Найти тему
Красота и Здоровье

СИНДРОМ ОТЛОЖЕННОЙ ЖИЗНИ

СИНДРОМ ОТЛОЖЕННО ЖИЗНИ

… «Начну ухаживать за собой, как только силы и время появится», «Куплю новую одежду, когда похудею», «Займусь собой, когда дети пойдут в школу», «Вот выплатим ипотеку — тогда и поедем в отпуск»... Знакомо? Поговорим о синдроме отложенной жизни, о том, чем он опасен и как от него избавиться.

ТЕРМИН

Синдром отложенной жизни — это набор жизненных сценариев, когда человек считает, что сейчас он еще не живет настоящей жизнью, а только готовится к ней, создает для нее условия. Свою текущую жизнь он воспринимает лишь как набросок, черновик чего-то более значимого. А настоящая жизнь начнется «потом», после наступления знакового для него события: после развода, когда похудеет, когда заработает много денег, после переезда, когда выплатит кредит, когда выйдет замуж/женится и так далее.

Термин «синдром отложенной жизни» придуман в России в конце 90-х — ввел его профессор, доктор психологических наук Владимир Серкин. Он изучал психологические механизмы, обуславливающие миграцию жителей северо-восточных регионов России в центральные районы страны, в частности синдром «отложенной жизни» у северян — людей, годами живущих идеей переезда и уверенных в том, что настоящая жизнь у них начнется когда-то потом, когда они смогут переехать в регионы с более благоприятным климатом, инфраструктурой и условиями жизни. Ученый назвал это «северным сценарием».

Конечно, этот феномен присущ не только россиянам, но и широко распространен в мире. Еще в XIX веке известный британский писатель Редьярд Киплинг упоминал про «колониальные сценарии», которые он наблюдал у англичан, много лет живущих в Индии и убежденных в том, что «настоящая» жизнь для них начнется только тогда, когда они вернутся на родину, — это типичный пример синдрома отложенной жизни. Собственный дом в живописной английской провинции, прогулки с собакой по окрестностям, сельская идиллия — так выглядела «колониальная мечта», по аналогии с «северной мечтой» жителей России.

Исследования, подобные тем, что проводил Владимир Серкин в Магадане, проводились и среди студентов Анкориджа — самого крупного северного города Аляски. Выяснилось, что у молодых людей из обоих городов оценка реального места жительства и представление о желаемом сильно расходились. Ученые объяснили это тем, что российские и американские студенты жили в городах с похожими климатическими условиями, историей развития регионов, совпадали и мотивы к переезду (временный заработок). Эти два исследования привели к важному выводу: формирование сценариев отложенной жизни мало зависит от социально-экономической ситуации.

АУДИТОРИЯ. Синдрому отложенной жизни подвержены в равной мере и мужчины, и женщины. К наиболее распространенным его сценариям можно отнести «ипотечный», когда многие важные покупки и события откладываются до момента освобождения от кредитных обязательств, а это обычно от 10 до 25 лет самой продуктивной жизни. Вторая популярная схема — «родительский сценарий», когда мать или отец откладывает свои планы до того, как ребенок пойдет в сад, потом в школу, потом закончит институт и так далее.

У менеджеров высшего звена, руководителей компаний, владельцев бизнеса синдром отложенной жизни проявляется «директорской болезнью», суть которой заключается в том, что человек откладывает важные жизненные события и действия — отпуск, отношения с партнером, покупку дома, свадьбу или рождение ребенка — до определенного момента: до первого миллиона, до расширения компании, до заключения крупного договора и прочее.

Накопление вещей, денег до лучших времен или «на черный день» — тоже признак синдрома отложенной жизни. Вещи лежат, а подходящего повода все не находится. Вспомним бабушкины или мамины сервизы, хрусталь, отрезы и постельное белье, ковры и даже бытовую технику — все, что хранилось до особого случая, но за всю жизнь так и не было использовано.

