Всем привет! Сегодня хочу поговорить еще об одной фантастической книге.
"Слово для леса и мира одно" - научно-фантастическая повесть американской писательницы Урсулы Ле Гуин. Впервые опубликована она в 1972 году, в 1973 получила премию "Хьюго". Главным стимулом для написания сама писательница называла войну во Вьетнаме. Но помимо антимилитаризма, в этой книге затрагиваются темы гармонии человека и окружающей среды, проблемы колониализма и прогрессорства, а глобально – тема баланса между светом и тьмой.
Книга входит в хайнский цикл, наряду с другими романами Ле Гуин этого периода. В этой альтернативной истории люди появились не на Земле, а на планете Хайн. Жители Хайна колонизировали многие соседние планетные системы, включая Терру (Землю) и планету Атше, на которой и происходит действие повести.
Итак, на далекую обитаемой планету Атше, известную человеческим колонизаторам как "Новый Таити", прилетают храбрые люди с Терры. Все континенты планеты покрыты густыми тропическими лесами. В языке местных жителей слово, которое обозначает "лес", используется и для описания всего мира. (Также, как для нас «земля» — это и почва под ногами, и название планеты). И вот в эти джунгли попадает экспедиция наемников, "лучших" представителей человечества. Их цель – добывать для Земли ресурсы. Не какой-нибудь фантастический Анобтаниум, а самую прозаическую древесину. Выходцам с Терры она очень нужна и важна. А вот местные жители – не важны.
Аборигены-атшиане, очень похожи на людей, и скорее всего произошли с ними от общих предков (первой волны колонистов, которая расселилась по этому сектору галактики миллион лет назад). Атшиане ростом около метра, и покрыты тонким зеленоватым мехом. Они очень неагрессивный народ. В их обществе почти нет насилия, агрессии и убийств. В их культуре важную роль играет сон. Они способны входить в состояние осознанного сна, в котором быстрее лечатся и чаще получают ответы на важные вопросы. Вожди и шаманы племен часто умеют толковать сны.
Живут они в гармонии с лесом, с точки зрения землян – в условиях первобытно-общинного строя. У них нет ни государств, ни технологий. С точки зрения путешественников меж звезд – дикари. Земляне обзывают их "пискунами".
Несмотря на то, что аборигены совсем не похожи на грациозных фелиноидов из фильма «Аватар», это ничуть не мешает землянам обращать их в рабство, эксплуатировать и насиловать. Люди, как известно, могут с кем угодно воевать и с кем хочешь спать.
Сами земляне, разумеется, с определением «насиловать» не согласны. Они принесли примитивным дикарям блага цивилизации. Предлагают им медикаменты, строят космопорт, дороги, лесопилки и склады. То, что аборигены этим не пользуются – это их проблемы. А в обмен всего-то просят, чтобы мужчины помогали им в тяжелой работе, а женщины согревали постель!
Основной конфликт книги разворачивается между командиром лагеря экспедиции капитаном Дэвидсоном и ученым по имени Радж Любовь (в данном случае это мужское имя).
Ученый восторженно изучает местных жителей. Они живут на уровне каменного века, однако в исключительно гармоничном и миролюбивом обществе. Все вопросы они решают в коллективном сне – своеобразном соединении сознаний в коллективный разум при медитации.
Однако командиру экспедиции плевать на эти заморочки ботаников! Он отвечает за личный состав! И в отличие от ученого, у него есть долг перед родиной. На Земле, между прочим, очень ждут эти поставки древесины. А парни несут тяжелую службу, и им нужно расслабиться. Пусть даже и в форме сафари в местных джунглях. А как иначе удержать дисциплину в толпе наемников?
В противостоянии с ученым капитан Дэвидсон задает вполне резонный вопрос: "Док, ты вообще на чьей стороне?" Разве можно принять, что инопланетные деревья и примитивные дикари будут важнее и ближе, чем интересы родной планеты?
В итоге все заканчивается крупной войной между обитателями леса и пришельцами с небес.
