51,7K подписчиков

"Мужчина и женщина: 20 лет спустя" (Франция) и "Баловень судьбы" (Франция-ФРГ) и другие фильмы Клода Лелуша

Мужчина и женщина: 20 лет спустя / Un homme et une femme, 20 ans déjà. Франция, 1986. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен, Моник Ланж, Жером Тоннер.

Мужчина и женщина: 20 лет спустя / Un homme et une femme, 20 ans déjà. Франция, 1986. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен, Моник Ланж, Жером Тоннер. Актеры: Андре Энджел, Жан-Клод Ланье, Анук Эме, Кэролайн Лэнг, Жан-Луи Трентиньян, Эвелин Буи, Мари-Софи Л., Филипп Леруа, Шарль Жерар, Марина Фальк, Робер Оссейн, Жак Вебер, Таня Лопер, Николь Гарсия, Саломе Лелуш, Сара Лелуш, Мишель Морган и др. Кинопрокат во Франции: с 13 мая 1986 (0,5 млн. зрителей). Кинопрокат в СССР – с июня 1989.

Для Клода Лелуша появление «Мужчина и женщина: 20 лет спустя» никак нельзя назвать случайным всплеском ностальгии. Вероятно, Лелуш решил продемонстрировать весь спектр кинематографической палитры, который он освоил за эти года. Ведь в промежутке между двумя частями дилогии он ставил не только камерные, скромные по бюджету картины, но и масштабные ленты, многофигурные кинороманы, детективы и т.д. Опыт этих лент не мог не сказаться на «...20 годах спустя».

Лелушу стало тесно в «обычной» мелодраме. Ему мало простого продолжения любви кинопродюсера Анны (А. Эме) и автогонщика, каскадера Жана-Луи (Ж.-Л. Трентиньян). Известно, что после Каннского триумфа режиссер не раз говорил, что у «Мужчины и женщины» финал намечался печальный, но его, якобы, не удалось снять. Теперь он, похоже, взялся доказать, что заявление не было кокетством: герои давно уже не вместе.

Но сюда добавляется еще и история их повзрослевших детей, вплетается детективная интрига о жестоком убийстве. Кроме того, герои фильма снимают и снимаются в кино, и эпизода съемок тоже включены в действие. Плюс, разумеется, кадры из настоящих «Мужчины и женщины». И все это в причудливом монтаже, безукоризненно отшлифованном в предыдущих картинах.

Даже краткий пересказ этих наслаивающихся друг на друга сюжетных линий занял бы, наверное, немало страниц. И хотя под приятную музыку Ф. Лея оператор разворачивает на экране грандиозные панорамы и пейзажи, чувствуется исчерпанность рассказанной когда-то очаровательной истории. Импровизационная атмосфера, которая так подкупала зрителей, сменилась склонностью к гигантомании. Недаром Клод Лелуш так часто выводит на первый план многих мизансцен эффектную машинерию: по ходу сюжета она призвана подчеркнуть безграничные технические возможности съемочной группы, которую возглавляет героиня А. Эме...

Но даже в этой, на мой взгляд, далеко не лучшей работе Лелуша сквозь маску профессионала развлекательного зрелища проступает талант художника. Хороши, к примеру, сцены, когда в кинопавильоне Ришар Берри пытается сыграть Жан-Луи в молодости, а дочь Анны (Эвелин Буи) - свою мать. У них ничего не выходит, любовь их персонажей прозаична, буднична, лишена искренности: представляю, какой нелегкой была такая задача для пластичной, готовой загореться от любой искры режиссерской импровизации Эвелин Буи!

И тут Лелуш, «флэшбэками» вновь напоминает нам, как это было «на самом деле» в исполнении Трентиньяна и Эме. И не знаешь, чего здесь больше - самоиронии, ностальгии или печального признания автора, что и сама история «...20 лет спустя» была обречена на столь же невыгодное сравнение в зрительном зале (что неминуемо отразилось на цифрах посещаемости: если «Мужчину и женщину» посмотрело во Франции 4,3 млн. зрителей, то «Мужчину и женщину: 20 лет спустя» - всего полмиллиона).

А еще где-то между аттракционными детективными и «автогоночными» историями запоминаются взгляды чуть постаревших Трентиньяна и Эме. Не персонажей (аморфная сценарная канва не давала материала для создания полнокровных характеров), а больших актеров, сумевших за эти 20 лет не растерять себя и по-прежнему способных уже одним своим присутствием на экране удержать внимание зрителей.

