В творчестве А.П. Чехова рассказы занимают значительное место.
Как литературный жанр рассказ отличается небольшим объемом, поэтому писателю важно передать идею с помощью художественных деталей, которые несут смысловую нагрузку.
Беликов, главный герой рассказа «Человек в футляре», работал учителем в гимназии. Он боялся всего. Любое отступление от известных правил приводило Беликова в ужас, страх и беспокойство. Главный принцип героя сосредоточен во фразе «как бы чего не вышло». Причиной для страхов становится всё, что хоть сколько-нибудь выходит за рамки правил и условностей: опоздание на службу, проделки гимназистов, шум в классах.
Беликов обожает учить других, если видит, что поведение людей в чем-то отклоняется от привычного ему видения мира. Он постоянно наводит страх на окружающих людей. Все его боятся, стараются избегать.
Разъединённость героя с внешним миром писатель показал с помощью художественных деталей: калоши, зонтик, часы в чехле, перочинный нож в чехольчике, тёмные очки, уши, заткнутые ватой, поднятый воротник, закрытые ставни, задвижки, кровать с пологом. Все его вещи были упакованы в многочисленные чехлы и футлярчики.
Беликов всю жизнь чего-то опасался. Его пугала сама жизнь, потому-то, когда он умер, его лицо приняло простое, приятное выражение: он попал в футляр, из которого не надо никогда и никуда выходить.
С помощью художественных деталей А.П. Чехов отразил качества главного героя: боязнь завтрашнего дня, стремление избегать контактов с внешним миром, ограниченность мышления. Такой человек, как Беликов, чувствует себя спокойно тогда, когда всё вокруг предсказуемо и понятно.
Итак, писатель, используя художественные детали, показал, как человек может заключить свое духовное и физическое бытие в шаблонные, «футлярные» рамки, которые не позволяют человеку разнообразить жизнь и испытывать счастливые моменты.
У нас есть много интересных тестов на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!