Добрый день, уважаемые читатели.
Первая статья под названием «Сакральный модернизм» нашла отклик у большинства читателей, и я решила подготовить ее продолжение, для раскрытия вопросов, поступивших после опубликования первой части.
Итак,….
Церковь и Модернизм, канон и инновации – возможно это попытка примирить сакральное с современной культурой, например, в случае с католическими Храмами, понимание католической традиции и Библии через призму историко-критического метода и новых философских, социальных и политических тенденций конца XIX - начала XX веков.
Если бы кого-то из нас попросили описать католическую Церковь, Храм, то что бы пришло на ум?
Вероятнее всего католическая церковь предстала бы в образе величественного готического собора, с контрфорсами, растительными узорами, стрельчатыми арками и шпилем, устремленным в небо… возможно, более простые по своей форме стили, например, грандиозные сооружения романского стиля…
В первой половине XX века церковная архитектура была преимущественно эклектичной, отдавая предпочтение историцистским стилям, таким как готика, романское возрождение или не вызывающий возражений стиль модерн, типичный для 1930-х годов. Новые идеи допускались только в том случае, если они подкреплялись традициями и оставались узнаваемо священными.
Образ, который труднее всего ассоциировать с сакральной архитектурой – это Модернизм. Особенно учитывая, что римско-католическая Церковь является консервативным учреждением.
Модернизм же наоборот, революционен, рационален, техничен. Он принимает инновации и отвергает украшательство. При этом важен тот аскетичный образ, создаваемый модернистской архитектурой, можно даже сказать монастырский, который отражен не только на фасадах зданий но и в интерьере.
Однако становление модернизма в церковной архитектуре происходило очень медленно. В годы после Второй мировой войны этому стилю был брошен вызов.
В 50-х годах модернистская архитектура получила широкое распространение во всей Европе.[1] В послевоенные годы культовые традиционные здания не оправдали ожиданий общества. Этот сдвиг в его сознании отчасти объясняется неотложными строительными потребностями после войны и ограниченным доступом к материалам. Модернизм был особенно искусен в решении этих проблем.
Возможно, одним из основных мотивов, стоящим за признанием Церковью модернизма в своей архитектуре, было стремление показать всему современному миру социально приемлемый образ, показать, что Церковь принадлежит современному миру и соотносится с ним, более того, она понимает всех своих прихожан и идет вместе с ними рука об руку, понимая и принимая их обновленное видение мира.
Бетонные блоки, необработанные материалы, угловатые формы и открытые конструкции - все это использовалось для того, чтобы нарушить традиции и создать храмы, которые едва ли напоминают церковь в ее классическом архитектурном облике.
Предлагаю посмотреть несколько ….
Католическая церковь Санта-Мария-Иммаколата (Church of Santa Maria Immacolata) в Лонгароне, Италия, освященная в 1983 году, также демонстрирует твердую приверженность руководящим принципам, установленным Вторым Ватиканским Собором. Её структура состоит из двух наложенных театров, один внутри и один на террасе выше, с видом на долину Важонт. По словам итальянского архитектора Джованни Микелуччи, (Giovanni Michelucci, 2 января 1891 — 31 декабря 1990) эллиптическая спираль, которая определяет структуру является памятным жестом, напоминающим волну грязи, земли и воды, которые унесли город Лонгарон и соседние деревни в 1963 году.
Архитектор #ДжованниМикелуччи являлся одним из лидеров итальянского движения «рациональной архитектуры».
Мемориальная церковь совета (Council Memorial Church) в Вене, Австрия.
Завершенная в 1968 году, за восемь лет до более знаменитой церкви Вотруба, интерьер представляет собой святилище меняющегося света и простой палитры открытого бетона, белой стали, дерева и коврового покрытия янтарно-горчичного цвета. Безоконный, но объемный интерьер залит естественным светом из потолочных люков в решетчатом каркасе потолка.
Каждая деталь и мебель изготовлены на заказ и гармонируют с общим геометрическим дизайном. Проходя через один из узких дверных проемов, интерьер захватывающе открывается в то, что больше похоже на внутренний двор, чем на внутреннее пространство, ощущение, которое подчеркивается монастырем, окружающим верхний уровень.
Автором этого архитектурного шедевра является Йозефа Лакнера (Josef Lackner). Он учился в Академии изящных искусств в Вене и является автором множества ярких и инновационных зданий по всей Австрии и Германии.
____________________________
Тенденция создания сакральных арт-объектов, воплощенных на грани вымысла и реальности.
Сегодня тенденция к примирению новейшего общественного сознания и храмового строительства приобретает все новые очертания, однако формообразующие элементы и сакральный смысл построек не оставляет сомнений, что перед нами Святилище. Это не церкви в их традиционном понимании, но произведения искусства полные символических смыслов.
Церковь Китайско-французского научного парка (Sino-French Science Park Church) в Чэнду, Китай, спроектированная Shanghai Dachuan Architects и построенная в 2018 году, также известна как «церковь без тени».
Прозрачная церковь имеет мало общего с традиционными историческими храмами. Она лишь внешне напоминает облик классического строения храмовой архитектуры и состоит из множества тонких алюминиевых стержней разной высоты.
Авторы проекта работают со светотенью как с полноценным материалом для строительства.
Авторская идея постройки не нова, но в этом исполнении она прочитывается как никогда четко.
Задумка, по мнению архитекторов, основывается на двух элементах:
Во-первых, она выражает чистый неземной дух. Игра света и тени, полученная в результате принятия в своей основе ритмичной композиции переносят нас к той самой Божественной Церкви со всеми ее атрибутами и смыслами.
Во-вторых, силуэт передает современное представление о внутренней красоте, чистоте. Форма и Душа существуют вместе.
Воздушная церковь (Reading between the Lines) в Борлгоне, Бельгия, была построена в 2011 году по проекту творческой студии «Gijs & Vaerenberg».
Силуэт воздушного храма напоминает традиционные для этой местности церкви. Сооружение из почти тридцати тонн стальных пластин. С одного ракурса храм может показаться тяжёлым монолитом из металла, а с другого он уже растворяется в окружающем ландшафте.
Представляют ли собой стены храма преграду между человеком и окружающим миром, частью которого он является? Архитекторы стараются не вкладывать в это сооружение каких-то глубоких смыслов. Они говорят, что «пространство между формой оставляет место для интерпретации», ведь Вера – это очень личное и каждый должен сам определять приемлемые для него границы.
__________
Искусство нашего времени, всех народов и стран также должно иметь свободу выражения в Церкви, при условии, что оно с должным почтением и честью служит требованиям священных зданий и священных обрядов.
__________
[1] Основная часть модернистских церквей расположена в Европе, именно поэтому, рассматриваемые в этой статье Церкви – католические, как принадлежащие к господствующей на территории Европы религии.
© www.mvf-art.ru www.mvfworld.ru
#архитектурныйдетокс #вдохновение #арт #искусство #архитектура #церковь #church #china #belgium #italy #austria #architecture #innovation #modern #модерн #сакральнаяархитектура #construction #сакральныймодернизм #design #masterpiece #Gijs&Vaerenberg #ShanghaiDachuanArchitects #JosefLackner #GiovanniMichelucci
Присоединяйтесь к нашему сообществу в телеграмм. Читайте больше о самом интересном.