130K подписчиков

«Стриж» больше не летает: пассажиры признаются в любви поезду, отмененному два года назад из-за санкций

2,1K прочитали

Поезда «Стриж» перестали курсировать на сети РЖД два года назад – весной 2022 года, вскоре после введения санкций. Недавно мы получили письмо от читателя, в котором тот признается поезду «в любви». Трогательное послание дало повод вспомнить поезд Talgo 250 RUS.

Поезда «Стриж» перестали курсировать на сети РЖД два года назад – весной 2022 года, вскоре после введения санкций. Недавно мы получили письмо от читателя, в котором тот признается поезду «в любви».

«Европеец» на наших путях

«Такое редко бывает, что какой-то поезд вызывает множество положительных эмоций. Сегодня я признаюсь в любви ныне ушедшему с наших путей поезду Talgo 250 RUS, который начал когда-то курсировать по очень лакомому маршруту Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород – Самара».

Так начинается письмо нашего читателя Максима Третьякова.

Поезд «Стриж» стал адаптированной к России версией испанского Talgo, который активно эксплуатируется на железных дорогах Европы. «Стрижи» закупили в 2014 году для скоростного сообщения между Москвой и Киевом. Расстояние в 855 км такой поезд мог преодолеть за 7 часов, однако в Киев поезд так и не поехал.

Всего РЖД было куплено семь составов: четыре «Стрижа» с преобладанием сидячих вагонов и три «Стрижа» с преобладанием спальных.

Но после 2014 года поездов между Россией и Украиной почти не осталось, и «Стрижи» решили запустить по другим маршрутам.

Впервые они появились на отечественных железных дорогах в 2015 году и курсировали между Москвой и Нижним Новгородом (пять ежедневных рейсов, время в пути менее 4 часов).

С 2016 года два раза в неделю «Стриж» стал ходить в Берлин, останавливаясь по пути в Минске и Варшаве. Время в пути занимало 20 часов 15 минут. Правда, весной 2020 года он был отменен из-за пандемии COVID-19.

Спустя несколько месяцев был запущен маршрут Петербург – Самара.

Поезд «Стриж» на Курском вокзале в Москве
Поезд «Стриж» на Курском вокзале в Москве

Ходили «Стрижи» и между Москвой и Петербургом: это был единственный ночной скоростной поезд из северной столицы – он отправлялся в 00.40 и прибывал в Москву около 5-6 утра. Кроме того, это был единственный дневной скоростной поезд по направлению из Москвы в Петербург, в котором можно было ехать лежа.

«Что-то в этом поезде очаровывало»

Два года назад, в 2022 году, скоростной поезд «Стриж» был отменен по всем маршрутам. Причиной стали европейские санкции против России и, в частности, РЖД: из-за них дальнейшее техобслуживание поезда стало невозможно.

Отмена «Стрижей» стала настоящей потерей для отечественных железных дорог и пассажиров. Потому что преимуществ по сравнению с обычными поездами у «Стрижей» было предостаточно – начиная с внешнего вида и начиная уникальной планировкой купе.

«С момента первой поездки что-то в этом поезде очаровывало с платформы сразу, – пишет Максим. – Необычные вагоны, белый цвет кузова, отсутствие сложной лесенки, да и тамбура. Все это веяло новизной. После «деревянных» аммендорфов и пресных новых вагонов ТВЗ это был новый вдох, который еще и привносил немного шарма поездок по Европе».

Поезд «Стриж» на Ладожском вокзале Петербурга
Поезд «Стриж» на Ладожском вокзале Петербурга

Первое знакомство Максима со «Стрижами» началось с сидячих вагонов на маршруте Москва – Самара. Это был проходящий через Курский вокзал Москвы поезд из Петербурга.

«Все было очень профессионально и быстро, – вспоминает он. – Стоянка 12 минут. Судя по людям, выходило где-то 70% поезда, и это в 5 утра в Москве. Люди, вы вообще спите? Примерно почти это же количество в 5 утра садилось в Москве. Дальше следовало плавное отправление и попытка доспать часы здорового сна. Спасибо машинистам и ЭП20 за плавное отправление».

«Стриж» действительно имел плавный ход, это отмечали многие пассажиры: благодаря тележкам с пневмоподвесками в нем можно было полноценно поспать даже днем. Оценили преимущества путешествия на «Стриже» и владельцы питомцев: поездку на нем коты, например, переносили гораздо легче – их меньше укачивало.

Поезда «Стриж» перестали курсировать на сети РЖД два года назад – весной 2022 года, вскоре после введения санкций. Недавно мы получили письмо от читателя, в котором тот признается поезду «в любви».-4

«Идеальный поезд»

В вагонах «Стрижа» было максимально комфортно: между ними не было привычных шумных переходов с их холодными тамбурами, пишет наш читатель. Благодаря этому границы между вагонами не чувствовалось, а тепло в поезде в холодный сезон не выветривалось даже из общего коридора.

По воспоминаниям Максима, сидячие вагоны «Стрижа» были очень удобными: индивидуальная «мусорка», тапочки, гигиенический набор, и все это было дешевле рейсов UTair или «Победы».

К сожалению, дискомфорт вызывали соседи по сидячему вагону.

«Громкие разговоры (в том числе с матом), телефоны не на беззвучном режиме (с кем вообще в 6 утра можно что-то громко на весь вагон обсуждать?)», – вспоминает читатель. Поэтому вскоре Максим перешел от сидячих вагонов на люкс с душем. Цена была намного ниже обычного люкса РЖД, а сервис выше.

«Выкупалось всё купе, но не по цене двух мест, – пишет Максим. – В самом купе была интересная система связи с проводниками. Традиционная кнопка вызова проводника и встроенная в стену кнопка связи с вагоном-рестораном. Было очень удобно подремать, а потом просто нажать кнопку и сказать: «Доброе утро, я бы хотел позавтракать», и через 10-20 минут в дверь звонил проводник с подносом».

Поезда «Стриж» перестали курсировать на сети РЖД два года назад – весной 2022 года, вскоре после введения санкций. Недавно мы получили письмо от читателя, в котором тот признается поезду «в любви».-5

Но особое впечатление на нашего читателя производила мощная вентиляция и контроль климата.

«В каждом купе вентиляция находилась под потолком и работала всегда, – пишет он. – Поток воздуха можно было направлять вверх-вниз и выбирать температуру. Датчик температуры находился на уровне пояса обычного человека и его было хорошо видно. Как «Стриж» делал такие удобства на стоянках? Очень просто: в его составе в начале и в конце были вагоны-дизель-генераторы. Они и обеспечивали состав постоянным питанием, даже во время смены локомотивов».

Поезда «Стриж» перестали курсировать на сети РЖД два года назад – весной 2022 года, вскоре после введения санкций. Недавно мы получили письмо от читателя, в котором тот признается поезду «в любви».-6

Смена локомотивов была отдельным развлечением на маршруте Максима. ЭП20 в Арзамасе отцепляли и заменяли на тепловоз ТЭП70БС. Поглядеть на это зрелище собиралось много людей. В Сызрани уставший ТЭП70БС отцепляли и меняли на ЭП2К…

Увы, все это в прошлом, и пока что достойной замены «Стрижам» у РЖД не нашлось. Ни «Ласточка», ни «Сапсан» не смогли сделать того, что оказалось под силу «Стрижу», – очаровать пассажира…

Наталья АЛЯКРИНСКАЯ

Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда, также их можно читать «Вконтакте». Наш сайт – 1520today.ru.