Мне иногда кажется, что Клод Лелуш вполне мог бы снять с этим обаятельным дуэтом фильм без единого слова, настолько велика притягательность их личностей и дарования…

Мужчина и женщина: 20 лет спустя / Un homme et une femme, 20 ans déjà. Франция, 1986. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен, Моник Ланж, Жером Тоннер.-2

Уйти, вернуться / Partir, revenir. Франция, 1985. Режиссер Клод Лелуш. Сценарист Жером Тоннер. Актеры: Анни Жирардо, Эвелин Буи, Жан-Луи Трентиньян, Мишель Пикколи, Ришар Анконина, Шарль Жерар, Франсуаза Фабиан, Эрик Бершо, Жан Буиз, Мари-Софи Л. и др. Кинопрокат во Франции: с 27 марта 1985 (0,9 млн. зрителей).

В драме «Уйти, вернуться» Клод Лелуш обращается к острым темам коллаборационизма и геноцида евреев во время второй мировой войны. На экране под музыку Рахманинова разворачивается сложная сюжетная вязь событий и взаимоотношений персонажей, где одна из главных героинь фильма во что бы то ни стало пытается открыть тайну мерзкого предательства…

В этом фильме собран впечатляющий ансамбль французских актеров первой величины, каждый из которых достойно ведет свою партию, почти до самого финала не давая зрителям догадаться, что же из них в годы оккупации донес нацистам на прятавшихся от «арийцев» евреев…

Мужчина и женщина: 20 лет спустя / Un homme et une femme, 20 ans déjà. Франция, 1986. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен, Моник Ланж, Жером Тоннер.-3

Осторожно: бандиты! / Attention bandits! Франция, 1986. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен. Актеры: Жан Янн, Мари-Софи Л., Патрик Брюэль, Шарль Жерар, Корин Маршан и др. Кинопрокат во Франции: с 3 июня 1987 (0,6 млн. зрителей).

…Бандиты успешно совершают крупное ювелирное ограбление и, разумеется, хотят побыстрее сбыть драгоценности…

Клод Лелуш не раз доказывал, что вполне может обходиться в своем кино без криминальных историй, но подобным сюжетам он обращался довольно часто.

Вот и в этой ленте он создал образы обаятельных бандитов и грабителей, на пути которых становятся преступники необаятельные и алчные.

Понятное дело, что для Жана Янна (1933-2003) и Патрика Брюэля сыграть симпатичных бандитов не составило особого труда, с этой задачей они справились, на мой взгляд, отлично.

Другой вопрос, зачем это всё это было нужно самому Лелушу?

Ничего нового в развитии жанра фильм «Осторожно: бандиты!» не внес, существенного успеха у зрителей он не имел, а с художественной точки зрения не вышел из рамок «среднестатистической» европейской продукции…

Мужчина и женщина: 20 лет спустя / Un homme et une femme, 20 ans déjà. Франция, 1986. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен, Моник Ланж, Жером Тоннер.-4

Баловень судьбы / Маршрут баловня / Itinéraire d'un enfant gâté. Франция-ФРГ, 1988. Актеры: Жан-Поль Бельмондо, Ришар Анконина, Лио, Мари-Софи Л., Жан-Филипп Шатрие, Мишель Бон, Пьер Вернье, Селина Коссимон, Даниэль Желен, Поль Бельмондо и др. Премия «Сезар» за лучшую мужскую роль (Ж.-П. Бельмондо). Кинопрокат во Франции: с 30 ноября 1988 (3,2 млн. зрителей). В СССР – сo 2 июля 1990.

Драма Клода Лелуша «Баловень судьбы» посвящена талантливому художнику - актеру, поэту, композитору и певцу Жаку Брелю (1929-1978) («Профессиональный риск», «Зануда»).

Не проводя, разумеется, прямых аналогий, Клод Лелуш попытался смоделировать на экране романтическую мечту. А что, если бегство от цивилизации на далекий остров и смерть Бреля были бы всего лишь грандиозной мистификацией, оставляющей надежду на возвращение?

Правда, герой «Баловня судьбы» (Ж.-П. Бельмондо) не артист, а бизнесмен. И история, рассказанная в фильме, порой излишне сентиментальна. Но при всем том картина не кажется мне неудачной. Это добрая и красивая сказка.

Бельмондо сыграл в "Баловне судьбы" отца взрослого сына, это, вероятно, не представляло для него психологической сложности…

Киновед Александр Федоров