Настоящее не радует. Если удается чего-то достичь, это достижение сразу обесценивается: «Похудела на 2 кг, а могла бы на 5»; «Подняли зарплату, но разве это деньги?», «Получил повышение — ну это только промежуточный этап, вот когда стану директором…»

Люди с синдромом отложенной жизни часто сравнивают себя с другими не в свою пользу. Всегда найдется кто-то, кто живет достойнее, кто умнее, лучше, у кого больше денег, умнее дети. Или, например, человек не может себе что-то позволить, потому что «в Африке дети голодают, а мы тут икру будем есть?», «в стране кризис, а ты ремонт решил делать!».

Для таких персонажей характерно постоянное сомнение в правильности своего выбора: партнера, работы, увлечений, своего жизненного пути.

ПРИЧИНЫ. Хотя синдром отложенной жизни ярче проявляется у жителей отдаленных регионов, сами по себе геоклиматические условия не влияют на его формирование: если человеку не нравится место, в котором он живет, то можно уехать. Что же останавливает? Две группы причин: семейные установки и социокультурные факторы. Давайте разберем их подробнее.

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ. Человек — существо социальное, для нас жизненно важны отношения с другими, главным образом — с семьей. Именно здесь чаще всего берет начало синдром отложенной жизни.

Эрих Фромм писал о том, что человек волен сам выбирать свой жизненный путь. Но при этом, чтобы чувствовать себя в безопасности, нам всем нужна поддержка семьи, социума, в котором мы живем. И мы стремимся объединяться, быть связанными с другими людьми и сообществами. Однако связанность несет с собой не только поддержку и безопасность, но и определенные ограничения, на которые мы соглашаемся, осознанно или бессознательно. Фромм окрестил это «бегством от свободы».

Желание сохранять связь с другими и с семьей описывала Анн Анселин Шутценбергер. Французский психолог называла это «невидимой лояльностью к семье», заключающейся в следовании негласному предписанию предков жить так, а не иначе, в передаче семейных установок «по наследству». На большом клиническом опыте Шутценбергер показала, как «невидимая лояльность семье» заставляет многих проживать жизнь, оставленную им «в наследство» предками.

О важности семейного воспитания в формировании жизненных сценариев говорит и Эрик Берн. То, что ребенок слышит от родителей и других близких, для него первично и эмоционально значимо. Под влиянием семьи у детей с раннего возраста формируются представления о том, что значит жить «правильно». Маленький ребенок не способен критически осмыслить эти установки, подвергнуть их сомнению, сравнить жизненный уклад своей семьи с тем, как живут другие. По мере того как человек взрослеет, эти первые представления об устройстве мира и о том, как следует жить, усвоенные на сознательном и бессознательном уровне, становятся шаблоном для его жизненного сценария.

Кто из нас в детстве не слышал фразы вроде: «Вот окончишь школу, институт, начнешь сам (а) зарабатывать — и делай что хочешь», «Женишься/выйдешь замуж — тогда и будешь устанавливать свои правила»? Родители постоянно внушают ребенку, что он сможет жить как душе угодно и получать приятные эмоции когда-нибудь потом, когда наступит значимое событие, либо подчеркивают, что право на жизнь в свое удовольствие нужно «заслужить»: стараться, бороться и терпеть, чтобы «стать человеком».

Определенная польза в таких установках тоже есть: они учат дисциплине, целеустремленности, помогают стать хорошим профессионалом. Только подвох в том, что никто точно не указывает, где предел у этих усилий, когда уже можно расслабиться и просто радоваться своим успехам. Поэтому люди с синдромом отложенной жизни либо получают образование за образованием, думая, что они еще недостаточно знают, чтобы начать работать, либо всю жизнь взбираются по карьерной лестнице, полагая, что пока не достигли необходимого уровня дохода или должности.

