У каждого героя фантастических историй должно быть собственное маленькое убежище, где он может передохнуть после своих легендарных приключений. К тому же дом – это не только защита от суровых реалий внешнего мира, он также отражает индивидуальность и ценность своего хозяина. Хотя не о каждом таком жилище любимых персонажей нам известно. Наталья Можаева из Новосибирска решила исправить эту ситуацию. Мастерица создает необычные домики для героев своих сказок, которые приводят в восторг не только детей, но и взрослых.
Любой из нас нуждается в месте, где он будет чувствовать защищенность, особенно в самые непростые периоды своей жизни. Таким местом всегда являлся дом. Даже в вымышленном мире он есть практически у каждого персонажа. Вспомним, например, мультфильм «Холодное сердце». Первое, что сделала Эльза, сбежав после своей коронации, – создала собственный неприступный замок, где она могла бы скрыться от преследовавших ее людей. Он стал не только ее убежищем, но и отражением души своей хозяйки – холодным и закрытым. Таким образом выходит, что каждый дом может хранить целую историю своих обитателей.
В такое непросто время как сейчас, многим из нас не хватает именно этого – иметь свое маленькое убежище. Это подтолкнуло Наталью Можаеву из Новосибирска на создание миниатюрных домиков из различных сказок. Некоторые истории мастерица пишет сама и по ним делает маленькие жилища для своих героев. Работы Натальи «ЧС» заметила на ярмарке мастеров городского фестиваля «НЕискусственные», где и познакомилась с ее творчеством.
– Наталья, как давно Вы этим занимаетесь и из чего создаете свои домики?
– В основе моих работ лежат обыкновенные стеклянные банки и самозатвердевающая глина. Конкретно домиками я занимаюсь два года, хотя творчеством увлекаюсь всю жизнь. Когда я жила в Киселевске, даже проводила свою выставку. Я рисовала иллюстрации к сказкам, создавала миниатюрные картины маслом, немного увлекалась графикой тушью, занималась лепкой из соленого теста. Лепить я начала ещё в 90-е годы, тогда было трудно найти какие-то игрушки, а у меня было двое маленьких детей. Чтобы развлечь их, я лепила из теста разных мышек.
На данный момент я в основном создаю домики. Не знаю, почему именно их, возможно, такое время сейчас сложное, и людям нужно найти какое-то убежище. Когда я была на фестивале «НЕискусственные», к моему столу подходили люди, смотрели на работы и спрашивали друг у друга: «А ты в каком домике хотела бы жить?». Мне кажется, это что-то вроде личного пространства. Ведь все мы хотим иметь такое место, где могли бы чувствовать защищенность.
– Вы размещаете где-то свои работы?
– В социальной сети «ВКонтакте» я веду группу «Гамаюн городок», где выставляю их на продажу. Такое название я придумала в честь птицы из русской мифологии. Гамаюн происходит от слова «гамаюнить», то есть убаюкивать, рассказывать сказки. Это название я выбрала не просто так. Помимо лепки домиков, я ещё пишу небольшие сказки. Так, например, у меня есть серия «Сырные домики», созданные по моей истории про белую честную мышку.
«В своём блокноте он исписал целую страницу. Затем легонько подул на неё, буквы взлетели резвыми мотыльками и закружились хороводом. Но вот они исчезли, и на том месте появился уютный домик, с окошками и крылечком. Ломтиками ароматного сыра, на манер черепицы, была выложена крыша. Внутри – стены, полки, посуда, также были целиком из сыра.
Мышка – хозяйка такого сокровища, заплясала от радости. Волшебник смотрел, улыбаясь, а потом грустно, но твёрдо сказал:
– Сырный домик заколдован, ни одна живая душа не увидит его. Только раз в год, в этот самый день и час можно найти к нему дорогу. А у тебя, дорогая мышка, к этому времени одна шерстинка сменится на белую», – отрывок из сказки «Сырный домик».
Группу в социальных сетях мне помогает вести моя дочь. Это она предложила мне там выставлять свои работы. Я сначала отказывалась, потому что просто хотела лепить и заниматься творчеством. Но она настояла на этом и взяла все обязательства по ее ведению на себя. Все идеи для фотографий моих работ тоже принадлежат ей.
