"Что угодно, или 12 ночь" У. Шекспира. Как создавался спектакль (часть III)

О том, как шли репетиции шекспировской комедии в Московском Новом драматическом театре, вспоминают актёры, занятые в постановке. Предыдущие публикации здесь:

Дмитрий Светус (Мария)

Как бы громко и пафосно это ни звучало, для меня Шекспир — это то, что дано нам Богом. Его смело можно ставить в один ряд с такими гениями, как Моцарт, Пушкин, Чехов... Сколько копьев было сломано по поводу авторства шекспировской драматургии, личности самого Шекспира, о котором мы достоверно знаем не так уж и много... Один ли это был человек? Группа авторов, выступающая под единым псевдонимом? Мне кажется, это не так важно. Важно то, что уже 460 лет эти произведения читают и перечитывают, думают о них, ставят и играют их на сцене. Важно наследие, которое осталось нам, потомкам. И то, что оно продолжает до сих пор находить отклик в человеческих душах.

Сцена из спектакля. Сэр Эндрю - В. Владимиров, Мария (справа) - Дмитрий Светус
Сцена из спектакля. Сэр Эндрю - В. Владимиров, Мария (справа) - Дмитрий Светус

Конечно же, я с радостью играю "Что угодно, или 12 ночь". Та позитивная энергия, с которой все участники спектакля проживают эту историю, непременно передаётся зрителям. Публика чувствует наше удовольствие, наш задор — и включается в диалог. Но это мы знаем уже сейчас, когда с момента премьеры прошло много лет. А когда мы ещё только узнали распределение ролей и приступили к первым репетициям, были некоторые опасения. Не хотелось опускаться до примитивной карикатуры. Когда мужчина играет женщину, всегда есть такой риск. Но режиссёр-постановщик {Вячеслав Васильевич Долгачёв - Прим.} ставил нам чёткие задачи и, слава богу, жёстко контролировал процесс. Дело в том, что когда есть целостный персонаж, за которым видна подлинная жизнь, то зритель обязательно тебе поверит и примет предложенные условия игры, какими бы смелыми они ни были.

Дмитрий Светус - служанка Мария ("Что угодно, или 12 ночь"), спектакль МНДТ
Дмитрий Светус - служанка Мария ("Что угодно, или 12 ночь"), спектакль МНДТ

Образ моей Марии является собирательным. У этой героини нет одного конкретного прототипа, с которого я мог бы срисовать внешность и поведение. Я брал по чуть-чуть от самых разных женщин, — наблюдал, присматривался, запоминал... У одной украл походку, у другой характерные жесты, манеру двигаться; у третьей — заразительный смех, который так органично вписался в образ, что зрители всегда откликаются на него... Ещё я вдохновлялся замечательными фильмами, где актёры исполняли женские роли — "Тутси" с гениальным Дастином Хоффманом, "Миссис Даутфайр" с не менее гениальным Робином Уильямсом, "В джазе только девушки" с Тони Кертисом и Джеком Леммоном. Ну и конечно же, я многое взял у своей супруги (Улыбается). Честно говоря, я даже стал немножко по-другому на неё смотреть... как-то даже лучше её понимать, ставя себя на место женщины! Чем она руководствуется, какие мотивы ею движут, когда она совершает тот или иной поступок. То есть, этот спектакль, помимо всего прочего, благоприятно отразился на укреплении моей семьи (Смеётся). Это, конечно, шутка, но всё же...

Дмитрий Шиляев (Мальволио)

Наверное, у каждого драматического артиста, посвятившего жизнь театральной сцене, найдётся в сыгранном репертуаре две-три роли, а может и больше... знаковых, что называется, "этапных" в его судьбе. Вот и в моей биографии, за многолетний творческий путь и тридцать лет службы в Новом драматическом театре, случались такие работы. Одна из них — Мальволио в спектакле по пьесе Шекспира "Что угодно, или 12 ночь".

Дмитрий Шиляев - Мальволио ("Что угодно, или 12 ночь, МНДТ)
Дмитрий Шиляев - Мальволио ("Что угодно, или 12 ночь, МНДТ)

Всё начиналось... А впрочем, эта история никак не начиналась. Распределение было, как у нас говорят: "Мимо!" То есть, изначально я не был распределён в эту пьесу ни на одну роль. Ну, так бывает, жизнь штука полосатая. Да и признаюсь честно, мне тогда было не до работы. Тяжело болела моя мама, и как раз в тот момент её экстренно госпитализировали и прооперировали... Врачи давали дальнейший прогноз на её жизнь "30% из 100", при том, что операция прошла успешно. Я жил, как Чебурашка, в телефонной будке. Всё время на связи с родными и врачами — ведь мама жила за тысячу километров от Москвы, в моём родном городе Ижевске...

