В Саратовской области сильно задерживается начало строительства спортивных объектов при школах в рамках проектов председателя Госдумы Вячеслава Володина. Сначала несколько месяцев шли изменения в типовые проекты, затем уже несколько недель они не могут пройти госэкспертизу. И это несмотря на то, что по этим проектам губернатор проводит еженедельные планерки со всеми участвующими лицами. «Четвертая Власть» разбиралась, почему строительство володинских проектов задерживается и оказалось под угрозой срыва завершения работ до наступления зимней непогоды.
В этом году готовятся к строительству бассейны при школах в Балтае, Новых Бурасах, Петровске, Светлом, в Озинках и при школе №86 Саратова, ледовая арена в Базарном Карабулаке. Аналогичные проекты были сделаны – по ледовой арене в Елшанке и Светлом, завершается строительство в п. Соколовый. То есть это проекты типовые и, казалось бы, не требуют больших изменений – их только привязать к местности, провести геодезические замеры. Ан нет, проектная организация, которой отдали на откуп эти объекты, - ООО «Ремстройпроект» - зачем-то внесла существенные изменения в конструкции объектов, а «Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве» постоянно вносит свои изменения, заставляя переделывать разные элементы проекта. Таким образом, эти соцобъекты, строительство которых было запланировано еще в марте, до сих пор не согласованы и их возведение начнется не раньше конца июня.
Все это вызывало неоднократные возмущения Вячеслава Володина. Ему также не понятно, зачем вносить существенные изменения в уже отработанный проект. Называл он необоснованными и сами изменения конструкций. Так, на ледовой арене проектировщик зачем-то поставил длинный многотонный козырек из металла, также придумал какие-то внутренние надстройки, не продумав при этом душевые и санузлы. В результате произошло удорожание стоимости объекта: с 85 млн рублей по ледовой арене в Елшанке до 120 млн рублей в п. Светлый. Последний вариант с этой же стоимостью применяется в Базарном Карабулаке.
Ну, ладно, изменили проект в Светлом. И его же применяют в Базарном Карабулаке. Зачем же снова в него вносить существенные изменения и постоянно их менять в процессе согласования между проектировщиком и госэкспертизой?
При этом изменения в каждый проект проектная организация оценила в 1,8- 2 млн рублей. Плюс стоимость экспертизы.
***
Сроки строительства спортивных объектов смещаются из-за длительного согласования технических требований, объясняет «Четвертой Власти» директор ООО «Ремстройпроект» Василий Шляпников. По его словам, задержки обусловлены тем, что сначала технические условия должны согласовать различные инстанции – энергетические, водные, газовые компании. Топографам приходится приезжать, проводить съемки после каждой корректировки проекта.
«Организация должна выдать нам технические условия: куда подключиться, чтобы нам взять определенное количество воды на хозбытовые нужды и на пожарные. Газовики подолгу выдают согласование, задерживают по месяцу», - отметил Шляпников.
Он отметил, что вопросы с водоснабжением очень тяжело решались в Базарном Карабулаке. В Петровске площадка выбрана так, что рядом (в 10 метрах) от нее находится памятник. Чтобы его не затронуть, между ним и бассейном делают стенку в грунте. Иначе, когда рабочие выкопают бассейн глубиной 4 метра, земля потянет памятник в котлован.
Помимо этого, очень много вопросов, связанных с градостроительными планами. Например, правила застройки, которые принимались районными депутатами, требуют отступать 1 метр, а от строителей требуют, чтобы новые здания примыкали к школе.
«Сейчас они все переделывают правила застройки, собирают депутатов, а на это нужно время», - добавил Василий Кирсанович.
Все бассейны и катки разные, в зависимости от рельефа территории и проекта. Различаются фундаменты, генплан, вертикальная планировка. В Озинках, например, бассейн на несколько метров ниже, чем школа. Там будут строить теплый переход со ступеньками внутри. В Алексеевке Хвалынского района теплый переход идет вовсе со второго этажа.
«Если подходит вода, и давление около нашего бассейна менее 3 кг, мы должны внутри здания сделать насосную станцию, чтобы решить вопросы внутреннего пожаротушения. Если привязываются атмосферные котлы, то заходят в здание всего две трубы, а надо готовить горячую воду. В этом случае в тепловом узле ставят теплообменник», - пояснил директор.
«Все моменты играют на то, что нам приходится дорабатывать. Все думают: взял типовой проект и все. Так не получится, потому что разные геологические и геодезические условия везде. Тратить время также приходится на получение разрешения на спил деревьев у городских служб», - сказал он.
Директор подчеркнул, что, несмотря на задержки, сейчас получено заключение по четвертому катку. К концу мая компания планирует сдать пятый каток. В процессе разработки с окончанием к концу мая ледовый в Базарном Карабулаке. Экспертизу проходит проект ФОКа в Аткарске.
Многотонные железные козырьки у ФОКа в ЗАТО Светлом, о которых говорил Вячеслав Володин, планируется немного уменьшить. Учтены и другие замечания, но при этом проектировщики считают, что чиновники не вникают во все множество требований.
