналист и писатель Олег Курочкин. Но затем два гола подряд в ворота соперников забил работник сцены театра Александр Стаханов. Равновесие восстановил новокузнечанин Олег Бизянов. Третий гол в ворота ленкомовцев забил журналист Валерий Немиров. А счет выровнял Александр Абдулов. Результат – 3:3. Серия пенальти тоже не выявили победителя – 4:4.
- Было ощущение чего-то нереального, - вспоминает о матче игрок команды «Гонорар – 82» Дмитрий Сагара. – На моем краю играл Янковский, и я вижу, что футболист он никакой. Но ведь люди пришли смотреть на него, а не на то, как я могу у Олега мяч отобрать!
- Олег Иванович выглядел солиднее коллег, - вспоминает еще один очевидец игры, фотограф Григорий Шалакин. - Он был немногословен, серьезен и так же серьезно вел себя во время игры. Будучи заядлым футболистом, он принимал все близко к сердцу и играл неистово, страстно, выкладываясь на полную катушку. Я очень переживал за Янковского: а вдруг ногу подвернет или сломает? Ведь вечером на спектакль выйти не сможет.
- Абдулов был очень раскрепощенным на поле. Брал игру на себя, но и мяч частенько терял, - говорит Игорь Фокин.
По свидетельствам очевидцев, Александр Гаврилович, так яростно хотел выиграть, что спорил и с судьями, и с соперниками, и с собственными товарищами по разному поводу. А по окончании невыигранного матча расстроился до слез.
- Актеры-то играли неважно, а вот с работниками сцены нам было тяжело сладить, – вспоминает еще один участник «Гонорара-82» Владимир Михеев.
После матча, игроки, как и полагается у футболистов обменялись футболками. Пот соперника – это святое. Решили, что нужно сыграть еще одну игру. На этот раз матч состоялся на поле у кемеровской школы №62.
- Абдулов и его жена Ирина Алферова тогда только что вернулись из Франции и привезли с собой крохотную собачонку, Авоську. И так получилось, что весь матч она была за воротами нашего второго вратаря Валеры Качина и яростно его облаивала, – продолжает Михеев. - Не знаю, раздражало это Качина или нет, но он пропустил в игре два мяча. По иронии судьбы, именно от Абдулова. Но победа тогда осталась за нами!
Во время кузбасских гастролях с Николаем Караченцовым удалось поработать и фотографу Григорию Шалакину. Однажды он побывал в гостинице у артиста.
- В номере Николая мы просидели четыре часа, - рассказывает Григорий Трофимович. - Говорили обо всем – о жизни, о ролях, о театре, мы даже пели частушки. Коля был мастер этого жанра и сразу предупредил нас, что знает их великое множество, так что петь может целый день без перерыва. Кстати, частушки он пел действительно профессионально. Проговорив с нами, Николай пропустил запланированную игру в теннис и занятия в бассейне.
Мы уехали, но впечатление о Караченцове осталось как о контактном, общительном и открытом человеке. Рубаха-парень, человек-оркестр, душа нараспашку – это про него.
Олег Перанов