Найти тему
1,9K подписчиков

Хватит ли топлива сельскому хозяйству? Работа над прошлогодними ошибками

С 1 марта в России действует запрет на экспорт бензина. Обусловлена мера тем, что на внутреннем рынке — вот уже — сезон повышенного спроса на топливо, который связан с периодом весенних полевых работ, плановыми ремонтами на НПЗ и летними отпусками. Горючего на внутреннем рынке вдоволь, а значит, нет повода для кризиса. Поскребём по сусекам аграриев и выясним, так ли это.

Фото из интернета
Фото из интернета

В минувшем году топливный кризис в России был вызван значительным ростом цен на топливо как на бирже, так и в рознице. В ответ — осенью —Правительство ввело запрет на его экспорт. Эта мера была предпринята для стабилизации внутреннего рынка и снижения цен для потребителей. Кризис тогда сильно ударил по аграрному сектору, который столкнулся с нехваткой дизельного топлива: уборочная оказалась под угрозой срыва. Логично, что одной из основных причин прошлогоднего запрета на экспорт топлива стал его дефицит у сельского хозяйства.

Чем богаты...

В 2023 году агропромышленный комплекс России продемонстрировал выдающиеся результаты, подтвердив статус одного из ведущих мировых производителей сельхозпродукции. Например, валовый сбор зерна достиг рекордных показателей — около 143 млн тонн. Животноводство также показало рост: производство молока увеличилось на полмиллиона тонн, мяса — на 300 тысяч тонн. Рыбопромышленники достигли максимального за последние 30 лет вылова — 5,3 млн тонн рыбы: Россия стала лидером по добыче лосося, превысив отметку в 600 тысяч тонн.

Фото из интернета
Фото из интернета

Эти достижения позволили стране подтвердить свой статус нетто-экспортёра продукции АПК. Выручка от экспортных операций в 2023 году превысила 45 млрд долларов, что является весомым успехом.

Важно отметить, что площадь озимых под урожай этого года увеличилась на миллион гектаров по сравнению с предыдущим годом и составила 20 млн гектаров. Работы ещё прибавилось.

Полезная ссылка: рекомендуем лично ознакомиться с официальным отчётом «Сельское хозяйство России» за 2023 год от Федеральной службы государственной статистики. Кстати, очень наглядно и доступно написано.

Сюда 25-й кадром надо ещё добавить один факт, который многие из нас наблюдают ежедневно: чем круче успехи АПК, тем выше цены на сельхозпродукцию... Или нет, не так: чем выше цены на дизель, тем выше цены на сельхозпродукцию? В принципе, в первую часть этой конструкцию можно вставить какую угодно причину: вторая — останется неизменной.

...тем не рады

В прошлом году запрет на экспорт позволил предотвратить дефицит топлива, но также — привёл к значительному росту цен на него: это увеличило издержки аграриев. Очевидно, что повторение такой ситуации в этом году сельское хозяйство может не выдержать. Также запрет на экспорт топлива может иметь и негативные последствия для самих нефтяных компаний в виде снижения доходов, что в свою очередь не лучшим образом отразится и на бюджете страны (это если глобально). Ещё есть риски, что эмбарго может стимулировать развитие серого экспорта топлива.

Фото из интернета
Фото из интернета

Или рады?

По данным РБК, принятые правительством меры в этом году позволили насытить рынок топливом, несмотря на фактическое снижение производства. По данным Росстата, в первом квартале выпуск бензина снизился на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 11 млн т, а дизеля — на 2,2%, до 21,9 млн т. При этом только в марте производство бензина сократилось почти на 8%, а дизеля — на 6%. В апреле, как сообщало Минэнерго, выпуск топлива стабилизировался, поставки на внутренний рынок превышали прошлогодние объемы, а экспорт был снижен.

На этом фоне биржевые цены на бензин упали в конце апреля на 10–15%, а дизельное топливо — на 5%, что практически нивелировало мартовский рост цен на 10%.

Механизмы, меры, решения...