– Получается, сначала Вы придумываете сказку, а потом и домик по ней, или наоборот?
– У меня идет как-то всё вместе, иногда я придумываю сказку, а потом леплю по ней домик. Бывает и наоборот. Но в основе всего этого лежит собственная фантазия. Есть, конечно, и книги, которые меня вдохновляют. Например, одна из первых моих работ была по сказке «Чиполлино». Я сделала домик для Редиски. Бывает вот так вспоминаешь какие-то сказки и думаешь: а в каком домике жил бы ее герой, и начинаешь что-то создавать.
– Как вы научились делать такие домики?
– Я смотрела различные мастер-классы, а что-то пришло ко мне уже постепенно с опытом. Во всем должна быть регулярная практика. Когда я только начинала этим заниматься, у меня вообще ничего не получалось. Сейчас уже выходит гораздо лучше. Всему можно научиться, главное этого захотеть.
Я всегда создаю что-то новое, свои работы я не повторяю, поэтому приходится самостоятельно продумывать, как это реализовать. Я стараюсь делать так, чтобы мои домики были не только для красоты. Я вообще не люблю бесполезные вещи. Поэтому их можно использовать, например, как шкатулку или светильник. Я часто специально не крашу крышки с обратной стороны, чтобы, если человек захочет, он смог в домик засыпать продукты. Стекла баночек у меня чистые, а витражные краски, которые я использую, не смываются водой, поэтому их можно смело мыть.
– Как происходит процесс создания таких домиков и что делать сложнее всего?
– Всё начинается с задумки. Приходит какая-то идея в голову, и ты начинаешь ее реализовывать. А ещё бывает, покупаю краску и хочется ее опробовать, поэтому начинаю лепить. Выбираю баночку, обезжириваю ее, потом грунтую, потому что по стеклу нельзя сразу лепить. Главное в этом деле не торопиться, после грунтовки всё должно высохнуть. Обычно через сутки начинаю красить всё белыми акриловыми красками. Затем леплю все детали и прикрепляю к баночке на клей. Все материалы у меня качественные, в творчестве вообще нельзя на этом экономить. Потом, когда всё подсохнет, я начинаю раскрашивать домик. Если заниматься этим даже с утра, то до вечера не всегда успеваешь закончить.
Делать тяжелее всего крышу, потому что я хочу, чтобы она была не только красивой и удобной, но и надежной. Например, для крыши с черепицей я лепила каждую деталь отдельно.
Меньше всего я люблю делать большие домики. Самая моя крупная работа была из баночки на 500 граммов. В основном делаю из тех, что по 250 граммов. Иногда создаю из бутылок, но это очень сложно. Я люблю, когда всё надежно и удобно открывать руками, не бояться, что что-то отломится. Иногда одну банку я леплю целую неделю, поэтому мне трудно выставляться в каком-то магазине. У меня штучный товар, и каждый домик я делаю с особым старанием.
– Есть ли у Вас какие-то дальнейшие творческие планы? Может создать что-то новое или небольшой городок из домиков? Хотите ли Вы когда-нибудь проводить свои мастер-классы?
– У меня, наверное, уже набралось работ на целый городок. Но насчет мастер-классов, я пока не планирую их проводить, мне кажется, я к этому ещё не готова. Не считаю себя великим художником. Хотя я и сама училась в художественной школе и меня в детстве постоянно окружали такие творческие люди. Однако есть те, кто этому долго учился, а я не то, чтобы далека от этого, но все же больше самоучка. Мне кажется, люди с большим опытом могут лучше чему-то научить. Но я не говорю, что никогда не буду этим заниматься.
Помимо домиков я ещё делаю елочные шарики, поэтому к Новому году планирую создать целую коллекцию. Их будет по три или четыре на каждую сказку. Они не тяжелые, несмотря на то, что сделаны из глины. Но я буду работать над тем, чтобы они стали ещё легче. Как раз для этого существует специальная зефирная глина, она очень нежная, воздушная и мягкая, ее часто используют для украшений.
Точно будут шарики по сказкам Ханса Кристиана Андерсена, потому что я его очень люблю. По русским произведениям тоже создам такие елочные украшения. Также у меня есть шарик «Лисьи тропы», поэтому я планирую сделать ещё несколько работ в этой теме.