Найти тему
Art and Artist

«‎И даже сатиры остолбенели...» Десятки прекрасных нимф в полёте на картине Вильяма Бугро «‎Ореады»

«Ореады» — мифологическая картина, одна из самых известных работ Вильяма Бугро. На картине изображено множество прекрасных обнаженных женщин, что характерно для многих произведений Бугро. Картина написана в неоклассическом стиле с изображением мифологических существ - нимфы и сатиры
«Ореады» — мифологическая картина, одна из самых известных работ Вильяма Бугро. На картине изображено множество прекрасных обнаженных женщин, что характерно для многих произведений Бугро. Картина написана в неоклассическом стиле с изображением мифологических существ - нимфы и сатиры

Давайте поговорим о сюжете замечательной картине французского художника-академист Вильяма Бугро. И поможет нам вспомнить и даже узнать что-то новое наш незаменимый "анонимный арт-историк".

Ореады в древнегреческой мифологии - это горные нимфы. Этими существами руководит греческая богиня охоты по имени Артемида , одно из самых почитаемых древнегреческих божеств. В Древнем Риме она была известна как Диана . Артемида (или Диана) предпочитают оставаться на склоне горы; именно поэтому Ореады всегда ее спутники. Ореады — живые существа, которые охотятся с помощью стрел на диких животных, таких как кабаны и птицы. Самая известная из ореад - нимфа Эхо. Под руководством Артемиды (Дианы) нимфы Ореады выстраиваются позади нее в светящейся форме. На картине изображены ореады, поднимающиеся в небо, а три сатира наблюдают за ними, по-видимому, сильно озадаченные этим зрелищем.

Комментарий к названию картины на Парижском салоне 1902 года цитирует: "Тени рассеиваются; Появляется рассвет, сияющий, и окрашивает горные вершины в розовый цвет. Затем в небо взмывает длинная процессия: это радостная стайка нимф, резвящихся по ночам в тени лесов и у тихих вод реки; они поднимаются в воздух под наблюдением изумленных фавнов, чтобы вернуться в свое царство и эфирные области, населенные богами"

Итак, немного сюжете и его мифологическом контексте:

• Миф: Хотя на картине нет строгого следования какому-то одному мифу. Бугро создает идеализированный образ горных нимф, наслаждающихся своей беззаботной жизнью в окружении природы. Но, судя по серьезным лицам ореад, они летят по зову Артемиды. Это замечают их вечные "друзья" сатиры. Которые не до конца понимают, что происходит. Вместо веселого времяпровождения со своими подружками, они провожают их в полёт.

• Количество ореад: Многочисленность нимф на полотне призвана подчеркнуть богатство и разнообразие природы, а также создать ощущение радости и изобилия.

• Обнаженные нимфы: Бугро, как представитель академизма, часто изображал идеализированную женскую красоту, используя обнаженную натуру. Отсутствие туник у ореад в данном случае служит для подчеркивания их естественности и близости к природе. В греческой мифологии Артемида (Диана) и её нимфы были как правило одеты. Тем более это касается горных нимф (ореад). Ведь горах довольно прохладно. А нимфы, согласно греческим верования, были живыми существами. Но европейские художники и скульптуры позднего времени довольно вольно трактовали мифологию и не особо следовали ее канонам. Поэтому полуобнаженная Диана или даже полностью без одежды - не такая редкая вещь в их произведениях. Это же относится и к её горным спутницам.

Даже для видавших всякое сатиров, картина поднимавшихся в утренней тиши из лесного озера десятков или даже сотен прекрасных нимф вызвала сильное потрясение. Художник мастерски передал их смятение. Не меньшее изумление эта картина вызывала и у посетителей Парижского салона 1902 г. И хотя эра академизма в искусстве уже катилась к своему закату, картина "Ореады" Вильяма Бугро сразу заслужила самые высокие оценки.
Даже для видавших всякое сатиров, картина поднимавшихся в утренней тиши из лесного озера десятков или даже сотен прекрасных нимф вызвала сильное потрясение. Художник мастерски передал их смятение. Не меньшее изумление эта картина вызывала и у посетителей Парижского салона 1902 г. И хотя эра академизма в искусстве уже катилась к своему закату, картина "Ореады" Вильяма Бугро сразу заслужила самые высокие оценки.

