Начну пожалуй с мая прошлого года, когда Никол Пашинян заявил, что Армения планирует стать оператором иранского порта Чабахар.
Более того, даже подписал соответствующее распоряжение о создании межведомственной группы.
Порт Чабахар (Чехбехар)
Этот порт в Османском заливе крупнейший в Иране, после порта Бендер-Аббас, является свободной экономической зоной и уже включен в один из проектов "Север-Юг".
При этом он продолжает динамично развиваться, заметно превосходя по своим возможностям тот товарооборот, что существует на сегодня.
Чабахар является и ключевой точкой МТК "Север-Юг", так как Бендер-Аббас мелководный порт, не способный принимать крупные суда.
Я не понимаю, каким образом оператором этой махины может стать Армения, но то что это мечты ее руководства - несомненно. Оно продолжает продвигаться нерентабельный армянский маршрут из Индии к Черному морю, а порт мог бы стать хорошим подспорьем в этой игре.
Армянский маршрут "Север-Юг"
Несколько месяцев соседи упорно муссировали тему коридора через Армению и "захват" порта. В этом вопросе и власть и оппозиция были едины — визжали от восторга и предсказывали блестящее будущее.
Тем не менее, даже проармянский канал КСИР, разместив заметку о торговле с Россией и иранских транспортных коридорах, не указал маршрут через Армению. (Кстати, карту взял у Блумберга.)
В конце лета появилось сообщение, что Иран и Индия договорились ускорить развитие порта Чабахар.
Премьер-министр Моди приветствовал долгосрочное сотрудничество с Ираном и сказал, что реализация совместного проекта порта Чабахар и превращение его в центр связи приведет к развитию региона. Он сказал, что Индия готова завершить оформление документов, касающихся завершения проекта.
Естественно, эту новость на русском языке разместили армянские ресурсы, ведь в их видении все это делается для Армении.
Октябрь 2023 года
В Индии проводился "Global Maritime India Summit 2023", где принимала участие даже Беларусь, а армяне о своем — пудрят мозги собственному населению.
9 ноября 2023
Иранского проекта? Иранцы о нем знают? Подготовили 15 млрд?
Интересно, что на армянских картах этот проект не выходит к Черному морю, потому-что Грузия даже не пукнула, что готова хотя бы в далеких планах держать этот проект.
23 ноября 2023 года
В реальности ничего не происходит, но армянское правительство продолжает держать тему "армянского коридора" горячей.
В картах на русском языке, уже все решено за Грузию и Россию.
5 декабря 2023 года
Посол Индии в Армении явно говорит о коридоре "Север-Юг", проходящем вне территории Армении, поэтому пытается понять какую выгоду может иметь Ереван.
Более того, планы армян по коридору называет их собственными инфраструктурными и логистическими проектами:
Армения развивает свои инфраструктурные и логистические мощности от границы Ирана на юге до границы Грузии на севере. Некоторые индийские компании заинтересованы в этом проекте. Мы готовы участвовать в реализации инфраструктурных программ в Армении.
Но армянская сторона будто этого не видит, представляет новость своим согражданам, как подтверждение "армянского коридора" и "управления портом".
22 декабря 2023
Вновь одни слова и планы, которые не реализованы до сих пор.
Крошечная Армения, которая на карте мира не больше мушиной какашки, ведет речь о глобальной логистике и уже трех портах. Зачем это все ей? Торговать абрикосами?
15 января 2024 года
Еще только наметили план действий, но уже через несколько месяцев запустят торговый маршрут. При этом, нищая Армения готова инвестировать в иранский порт.
"Недавние встречи" это краткое общение с индийским министром, произошедшее в октябре на Саммите в Индии:
Сначала написали, что было на самом деле, а потом додумали.
27 января
И опять только слова. Ни договоров, ни даже соглашений о намерениях, но в виртуальном мире процесс идет по нарастающей. Кажется уже вот-вот, совсем чуть-чуть...
24 февраля
Как-так? Разве все это не было предложено много месяцев назад и уже шла активная работа? Была даже объявлена дата запуска маршрута (май 2024).
Тем временем:
И еще через день:
Армения, уже практически на правах хозяина, предлагает Кувейту присоединиться к развитию порта Чабахар. Правда опять только в виртуальных фантазиях. Ключевое слово "может".
Зачем в официальную новость добавлять этот бред? Конечно же, чтобы создать у армян видимость важности Армении. Типа она не мировая попрошайка, а одна из серьезных игроков на международном политическом поле.
14 марта
Никто этих пилотных грузоперевозок не видел, нет ни одного фото в Сети, или информации от других сторон, но министерство сказочности экономики продолжает кормить плебс и индийских бизнесменов фантазиями.
Когда Азербайджан, или какая-то другая страна, производит пилотный запуск маршрута, то это активно освещается прессой. СМИ публикуют снимки и видео первого каравана (или состава). А тут какая-то тайная операция. Может сам Нарек Терян съездил в Индию и это посчитал за грузоперевозку?
16 апреля
Представительства? Только еще заинтересована?
Разве год назад Пашинян не объявил о том, что Армения становится оператором порта Чабахар? И в течение года, министерство экономики рассказывало, как близок этот миг?
Разве не этим должен был заниматься Ереван в порту Чабахар?
Работа оператора порта включает в себя управление перемещением грузовых контейнеров между грузовыми судами, грузовиками и грузовыми поездами и оптимизацию прохождения товаров через таможню, чтобы свести к минимуму время, которое судно проводит в порту. Поддержание эффективности включает управление и модернизацию козловых кранов, причалов, водных путей, дорог, складских помещений, оборудования связи, компьютерных систем и контрактов с профсоюзом докеров. Портовый оператор также управляет оформлением документов, арендой, охраной и охраняемостью порта.
13 мая
И наконец вчерашнее:
Ара как так? Оказывается Индия будет управлять портом Чабахар. Да и речь о коридоре через Азербайджан. Армению даже не вспомнили.
И ведь об этом пишет не какой-то Вася Пупкин, а самое солидное издание в области экономики, которое трудно заподозрить в хорошем отношении к Баку.
14 мая
Сегодня стало известно, что стороны подписали соглашение, но смотрите как это представляет Спутник Армения.
Порт Шахид Бехешти это все тот же порт Чабахар, носящий имя какого-то иранского героя, но Спутник запудривает читателям мозги, чтобы иметь возможность продолжать сказки о армянском влиянии на судьбы всего мира...