Найти тему

Ольга Статирова, Минобр: «Нужно уметь влюбить ребенка в будущую профессию»

Ситуация с нехваткой работников в Челябинской области обсуждалась 23 апреля на бизнес-форуме «Будущее города», который провел «Деловой квартал». Спикером площадки «В кадре — люди: дискуссия о трудовых ресурсах» стала начальник Управления профессионального образования областного Министерства образования Ольга Статирова. В интервью CHEL.DK.RU она рассказала об особенностях работы с подростками и роли бизнеса в образовательном процессе.

Ольга Ивановна, что министерство предлагает для решения кадрового вопроса на предприятиях Челябинской области?

— Профессиональное образование в Челябинской области всегда работало в тесной связке с предприятиями региона. Ситуация, которая сложилась в последние годы, усилила это взаимодействие. Этому помогает реализация национального проекта «Профессионалитет», который стартовал в 2022 г. Наши заявки на создание образовательных кластеров невозможно было реализовать без партнерства с местными предприятиями. Оно было выражено не только в финансовой поддержке проектов, но и в активном участии сотрудников предприятий в проработке содержания образовательных программ и их реализации.

Уже создано 13 кластеров по актуальным для Челябинской области направлениям: это отрасли машиностроения, металлургии, электроники, строительства и так далее. В программе сейчас задействовано 33 техникума и колледжа. В каждом кластере создается управляющий совет, в который входят представители предприятий и образовательных организаций. Они проходят совместное обучение в Москве, ищут точки соприкосновения, реализуют программы сообща.

Предприятия участвуют в этой работе достаточно активно, входят в новые и уже существующие кластеры. Как равноправные партнеры на заседаниях управляющих советов участники кластеров часто именно в открытой дискуссии находят компромиссные решения общих вопросов.

«Профессионалитет» позволяет бизнесу получить кадровый задел на будущее. Как же решать уже существующую проблему?

— Увеличение заказов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса послужило причиной роста кадрового голода. «Профессионалитет» предполагал постепенную подготовку специалистов начиная с первого курса в течение трех-четырех лет, но сложившаяся ситуация, действительно, требовала срочного закрытия вакансий. Было решено трудоустраивать студентов, достигших совершеннолетнего возраста. Оказалось, что наши ребята хорошо справляются с этой задачей и трудятся наравне с опытными сотрудниками.

Мы знаем не одну историю, когда наш 18-летний студент начинает практику на предприятии оператором станка с ЧПУ, а потом работает наладчиком, обслуживает несколько станков и даже руководит своими более старшими коллегами. Такие истории вдохновляют ребят, тем более что зарплаты на предприятиях сейчас очень достойные.

Кстати, многие предприниматели сегодня говорят, что работают не только со студентами, но уже и со школьниками. Как к этому относится министерство?

— В системе профобразования ребята оказываются после школы. Надо учитывать, что к окончанию девятого класса ребенку всего 15 лет и во многом его выбор определяет позиция родителей. Эффект от образования может быть намного лучше, если выпускник станет выбирать будущую профессию более осознанно.

Руководители предприятий сегодня понимают, что бороться за кадры нужно уже со школьной скамьи, и проявляют активность и свою включенность в профориентационную работу.

В регионе появились губернаторские инженерные, педагогические, медицинские классы, классы «Росатома». Они создаются в партнерстве с конкретными предприятиями, которые таким образом начинают готовить своих будущих сотрудников. Важно, чтобы дети хорошо освоили профильные предметы, правильно выбрали выпускные экзамены и успешно их сдали, в результате поступив в нужные образовательные организации.

Еще одна из форм профориентационной работы — это проведение экскурсий на предприятиях региона, то есть так называемый промышленный туризм. Но желание и готовность провести экскурсию не всегда совпадают с умением сделать это правильно. На предприятиях понимают, что эффективность пока недостаточно высокая, и они ждут помощи от нас. Мы уже начали вести такую методическую работу: разъясняем, что для разных возрастных групп нужны разные подходы, своя содержательная специфика, особые маршруты.

Нужно уметь влюбить ребенка в будущую работу, показать богатый мир профессии, кадровые перспективы.

К примеру, если вести подростка-выпускника на экскурсию по предприятию и рассказывать, какой это замечательный завод, ему этого уже недостаточно. Он хочет знать, что, придя на это предприятие, может сделать карьеру, и что для этого нужно сделать, с чего начать обучение и как развиваться на рабочем месте. Нужно учесть, что молодежь поколения Z любит конкретику.

На форуме «Будущее города» директор по персоналу автозавода «Урал» Ольга Филоненко рассказывала, как предприятие вошло в программу «Профессионалитет» и начало сотрудничать с местным колледжем: у них появилась возможность не только говорить о том, что им самим нужно, но и узнавать от представителей сферы образования, как правильно работать с молодежью. Прошло всего два года со старта программы, и «УралАЗ» уже выступает на форумах в Москве со своей одной из лучших в стране практикой промышленного туризма. Кстати, Челябинская область признана регионом-наставником по этому направлению.

Руководители предприятий прислушиваются к вашим рекомендациям?