«Это труба со стенкой, она производит впечатление очень мощной стойки, но сделать меньше – никак. Она сейчас 150 на 150 см, будем уменьшать до 120. Без козырька входную часть нельзя делать по нормам.
Или поддоны на душевых не нравятся. Это Роспотребнадзор требует эмалированные поддоны к каждой душевой, не я. Но мы сейчас уберем их, потому что прошли экспертизу.
Вот, например, претензия на светлые тона краски внутри здания. А Роспотребнадзор не разрешает темные краски, потому что на них грязь не видно. Я все ставлю по нормам, ничего не придумываю. Есть вопросы, которые от проектировщика не зависят. Подрядчик строит, он с заказчиком согласовывает цветовые решения и плитку», - пояснил Шляпников.
***
Депутат облдумы и председатель редсовета «Четвертой власти» Вадим Рогожин также считает необоснованной задержку реализации проектов.
«Да, нужны обязательные геодезические замеры. Ну, съездили один раз, подогнали под ландшафт. Согласовали с ресурсоснабжающими организациями. На все про все месяц. Что еще нужно? – недоумевает народный избранник. - Допустим, при проектировании ледовой арены в Базарном Карабулаке выяснилось то, что имеющейся водопроводной сети, подключенной в школе №2, при которой будет возведен спортобъект, не хватает. Будут прокладывать около 500 метров дополнительного водопровода. Плюс сделать еще одну насосную станцию, так как школа находится на возвышенности. Из-за этого сделали отдельный проект. Этим отдельно занимается минстрой. Что еще вызывает задержку согласования, непонятно. Если в Базарном Карабулаке есть проблема с водопроводом, то в Балтае и Новых Бурасах, где строятся бассейны, таких проблем нет. Но их проекты также не согласовали до сих пор».
Таким образом, объяснения директора ООО «Ремстройпроект» не совсем убедительны.
Вячеслав Володин, предположил, что Шляпников специально вносит в типовой проект существенные изменения, чтобы сделать его авторским и после внести его в реестр как типовой.
От редакции выскажем предположение, что утяжеление проекта ледовой арены в Светлом может быть подогнано под интересы подрядчика ПМК №1, который специализируется на производстве железной арматуры.
В результате личных амбиций и интересов - удорожание объекта в 1,5 раза и задержка его реализации.
***
Директор ГАУ «Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве» Марат Хакимов комментировать ситуацию с задержкой для «Четвертой Власти» не стал, а рекомендовал общаться с пресс-службой минстроя области.
«Мы сами комментарии не даем, у нас в министерстве есть пресс-служба, лучше с ними взаимодействовать. Мы подведомственное учреждение. Там есть специфичные моменты, которые в двух словах не объяснишь. Каждый объект индивидуален», - отметил Хакимов.
То есть, получается, что директор ГАУ «СРЦЭС» переложил ответственность за задержку на министра строительства.
Ситуацию с госэкспертизой прокомментировал Вадим Рогожин.
«Проекты, вроде как, уже готовы, но госэкспертиза постоянно по несколько раз вносит изменения в этот проект. Неужели нельзя все ошибки найти сразу и разом их внести? Система согласования настолько забюрократизирована, что доходит до абсурда.
Чтобы внести одно изменение, отводится несколько дней – до недели. Эксперт тянет до последнего дня, чтобы внести поправки. Отдает проектной компании. Та вносит. Обратно на согласование в экспертизу. Эксперт находит следующие ошибки или просто считает, что, по его личному мнению, нужно что-то исправить. И опять затягивается на неделю. Или запятую забыли поставить. И так по кругу уже несколько месяцев! Как будто нарочно издеваются над заказчиками – администрациями районов. В госэкспертизе что-то там лепечут об электронной системе внесения изменений, которая замедляет работу. Но цифровая система для того и создана, чтобы ускорить процесс, а не замедлять его!»
Что в итоге? «Четвертая Власть» выяснила, что на последней планерке у губернатора Роман Бусаргин сказал, что экспертизы проектов вместе со сметой должны закончить для всех к 15 мая. К сожалению, по нашей оценке, к этому времени могут закончить только по бассейну Новых Бурас. Остальные - в течение мая. После этого объявят конкурс. И только в конце июня начнут стройки. На них остается до октября (контрольный срок сдачи объектов) четыре месяца. Этого времени мало.
По ледовой арене в Базарном Карабулаке доработки продолжатся до конца мая. Уже понятно, что ледовая арена в лучшем случае к Новому году будет сдана. А это непогода, что скажется на качестве работ. Это если еще подрядчик не подведет. А так - жди сдачи только к весне.
Вскрытые проблемы с проектированием и экспертизой нужно решать строительному блоку областного правительства при контроле губернатора. Существующую систему нужно улучшать и упрощать. Руководителей подведомственных и профильных организаций наставлять под угрозой наказания, а не проводить бестолковые еженедельные планерки, на которых процесс не движется.