Атшианин по имени Селвер, который был слугой в лагере, невольно становится лидером сопротивления. Земляне изнасиловали и убили его жену, чуть не убили его самого. Сумев добраться до соплеменников, Селвер рассказывает им о нападениях и порабощении. Он объясняет, что земляне не уважают святость жизни и не понимают природы. После некоторого обсуждения жители племени отправляют гонцов в другие поселения, и вскоре под началом Селвера оказывается целая армия.
В какой-то момент администрация колонии призовет свернуть работы на лесопилках. Однако разжалованный капитан Дэвидсон нарушает приказ и организует нападения на племена Атши. В результате эскалации насилия армия Селвера нападает на центральный город землян, построенный вокруг космопорта. Во время боя гибнет под завалом ученый Любовь. В результате нападения погибнут все женщины в колонии; выживших мужчин загонят в лагерь и держат в плену. Капитана Дэвидсона возьмут живым. Селвер оставит ему жизнь, хотя и признает, что Дэвидсон наделил его даром убивать. Всех землян оставят на острове, который земные лесозаготовки превратили в пустыню. Там им предстоит три года ждать следующего корабля с Терры.
В этой войне нет победителей, только проигравшие. Землянам в итоге придется свернуть базу и улететь, понеся потери в технике и людях. Даже работы ученых не сильно помогут в дальнейшем. Как бы Радж Любовь ни пытался понять местных, для них он – чужак, а для своих навсегда останется предателем.
Но и сами жители леса проиграли. Дело даже не в выжженных деревьях и убитых сородичах. Хотя планета и была отвоевана, атшиане теперь научился убивать без причины. Сам факт того, что мирные сновидцы взяли в руки оружие, собрались большим отрядом и нападали на пришельцев – все это навсегда изменит неспешное течение жизни на планете. Похоже, теперь им предстоит нелегкий путь строительства цивилизации. А прежние времена коллективного сна, в котором не было вражды и непонимания, останутся лишь в легендах.
Как я уже говорил, в этой книге поднимается много тем. Некоторые критики увидели в ней только аллюзии на Вьетнамскую войну, и называли персонажей слишком простыми. Но здесь есть и рассуждения о колониализме и роли пришельцев в традиционных обществах. В то время как для других планет, куда прибыли колонисты с Хайна, контакт с более развитой цивилизацией воспринимается как благо, для жителей Атши все изменения оказываются к худшему.
В главах, которые описывают жизнь племен, поднимаются темы экологии и зависимости от своей экосистемы, а также тема осознанных сновидений. Атшиане учатся сознательно и активно контролировать свои сны. Это позволяет им получать доступ к своему подсознанию. Атшиане воспринимают землян как сумасшедших, отчасти из-за того, что у землян отсутствует связь между сознательным, рациональным мышлением и подсознательными побуждениями. Так что сторонники расширения сознания увидели в романе призыв к употреблению различных психоактивных веществ. Не будем забывать, что 70-е — это не только Вьетнам, но и хиппи.
Конечно, вы заметили, что сюжет фильма "Аватар" 2009 года имеет много общего с сюжетом "Слово для леса и мира одно". Те же колонисты с Земли, прилетевшие на другие планеты в поисках ресурсов, коренное население, живущее в тесной гармонии со своим миром, и восстание этих туземцев против эксплуататоров. Но есть одно важное отличие. Милитаризм рассматривается атшианцами как зло, неизбежное дополнение к их культуре, которое может разрушить их образ жизни. В "Аватаре" война и насилие воспринимаются менее критически. Сама Урсула Ле Гуин всячески открещивалась от сходства своей книги с высокобюджетным фильмом, который "полностью переворачивает моральные предпосылки, представляя центральную и нерешенную проблему книги, массовое насилие, как решение".
Конечно, эта книга была написана полвека назад. Нет, темы колониализма и дискриминации никуда не делись. Но сама риторика в них ушла далеко вперед. Общество, описанное Урсулой ле Гуин, давно не кажется недостижимой утопией. Хотя мы от него еще далеки. Вопрос о том, благо или зло принесут земляне в далекие миры, тоже еще не решен. Но учитывая наш медленный прогресс в освоении космоса, пройдет еще много времени, прежде чем это обсуждение станет актуальным.
Спасибо, что читали!