— Конечно, ведь они прежде всего в этом заинтересованы. У нас сейчас активно развивается сотрудничество с Союзом машиностроителей, с Союзом промышленников и предпринимателей. С СПП мы в ближайшее время планируем проанализировать, как школьники выбирают экзамены для сдачи ЕГЭ и как на это можно повлиять. Например, часто бывает так: ребенок не полюбил физику, она стала для него сложным предметом, он не выбрал ее для сдачи. От кого зависит, полюбит ли ученик физику? От учителя! Руководители предприятий предлагают и педагогов тоже водить на экскурсии на предприятия, еще как-то с ними работать.

Как сейчас чувствует себя сфера профессионального образования?

— Очень хорошо! Одна только программа «Профессионалитет» позволила привлечь в региональную систему среднего профессионального образования почти два миллиарда рублей на новое оборудование и капитальные ремонты помещений. Современное оснащение, красивый внешний вид и комфортные условия обучения притягивают молодежь.

Сегодня идет очень серьезная дискуссия о том, нужно ли сокращать срок обучения по рабочим профессиям. Мы считаем это нецелесообразным.

В рамках «Профессионалитета» мы переработали почти все образовательные программы, и теперь студенты на последних курсах большую часть времени находятся на производствах, то есть на практике. У нас бывают случаи, когда студенты четвертого курса приходят один раз в техникум 1 сентября, а в следующий раз — уже на экзамены и защиту диплома в июне.

Такая система позволяет повысить эффективность обучения, потому что это не теория, а освоение профессии на практике. Сегодня уже появился термин «обучение на рабочем месте». В результате выпускается более качественно подготовленный работник.

Не получается ли перекоса в образовании? 70% уходящих в СПО выпускников — это очень много. А как же вузы?

— Почему всё больше ребят не хотят идти в одиннадцатый класс? Многие стараются избежать сдачи ЕГЭ, но это не единственная причина. Современное поколение молодых людей стремится к самостоятельности, и возможность начать зарабатывать уже будучи студентом привлекает очень многих. Здесь важна и конкретика: студент сразу знает, где и по какой профессии он будет работать.

Да, бывает, что в таком раннем возрасте не все делают выбор будущей профессии осознанно. Мы сопровождаем ребят в их профессиональном самоопределении и после поступления в колледж. Наша педагогическая задача заключается в том, чтобы помочь человеку полюбить свое будущее дело, помочь ему найти свое место в профессии.

Отмечу еще одну особенность СПО. Ребята, которые были не очень успешны в школе, начиная что-то делать своими руками в техникуме, получая успех, обретают мотивацию и начинают учиться лучше. Всё чаще мы видим, как ребенок окончил школу с тройками, а диплом получил красный, потому что даже физика становится понятнее, когда ты сам начинаешь собирать, например, электрическую схему.

Многие только после получения среднего профессионального образования могут освоить программу высшего. Сейчас развивается тренд, когда выпускник техникума поступает в вуз. Именно им вузы предоставляют особые условия обучения, позволяя продолжать работать и развивать свои профессиональные навыки. На таких ребят у нас большие надежды, потому что из них могут получиться очень хорошие инженеры.

Осваивать технические специальности весьма сложно, и среди студентов, которые поступают после одиннадцатого класса, есть очень большой отсев. А вот выпускники СПО справляются гораздо лучше, потому что они осваивают программу непосредственно на практике.

Достаточно ли сейчас педагогов среднего профессионального образования?

— Нет, и это большая проблема, мы пока ищем пути ее решения. С педагогическим университетом мы думаем о реализации программы педагогического «Профессионалитета». Для педуниверситета система образования является работодателем. Это значит, что мы тоже готовы включиться в подготовку будущих педагогов, максимально перенести ее на рабочее место, то есть в образовательную организацию, повысив тем самым мотивированность и закрепляемость выпускников.

Но есть проблема с финансовой мотивацией. Кто такой мастер производственного обучения? Это человек, владеющий профессией, и педагог одновременно. При этом его зарплата серьезно отстает от тех, какие сейчас есть на промышленных предприятиях. Пока мы вынуждены пояснять руководителям предприятий, что если они переманят нашего мастера, то у них появится один сотрудник сейчас, но зато на 20 сотрудников меньше потом.
-2

Сегодня очень активно развиваются цифровые технологии, роботизация, искусственный интеллект. Какие новые требования к педагогам появляются в связи с этим?

— Безусловно, важно, чтобы квалификация педагогов соответствовала требованиям современного производства. Ради этого, например, в «Профессионалитете» проводятся стажировки преподавателей и мастеров на предприятиях. Кроме того, важно привлекать в техникумы и работников предприятий, которые владеют актуальной информацией о действующих технологиях производства и несут эти знания студентам.

Но ведь вслед за цифровыми меняются и сами педагогические технологии.

«Будущее города: точки роста — 2024»: ФОТОРЕПОРТАЖ

На форуме Семен Мительман говорил о применении искусственного интеллекта в сфере образования, об использовании, например, симуляторов станков. И это действительно входит в профессиональное образование, потому что на самом деле многое можно освоить, виртуально погружаясь в производственный процесс, и для этого не надо покупать дорогостоящее промышленное оборудование.

-3

Педагог должен уметь пользоваться новыми инструментами эффективно, так что вопросы современного высокотехнологичного педагогического мастерства всегда сохраняют свою актуальность.