Или такое убеждение: «замуж берут умных и красивых» — при этом четких критериев ума и красоты никто не обозначил. И девушка не ходит на свидания, не знакомится с потенциальными партнерами, считая себя недостойной, а углубляется в учебу, различные занятия — при этом она никогда не довольна своим внешним видом и достижениями.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ. Сценарий отложенной жизни развивается не только под влиянием семейных установок и не только у мигрантов, стремящихся на заработки, за мечтой о «настоящей» жизни. Его предпосылки и корни лежат гораздо глубже и определяются социокультурным контекстом. Так, некоторые религиозные и идеологические учения проповедуют идею, что нужно терпеть и чем-то жертвовать сегодня ради прекрасного завтра: земная жизнь полна страданий, зато потом мы попадем в рай; сейчас мы испытываем лишения, но нас ждет светлое будущее. Периоды затяжных военных действий, оккупации и колонизации, крепостное право — все это заставляло людей выживать с надеждой на то, что когда-то это закончится и начнется другая, счастливая и свободная жизнь. Эти периоды были настолько долгими, иногда захватывающими жизнь нескольких поколений, что, когда обстоятельства менялись, привычка жить ожиданием, терпеть, выдерживать так и оставалась, передаваясь «по наследству».

Устои жизни, сформировавшиеся под влиянием обстоятельств и ставшие привычными, послужили тому, что навык самостоятельно распоряжаться своим временем был частично утрачен или слабо развит. Нашу жизнь за нас с детства структурируют родители, потом детский сад, где есть расписание и установленный режим; школа и вуз, тоже со своими правилами и режимом. Далее, если человек идет на работу по найму, там тоже есть график, в соответствии с которым выстраивается режим дня, недели, а также определяется объем работы, количество выходных и отпусков.

Человек привыкает к тому, что его распорядок, занятия, цели и задачи, когда работать или когда отдыхать, определяют другие люди или внешние обстоятельства. И тогда послание «когда сделаешь, тогда и…» формирует внутреннее противоречие: казалось бы, все зависит только от меня, однако правила игры устанавливают другие. Появляется стойкое убеждение: для того, чтобы что-то сделать, нужно получить внешнее одобрение или разрешение — родителя, начальника, супруга, социума. А привитые обществом и семьей смыслы и цели, имевшие ценность в то время и в тех условиях, при которых они возникли, в текущей ситуации, которая может кардинально отличаться от обстоятельств прошлого, заставляют нас сомневаться в правильности своих желаний и выбора и возвращаться на проторенный путь.

Так, люди, решившиеся работать на фрилансе, нередко сталкиваются с проблемой организации своего жизненного пространства. Работа начинает занимать все их время, в противовес ожиданиям, что теперь они будут меньше работать и уделять больше внимания себе и своим увлечениям. Отсутствие навыков планирования и распределения времени, сил и ресурсов может привести к разочарованию, утрате уверенности в себе и заставляет задуматься о том, чтобы вернуться к наемной работе.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

ПЛЮСЫ:

· когда наша жизнь ограничена определенным планом, у нас есть устойчивое представление о будущем;

· нам не нужно самостоятельно принимать решения;

· сценарий структурирует нашу жизнь;

· наличие цели, предписанной сценарием, мобилизует и дает мотивацию;

· наше поведение становится понятным для других (а как мы говорили ранее, человеку важно быть «своим» в обществе).

МИНУСЫ:

· не доверяет собственным чувствам и критично относится к своим истинным желаниям, будучи одержим какой-либо сверхценной идеей, навязанной извне;

· плохо умеет самостоятельно распоряжаться своим временем и планировать свою жизнь, ставить перед собой цели, разделять ответственность.

Как следствие, у него развивается неуверенность в себе и страх перед будущим.

К психологу люди с синдромом отложенной жизни обращаются чаще всего с запросом, как стать уверенным, как перестать откладывать дела на потом, с сомнениями в принятии тех или иных решений, с жалобой на то, что жизнь проходит и ничего не меняется, с утратой интереса к чему-либо («у меня все есть, но ничто меня не радует»). Поскольку решение многих проблем, в число которых входят их собственное здоровье, благополучие и безопасность, постоянно откладывается, причинами обращений также могут стать депрессия, эмоциональное и физическое выгорание, панические атаки, тревожные расстройства.

СИНДРОМ = НЕВРОЗ. Если взять в качестве примера «северный сценарий», который исследовал Владимир Серкин, то люди отправлялись на Север, чтобы заработать денег, вернуться домой и построить лучшую жизнь. Сам по себе «северный сценарий» не приводил ни к каким психологическим нарушениям, если человек решил остаться жить в условиях Севера или накопил денег и переехал туда, куда хотел, реализовал свою мечту.

