Найти тему
Записки видеографа

Перегруз звука

Наверное, я уже всех задрал разговорами про звук, но это только потому, что ещё больше лично меня задрали вопросами и комментариями про перегруз. Первое и главное возражение на любые мои советы по звуку: «У меня всё всегда в порядке. А если не в порядке, то виноват диджей».

Потом я открываю свадебный фильм этого человека - там всё трещит на выездной церемонии. И если бы я не смотрел фильмы всех знакомых коллег, я бы может и поверил, что у них со звуком порядок. На самом деле нет, не порядок.

Повторю свою мантру: в подавляющем большинстве случаев перегруза диджей не виноват, виноват видик. Вот если ты сейчас это читаешь и думаешь, что твой треск во время криков ведущего - точно из-за диджея, могу забиться на годовой абонемент в KFC: виноват ты.

Это мысль очень сложно донести до видиков, потому что среднестатистический видик не понимает причину перегруза. А даже когда поймёт, очень неприятно осознавать, что дурак на самом деле он, а не диджей. Поэтому мне до хрипоты доказывают, что дурак я (ни нашим ни вашим). Ок, мы с диджеем дураки. А почему тогда кривой звук у тебя, а у меня на записи чистота и порядок, и у диджея колонки звучат нормально? Подумай на досуге.

Главная причина перегруза - неправильное согласование сигнала на входе в рекордерРазберись раз и навсегда в этом вопросе, он примитивный. Я всё разжевал в разделе про коммутацию. А что не разжевал, пройдись по ссылкам и дожуй самостоятельно.

-2

Но я знаю, откуда непонимание берётся.

Во-первых, инфы по этому вопросу просто не существует в интернете. Ты скажешь «Что за бред? Полно роликов про запись звука, загугли». И прикол в том, что я таки загуглил - загуглил вообще все существующие в интернете ролики по теме на русском и английском языках. Изучил с десяток курсов по звуку. Брал персональные занятия у нескольких звукорежиссёров. Прошёл в общей сложности больше 70 МК/курсов по видеосъёмке. Плюс лично мой десятилетний опыт работы репортажным видеографом. 
И что я могу сказать по результатам? 
Нигде (нигде) видикам не объясняют согласование сигнала. Без всякого преувеличения, уверенно и авторитетно говорю: 95% инфы в интернете про запись звука с микшера - барахло. Там толковые вещи смешиваются с бестолковыми и неактуальными, отделить одно от другого ты не сможешь, поэтому запутаешься ещё больше. Чаты и профильные форумы по видеосъёмке (по вопросам записи звука с микшера) - лучше даже не заглядывать, поверь. Мракобесие похлеще плоскоземельцев.

-3

Во-вторых, звукорежиссёры вроде знают, но не могут нормально объяснить видеографам. Плюс не понимают специфику видеосъёмки, из-за чего их разъяснения на птичьем языке непонятны, а советы регулярно пролетают в молоко. Хотя казалось бы логично учиться у них! Логично, но нет.

А видики вообще не шарят в звуке и это незнание транслируют своим подаванам.

Получается здоровенное белое пятно размером с кратер от Тунгусского метеорита на пересечении двух смежных областей (видео и звука).

-4

Почему я заостряю внимание именно на согласовании сигнала? Потому что это невидимый краеугольный камень, в который упираются все видики при записи звука с микшера. Невидимый, потому что нигде этот вопрос не поднимается. Краеугольный, потому что без понимания проблемы ты раз на разом будешь приносить домой хрипящий звук.

Прикреплю сюда одно единственное видео на весь интернет, где вопрос согласования сигнала хотя бы озвучен. Предлагаемые решения не смотри (они не актуальны, решения будут ниже), в остальном очень ценная инфа:

-5

Ну и третья причина, почему эта простая в своей основе мысль с таким скрипом проходит в головы видиков: а кто я такой? Какой-то неизвестный Миша Белоь, зачем меня слушать? Подождём, когда про аттенюатор расскажет Сабатовский.

Повторим пройденное

Перегруз при записи через микшер бывает трёх видов:

1) На выходе с пульта или в самом микрофоне
2) На входе в рекордер из-за неправильного согласования сигнала (линия в микрофонный вход)
3) В рекордере, когда выставлена слишком большая громкость (gain)

Во всех случаях причины разные, и механизм борьбы с перегрузом разный
-6

На практике:

1) Перегруз на выходе с пульта не бывает практически никогда, несмотря на общее мнение об "идиотах-диджеях". На самом деле диджеи не идиоты, идиоты - видики.

Если колонки не хрипят, но хрипит твоя запись - дело во втором пункте, а не в пульте.

2) Согласование сигнала - самая частая причина перегруза, это 90% всех случаев.

Как лечится: подключать сигнал с микшера только в линейный вход рекордера (Jack 6.3). Во всех остальных случаях использовать аттенюатор - в виде провода или через настройки рекордера (LINE / PAD -20dB).

Как не лечится: гейн на рекордере, лимитеры и компрессоры не влияют на процесс!
крутить громкость на рекордере бесполезно, если сигнал заходит уже с перегрузом
крутить громкость на рекордере бесполезно, если сигнал заходит уже с перегрузом

3) Перегруз в рекордере бывает редко, потому что он подаёт красные тревожные сигналы.

В таком случае нужно прибрать громкость на устройстве. Или использовать 32-битные рекордеры, которым наплевать на громкость.

-8

Кури подробности:

Про линейный и микрофонный сигнал
Короткое видео про перегруз, не поленитесь посмотреть
Длинное видео (или текст), где я подробно разжевал абсолютно всё, что надо знать про запись с микшера

Эта статья является частью Руководства по записи звука
Создать карусель
Создать карусель

________

Твой Миша Белоь