Дикша — это древний священный обряд в индуизме, символизирующий духовное посвящение ученика и принятие его в лоно определенной религиозной традиции или школы. Это важнейший шаг на пути духовного развития индуиста, отмечающий начало глубоких взаимоотношений между гуру (учителем) и шишьей (учеником).
Само слово "дикша" происходит от санскритского корня "кши", означающего "очищать". Таким образом, смысл обряда - в очищении ума, тела и души посвящаемого, освобождении его от невежества и заблуждений, из-за которых он увяз в мирских страданиях и не может постичь свою истинную божественную природу. Дикша призвана устранить завесу майи (иллюзии) и открыть путь к мокше - освобождению от колеса сансары, цикла рождений и смертей.
В большинстве случаев посвящение проводит гуру или другой духовный учитель высокого уровня, который сам прошел этот путь и получил право передавать знание и благословение ученикам. В некоторых школах допускается получение дикши и от других просветленных существ - риши, девов или даже от самого Абсолюта.
Великие гуру прошлого, такие как Шанкарачарья, Рамануджа или Мадхва, давали дикшу лишь избранным ученикам, видя их готовность и преданность. В наше время с ростом интереса к индуизму на Западе, процедура часто упростилась — дикшу стали проводить на массовых собраниях и фестивалях, посвящая сразу много людей.
Однако в ортодоксальных школах дикша остается глубоко эзотерическим таинством. Ему предшествует длительная подготовка, когда ученик доказывает свою искренность и чистоту помыслов. Он должен вести строгий образ жизни, соблюдать целибат, следовать предписанной диете и распорядку, изучать священные тексты. Сам ритуал окутан завесой тайны и может длиться много часов или даже дней.
Церемония обычно начинается с очистительных процедур – омовения, медитации, чтения мантр. Затем гуру и ученик совершают пуджу (ритуальное поклонение) с предложением благовоний, цветов, фруктов или огня богам и линии учителей данной традиции. После этого гуру передает ученику сокровенную мантру для медитации, которая называется биджа-мантра (семенная мантра), так как содержит в себе семя духовного знания и пробуждения.
Произнеся эту мантру на ухо посвящаемого, гуру вкладывает в него частицу своей духовной силы и тем самым инициирует внутреннюю трансформацию. В некоторых традициях, например в тантрическом шиваизме, гуру также передает ученику специальную янтру (мистическую диаграмму) и четки для джапы (повторения мантры).
Считается, что в момент дикши между гуру и учеником устанавливается тонкая мистическая связь, своего рода энергетический канал, по которому опыт и мудрость учителя передаются ученику напрямую, без слов. Отныне гуру берет на себя ответственность за духовное развитие ученика и сопровождает его до конечного освобождения.
После дикши посвященный получает новое духовное имя, соответствующее его внутренней природе и идеалам. Часто оно связано с именем божества-покровителя данной школы — например, Кришнадас (слуга Кришны), Шивананда (блаженство Шивы) и т.д. С этого момента ученик считается "дваждырожденным", так как прошел второе, духовное рождение.
Дикша знаменует не только начало нового образа жизни, но и отречение от прежних мирских привязанностей и ограничивающих представлений о себе. Ученик принимает гуру как живого представителя Бога и беспрекословно следует его наставлениям. Вся его жизнь отныне посвящена духовной практике, служению гуру и достижению мокши.
Подчеркивается, что дикша - это не просто формальный ритуал, а живой мистический процесс пробуждения внутренней энергии ученика, кундалини-шакти. Это подлинная инициация, толчок к раскрытию высшего "Я". Без искренней устремленности, преданности и интенсивной садханы (практики) со стороны ученика, одной лишь внешней церемонии недостаточно.
В священных текстах индуизма дикша часто сравнивается с тем, как от пламени одной лампы зажигается другая. Пламя знания, исходящее от просветленного учителя, входит в сердце готового ученика и зажигает в нем огонь духовного устремления и осознанности. Так из поколения в поколение передается живая цепь духовной преемственности (парампара).
Существуют четыре основных вида дикши:
- Криядикша — посвящение в определенный метод духовной практики, например, медитацию, пранаяму или ритуалы;
- Чарьядикша — наставления по образу жизни, следованию обетам и этическим принципам;
- Йогадикша — передача тайных техник йоги и тантры для пробуждения энергии;
- Ведадикша — обучение тайному смыслу Вед и Упанишад, ведущее к постижению единства индивидуального "я" и вселенского Брахмана.
Интересно, что в ряде тантрических и шактистских школ дикшу традиционно дает не гуру-мужчина, а женщина-учитель или духовная супруга, известная как дикша-гуру. Это отражает важный принцип тантры, что Шакти, женская духовная энергия, играет ключевую роль в освобождении.
В вайшнавских школах бхакти дикша принимает форму панча-самскары ("пяти очищений"): получения мантры, духовного имени, обрезания шикхи (пучка волос), получения вайшнавских атрибутов (четки, кантхималы и др.) и ритуального сожжения прежних "грехов" в священном огне. Это внешне оформляет преданность адепта и его готовность всецело посвятить себя служению Кришне или Вишну.
Среди известных гуру современности, дававших дикшу тысячам учеников по всему миру - Свами Шивананда из Ришикеша, Шрила Прабхупада (ИСККОН), Ошо (Раджниш), Шри Чинмой, Свами Муктананда, Матушка Амма и другие. Каждый из них по-своему продолжил и обновил древние линии духовной преемственности.
Конечно, в эпоху массового интереса к индуизму, йоге и гуруизму, когда посвящения раздаются направо и налево, велик риск профанации и коммерциализации этой тонкой практики. Нередки случаи злоупотреблений со стороны псевдо-гуру. Поэтому важно подходить к выбору учителя и принятию дикши максимально осознанно и ответственно.
И все же для искреннего искателя истины дикша остается бесценным ключом, открывающим дверь в непостижимые глубины духа. Это подлинное духовное преображение и второе рождение. Дикша дает человеку высший смысл и направление в жизни, соединяет с многотысячелетней мудростью риши и святых, вдохновляет на самопознание и в итоге ведет к осуществлению своего божественного предназначения. Как гласит традиционное изречение - "Без дикши нет мокши", то есть без истинного посвящения нельзя достичь освобождения из круговорота сансары.
В то же время, истинная дикша — это не столько внешний ритуал, сколько внутренний процесс, происходящий в сердце. Это пробуждение изначально присущей мудрости и единения с божественным, сокрытых под слоями неведения. И потому каждый из нас несет потенциал для этого сакрального преображения. Рано или поздно зов внутреннего гуру пробудит нас от спячки, и тогда произойдет величайшая дикша — посвящение в вечную истину своего бытия.