Так называемый «невроз отложенной жизни» развивался в том случае, когда человек годами не реализовывал свои планы, откладывал решение насущных вопросов до наступления определенного события. В какой-то момент он обнаруживал, что упущено много времени, что он уже бессилен осуществить свою мечту или его мечта перестала быть актуальной. Бремя накопленных проблем приводит к нарушениям психического и физического здоровья; человек теряет уверенность в своей способности принимать решения, справляться со сложностями и управлять собственной жизнью.

Главным в сценарии отложенной жизни становится одержимость сверхценной идеей, целью. Эти идеи и цели, как описано выше, передаются в виде незыблемых родительских установок, которым человек неоспоримо следует долгие годы.

Наличие мечты, идеи, цели само по себе не патологично. Это нас мотивирует, помогает нам действовать, быть активными. Но цели человека с синдромом отложенной жизни чаще всего оторваны от реальности, в которой он живет.

Такой человек всецело поглощен процессом достижения цели, с идеализированным ожиданием, что, когда она будет достигнута, все его проблемы решатся сами собой. Но если попросить описать, как связано, по его мнению, решение текущих проблем с достигнутой целью, человек обычно приходит в замешательство или обнаруживает, что никакой связи нет. На вопрос: «А как будет выглядеть та настоящая жизнь, чем она будет заполнена?» — люди также затрудняются ответить, описывая свое состояние «как будто в пустоту заглянул».

Все мы постоянно сталкиваемся с множеством проблем. В здоровом варианте человек стремится их решить, а в случае невроза отложенной жизни — игнорирует решение насущных проблем, пытаясь объяснить, почему это невозможно или не нужно и так далее. И когда масса и острота нерешенных вопросов достигают критической точки, может случиться невротический срыв.

Так, например, если человек устал — он идет отдыхать. Для человека с синдромом отложенной жизни отдых нужно «заслужить» («Сделал дело — гуляй смело!»; «Отдохну, когда переделаю все дела»). Но дела обычно имеют свойство не заканчиваться, и через какое-то время человек обнаруживает себя обессиленным, с подорванным здоровьем, отчаявшимся когда-либо отдохнуть, заняться собой, уделить время своим увлечениям. Чтобы снять напряжение, люди начинают прибегать, например, к употреблению алкоголя, наркотиков, большого количества сладкой и калорийной пищи, курить. Синдром отложенной жизни может привести к расстройству пищевого поведения, к любой форме зависимости, так как основа любого зависимого поведения — это избегание решения проблем.

Поведение здорового человека можно описать триадой «хочу — могу — делаю». Механизм невроза отложенной жизни выглядит так: «хочу — могу — но не позволяю себе (до определенного времени)». Накопленные нерешенные проблемы приводят к невротическим расстройствам, проявляющимся в виде астении, навязчивых состояний, временному снижению умственной и физической работоспособности. Все это заметно ухудшает качество нашей жизни.

ПСИХОТЕРАПИЯ. Для начала человеку важно осознать, что есть неудовлетворенные потребности, проблемы, которые никак не решаются, и что для их решения, по его мнению, нужны определенные условия.

Далее важно «созвониться с реальностью» — понять, как связано решение его проблем с наступлением этих условий и связано ли вообще. То есть необходимо сопоставить его представление о «настоящей жизни» и то, как он живет в реальности, что ему действительно поможет решить проблемы.

Приступить к решению насущных вопросов не позволяют усвоенные с детства цели и ценности. Для того чтобы начать действовать, человеку с синдромом отложенной жизни нужно получить «одобрение». Поэтому в процессе психотерапии важно восстановить контекст прошлого. Вспоминая детали жизни родителей и самого человека в детстве, можно разделить обстоятельства того времени и настоящего и увидеть, насколько родительские сценарии действительно подходят для решения текущих проблем в условиях тех возможностей, которые существуют здесь и сейчас.

