Школьная пора - важный период в жизни человека.Часто родители дошкольников задаются вопросом: "Отдать ребёнка в школу в 6 или 7 лет?". И тут важно руководствоваться, в первую очередь, не фактическим возрастом, а готовностью ребёнка к школе. Почему это так важно и что это за критерий такой, попробуем разобраться в этой статье. "Быть готовым к школе сегодня - не значит уметь писать, считать, писать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться" (Л.А. Венгер).
Говоря о готовности ребёнка к школе, можно выделить:
✅️ физическую готовность: ребёнок здоров, подрос, окреп. В Сингапуе применяют такой тест на физическую зрелость: если ребёнок может дотянуться рукой до противоположного уха, перекинув её через голову, то он уже готов к обучению в школе. Маленькие дети не смогут этого сделать. Также у будущего первоклассника должны быть сильные мышцы спины, шеи, рук, чтобы без труда удерживать позу в положении сидя за столом. Важнен также крепкий иммунитет, отсутствие хронических заболеваний (или их ремиссия). Стоит позаботиться, чтобы у ребёнка не было дефицитов витаминов и микроэлементов, особенно нехватки железа, йода, витамина Д, магния, кальция, цинка.
✅️ психологическую готовность -
соответствующий возрасту уровень развития высших психических функций, коммуникативных навыков и мотивации:
✔️ речи (богатый словарь, правильное звукопроизношение, хороший фонематический слух, умение формулировать свои мысли, понимать текст, составлять короткие рассказы); ✔️ памяти (запоминает 8-10 слов, картинок из 10 после нескольких повторений, хорошо запоминает простые стихи, многоступенчатую инструкцию);
✔️ мышления (умение находить "четвёртый лишний предмет", классифицировать предметы по обобщающему признаку, продолжить цепочку повторяющихся предметов, решать простые логические задачки по возрасту и пр.);
✔️ восприятия и внимания (усидчивость, достаточный объем зрительного и слухового восприятия, умение различать похожие предметы, находить отличия на картинках, умение различать похожие звуки, слова на слух) .
✔️ коммуникативных навыков (умение и желание конструктивно взаимодействовать со сверстниками и педагогом, способность выразить свои мысли и желания, точку зрения, адекватное понимание и оценка ситуации);
✔️ учебной мотивации как потребности ребёнка получать знания.
При этом определяющую роль в психологической готовности к школе играют произвольная регуляция (самоконтроль) и учебная мотивация (желание учиться, взрослеть, узнавать новое), а также коммуникативные навыки.
✅️ педагогическую готовность, включающую разносторонние знания об окружающем мире, базовые умения и навыки. Отдельно хочется выделить такие значимые навыки, как хорошая мелкая моторика, понимание инструкций и умение действовать по образцу (в том числе, срисовывать, списывать). Замечу, что в современной школе легче учиться тем, кто знает порядковый счёт до 10-20 (прямой и обратный), состав чисел до 5-10, основные геометрические фигуры, заучил буквы (которые называются как звуки: не [бэ], а [б]), умение разделить слово на слоги, выделить первый, последний звук в слове, имеет навыки слогового чтения (последнее не является обязательным).
Отмечу, что физическая и психологическая готовность особенно важны, так как крепкий, здоровый, способный, замотивированный, внимательный и усидчивый ребёнок может в достаточно короткие сроки освоить все необходимые для обучения знания, умения и навыки. В то время, как читающий, решающий примеры в пределах 10 ребёнок, но который при этом физически и/или психологически не готов или слабо готов к школьному обучению будет, скоре всего, иметь трудности в обучении в дальнейшем. Он может терять усидчивость уже ко второму уроку, не понимать инструкции учителя, прочитанный текст, быстро забывать услышанное, иметь "глупые" ошибки на письме, не хотеть выполнять задания, отвлекаться, драться с одноклассниками и так далее.
Если у родителей есть сомнения, готов ли их ребёнок к обучению в школе в текущем году, можно обратиться к психологу или нейропсихологу, провести специальную диагностику и определить уровень готовности ребёнка к школе, получив индивидуальные рекомендации специалиста.
Светлана Пестова,
логопед и нейропсихолог.