Прошло полгода, здоровье мамы после перенесённой операции стало улучшаться. Были роли в текущем репертуаре театра, появилась работа на радио. Я записывал программы, читал произведения художественной литературы... Но однажды у доски с расписанием ко мне подошёл Вячеслав Васильевич {Долгачёв - Прим.} и обратился ко мне с просьбой прийти на репетицию, чтобы сразу попробовать сыграть несколько сцен Мальволио! Я был, мягко выражаясь, в растерянности... Репетиции спектакля шли уже полгода, но, как сейчас принято говорить: "что-то пошло не так".

К моему удивлению, сцены с Мальволио были ещё только намечены пунктиром, когда как весь спектакль был почти собран. Предлагалось "впрыгнуть" в уже намеченные маршруты, но при этом необходимо было принести и что-то своё. Мне очень понравилась режиссёрская трактовка роли Мальволио: "Он единственный порядочный человек в этом балагане под названием "Праздник жизни"! Я стал искать человека, подчиняющегося строгим правилам и нормам общечеловеческой морали — не только на словах, но и на деле. Результат получился очень современным: сегодня многие смеются над взглядами, поступками и поведением людей старшего поколения, считая их рудиментами прошлого. Но это далеко не так! Главные человеческие ценности, представление о том, что есть добро и что есть зло, — остаются. Не хотелось, конечно, заниматься прямым морализаторством, — на репетициях и в спектакле нашлось много смешного, узнаваемого и жизнеутверждающего. А в сцене с письмом, которое подбрасывают доверчивому Мальволио пьяные гости его госпожи, и он начинает верить его содержанию, в сам текст письма я подкладывал добрые слова с известиями о здоровье моей мамы, которые мне тогда очень помогали...

Чуть позже, когда премьера уже состоялась, мама умерла... Смерть всегда приходит неожиданно, даже если тебя к этому готовят. Но я знаю, что эта работа состоялась благодаря моему самому близкому и уже очень далёкому, но очень любимому и дорогому человеку.

Артём Глухов (Виола - Цезарио)

"Мой Шекспир"... Почти как название школьного сочинения (Улыбается). "Что угодно или 12 ночь" — первое произведение Шекспира, в котором я имею счастье играть. Сказать, что это волнительно, — ничего не сказать.

Виола/Цезарио - Артём Глухов ("Что угодно, или 12 ночь"), МНДТ
Виола/Цезарио - Артём Глухов ("Что угодно, или 12 ночь"), МНДТ

Пьеса великого драматурга — это само по себе ответственно... А я вошёл в спектакль недавно, до меня эту роль играл другой актёр. Вообще, история со вводами, пусть даже и крупными, основательными, — она... своеобразная, хотя и привычная в театре. Рисунок спектакля в целом и твоей будущей роли уже существует, и в него нужно гармонично встроиться. Отношения героя с другими персонажами (как и отношения предыдущего исполнителя с другими актёрами) тоже устоялись. Сам образ уже найден до тебя. Атмосфера и темпоритм сложились особым образом, и нужно "дышать одним воздухом" с партнёрами. В конце концов, все просто привыкли к твоему предшественнику, и впустить кого-то иного в СВОЮ ИГРУ бывает тяжело. Особенно если это спектакль, который идёт уже много лет с аншлагами, и многие зрители видели его не однажды. Добавьте к этому то, что роль — женская. И шекспировский стихотворный текст, где "своими словами" не прокатит...

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Но отступать было некуда, и мы приступили к репетициям. С того момента, как было объявлено о предстоящем вводе — и до самого выпуска новой редакции спектакля — я не расставался с пьесой Шекспира. Не просто учил текст... искал отгадки, подсказки, ответы на свои вопросы. Как и многим коллегам, мне иногда снился сон, будто я стою на сцене — и у меня "белый лист", не знаю, ни что говорить, ни как играть... распространённый актёрский кошмар. К сожалению, однажды этот неприятный сон сбылся, но партнёры помогли, вытащили!

Пожалуй, самым сложным в этой работе было найти свою Виолу. Не скопировать замечательное исполнение Ивана Ефремова, игравшего до меня, а именно СВОЮ. Надеюсь, хотя бы отчасти это получилось. Но путь поиска такой длинный, что продолжается до сих пор. Сейчас, когда моё первое исполнение уже состоялось, я хочу поблагодарить партнёров, которые всеми силами старались развеять мои многочисленные страхи. Алексея Спирина, который помогал не заблудиться в этом большом и сложном материале. И, конечно, Вячеслава Васильевича — за доверие.

Увидеть спектакль "Что угодно, или 12 ночь" можно на сцене Московского Нового драматического театра (ул. Проходчиков, 2)
Афиша и билеты