Есть притча. Одна женщина каждый раз, когда запекала окорок, обрезала у него бока. Муж ее спрашивает: «Зачем ты это делаешь?» Она отвечает: «Так делала мама». Гостили у мамы, спросили ее об этом. Мама сказала: «Так делала бабушка». Гостили у бабушки, спросили ее про окорок: «Зачем обрезать бока?» На что бабушка ответила: «Так у меня печка узкая, он не помещается целиком!»

Узнавая историю родовых мифов и посланий, человек может снять оковы запрета действовать и начать делать так, как того требует ситуация, опираясь на свои желания и возможности. Хорошая новость: как правило, у людей с синдромом отложенной жизни возможности для решения проблем есть, главное — начать их использовать.

Если вспомнить механику невроза отложенной жизни «хочу — могу — постоянно не делаю», то задачей психотерапии здесь обычно является не создание мотивации к действию или обретение необходимых знаний и умений, а сам «запуск» действия, которое уже вполне доступно и возможно.

Например: я хочу купить дом. Что я могу сделать для этого прямо сейчас? Подумать, какой и где, поискать варианты, посмотреть цены, сопоставить возможности. Если не видно первого шага (доступного действия), то нет импульса действовать и между мной и мечтой (целью) вырастает пропасть.

ИЗБАВЛЕНИЕ. Часто людям советуют: главное — начни делать. Не делаешь? Значит, это тебе не нужно; видимо, не очень-то и хотелось. Но для человека с синдромом отложенной жизни переключиться и начать что-то делать — это не вопрос мотивированности или отсутствия навыков. Это вопрос внутренней дезориентации, заблуждения и запретов.

ПЕРВОЕ. Необходимо признать, что вы не на пути решения проблем (сейчас похудею — и встречу парня своей мечты; заработаю миллион — и можно будет не работать; накоплю на безбедную старость — и копите на нее всю жизнь), а избегаете с ними встречаться, игнорируете их.

ВТОРОЕ. Составьте список нерешенных проблем, нереализованных планов.

ТРЕТЬЕ. Поставьте перед собой цель. Начните с одной, не очень сложной. Определитесь с возможностями, пропишите подробный план ее реализации. И начните делать. Дорога начинается с первого шага.

Запустить импульс к движению могут помочь маленькие действия, которые дадут вам энергию:

1. Используйте вещи, которые берегли до особого случая: найдите повод «выгулять» то платье, которое ни разу не надевали, начните пользоваться духами, которые давно пылятся на полке.

2. Если есть вещи, которые вы держите до момента «надену, когда похудею», то лучше с ними расстаться, купить себе вещи по размеру и выглядеть красиво сейчас, а не когда-то потом.

3. Хорошая практика — перебирать вещи каждый год. Если вещь уже год никто не использовал, то можно ее утилизировать или передать тому, кому она нужнее.

4. Если устали, не надо ждать отпуска. Подумайте, что вы можете делать каждый день, чтобы немного разгрузиться или отдохнуть. Например, запланируйте себе час прогулки в парке или после работы полчаса полежать в тишине.

5. Сложность переезда чаще всего заключается в том, что люди не знают, с чего начать, — затея кажется неподъемной. Если вы мечтаете переехать в другой город или страну, просто начните этим интересоваться и собирать информацию, как то же делали другие люди: что, кроме знания языка, для этого необходимо, как вы сможете там зарабатывать, где жить и так далее.

6. Научиться структурировать свое время, силы и возможности очень помогает визуализация процесса выполнения. Напишите план, отмечайте сделанные пункты, фиксируйте количество затраченного времени, сил, прочих ресурсов. Во-первых, «плюсики» напротив выполненных пунктов будут придавать вам уверенности, вдохновлять идти дальше. Во-вторых, со временем вы начнете чувствовать свой темп, лучше понимать возможности и точнее планировать время.

Если на этом пути вы испытываете затруднения — а по опыту, для людей с синдромом отложенной жизни не так-то просто брать и что-то делать, — обращайтесь за помощью к психологу. Он поможет вам разобраться в причинах, определиться с целями и поддержит в процессе выполнения.

Главное — не откладывайте!