Вопрос обеспечения топливом аграрного комплекса во время посевных и уборочных работ необходимо решать комплексно. Именно с этой целью Правительство и профильные ведомства собирались в апреле этого года, чтобы проанализировать ошибки прошлых лет и сформировать два основных подхода для решения топливных проблем:

  • определение и удержание стабильных цен;
  • создание единого оператора поставок.

Целевая стоимость дизеля для АПК. С этим пунктом всё ясно: в любом производстве есть расчётная часть, где заложены суммы на определённые расходы. И чтобы уложиться в бюджет и не остановить сельхозработы, цены на топливо не должны подскочить в несколько раз в самый ответственный момент, как это было в прошлом году в ряде регионов России. Такие расчёты вполне способны сделать наши экономисты. Дело за политической волей по удержанию этих расчётных цен и, как всегда, в пресечении коррупции. При соблюдении этих условий задача решается в рабочем режиме.

Создание единого оператора поставок топлива для АПК. Взять Татарстан: в очередной раз он подтвердил статус одного из самых экономически развитых регионов РФ. Там обеспечивают бесперебойность поставок топлива путём их централизации. Подход напомнил элемент советской плановой экономики середины прошлого века. Но от этого он не стал менее эффективным. Потому было принято решение — взять уже осовремененный опыт Татарстана на вооружение. Суть его в следующем: единый оператор будет отвечать за централизованные закупки и распределение топлива, что, в свою очередь, должно привести к снижению цен для потребителей и повышению прозрачности на рынке.

Фото из интернета
Фото из интернета

Выделим основные преимущества создания единого оператора:

  • централизация закупок: оператор сможет закупать топливо оптом, что позволит снизить его стоимость;
  • контроль качества: оператор будет отвечать за качество поставляемого топлива, повышая надёжность и безопасность его использования аграриями;
  • оптимизация логистики: единый оператор сможет оптимизировать логистические маршруты, сокращая время доставки и расходы на транспортировку;
  • прозрачность ценообразования: централизация процесса поставок сделает ценообразование более понятным и предсказуемым для аграриев;
  • поддержка отечественных производителей: оператор может способствовать развитию отечественной топливной промышленности, отдавая предпочтение российским производителям.

Однако создание единого оператора требует тщательного планирования и координации между различными участниками рынка. Необходимо разработать механизмы контроля за деятельностью оператора, чтобы избежать возможных злоупотреблений и монопольного поведения. Также важно учесть интересы всех сторон, включая производителей топлива, аграриев и государства.

В целом, такой подход видится эффективным инструментом для обеспечения стабильных и доступных поставок топлива аграриям.

Так, губернатор Ростовской области Василий Голубев вот-вот подписал распоряжение о создании регионального штаба по обеспечению области нефтепродуктами. Основная цель нового совещательного органа — бесперебойное обеспечение топливом и другими горюче-смазочными материалами потребителей региона, и прежде всего — работников агропромышленного комплекса. В состав штаба, помимо руководителей профильных ведомств области и регионального управления Федеральной антимонопольной службы, включены представители сбытовых компаний, специализирующиеся на поставках нефтепродуктов, а также транспортные предприятия: «Газпром сеть АЗС», «ЛУКОЙЛ Югнефтепродукт», «ФЛЭШ ЭНЕРДЖИ», Новошахтинский завод нефтепродуктов, «РН-Ростовнефтепродукт», Северо-Кавказская железная дорога.

Фото из интернета
Фото из интернета

Впрочем, в ближайшее время правительство планирует рассмотреть возможность отмены введённого с марта по сентябрь эмбарго — мол, внутренний топливный рынок уже перенасыщен: об этом сообщил журналистам и.о. вице-премьера Александр Новак: «Мы этот вопрос сейчас рассматриваем», — ответил он на соответствующий вопрос информагентства «Интерфакс».

В то же время Минсельхоз не поддерживает идею ограничения экспорта дизельного топлива. Это предлагали фермеры в связи с высокими ценами. «Никто не испытывает дефицит. То, что цена повысилась — она по сравнению с прошлым годом даже снизилась на 10%. Да, есть колебания, потому что фактически сейчас сезон, это просто идет сезонное повышение», — сказала первый заместитель министра сельского хозяйства Оксана Лут. По её словам, ограничение может привести к снижению объёмов производства дизеля, что «никому не нужно».