• Сатиры - существа из свиты Диониса, олицетворяющие дикую природу и животные инстинкты. Их присутствие на картине контрастирует с грациозностью и нежностью нимф, создавая динамику и напряжение. Взгляды сатиров, скорее, выражают восхищение и любопытство, чем озабоченность. Отношения сатир и нимф были довольно сложными. Иногда они враждовали, часно вместе развлекались. В сюжете этой картины сатиры выглядят скорее несколько встревоженными. Все-таки видимо подобная картина даже для них была каким-то экстраординарным событием.

• Момент на картине: Бугро изображает ореад в полете, возможно, направляющихся к своему жилищу в горах или к священному источнику. По другой версии - собираются в полет по зову Артемиды (Дианы). На её утреннюю охоту. Искусствоведы трактуют сюжет "Ореад" по-разному, но большинство сходится на том, что это аллегория утреннего пробуждения природы, начала нового дня, наполненного жизненной энергией.

История создания и восприятие:

• Время создания: Картина была написана в 1902 году. И хотя салонная живопись в начале 20 века уже начала выходить из моды, художник всё-таки закончил свое произведение.

Признанный гений академического искусства конца 19 века Вильям Бугро славился своей изумительной техникой изображения женской красоты. В своей картине "Ореады" он изобразил десятки взлетающих в небо горных нимф. И каждая имеет свои неповторимые и уникальные черты. Как в положении тела, так и в выражениях лиц. Пожалуй, такого количества прекрасных обнаженных девушек на одной картине мир искусства ещё не видел. Да ещё и исполненных с такой непревзойденной филигранной точностью и мастерством.
Признанный гений академического искусства конца 19 века Вильям Бугро славился своей изумительной техникой изображения женской красоты. В своей картине "Ореады" он изобразил десятки взлетающих в небо горных нимф. И каждая имеет свои неповторимые и уникальные черты. Как в положении тела, так и в выражениях лиц. Пожалуй, такого количества прекрасных обнаженных девушек на одной картине мир искусства ещё не видел. Да ещё и исполненных с такой непревзойденной филигранной точностью и мастерством.

• Известность художника: К тому времени Бугро был уже чрезвычайно известным и успешным художником, одним из столпов академизма.

• Первая выставка: Картина "Ореады" была впервые представлена публике на Парижском Салоне Société Nationale des Beaux-Arts в 1902 году.

• Первый владелец: Первым владельцем картины стал американский коллекционер искусства Henry Clay Frick (Генри Клей Фрик). Он приобрел "Ореады" у Бугро вскоре после выставки на Салоне.

• Путь в Орсе: После смерти Фрика в 1919 году его коллекция, включая "Ореады", была передана в основанный им музей The Frick Collection в Нью-Йорке. В 1977 году картина была продана французскому правительству (по другой версии - ее выкупили наследники Бугро) и в 2010 году "Ореады" стали частью коллекции Музея Орсе в Париже, где находится по сей день.

• Реакция: Публика и критики, как и на многие другие работы Бугро, разделились во мнениях. Одни восхищались мастерством исполнения, красотой композиции и тел, другие считали картину слишком идеализированной и лишенной глубины. Обвинений в непристойности не было, так как Бугро умело балансировал на грани эротизма и классической эстетики.

• Модель: Имена моделей, позировавших Бугро, обычно не сохранялись. Известно, что он часто использовал профессиональных натурщиц.

• Заказ: Картина была написана по инициативе самого художника.

Технические детали и судьба картины:

• Год завершения: 1902.
• Размер: 325 × 230 см
• Техника: Холст, масло.
• Копии: Известно о существовании нескольких авторских копий.
• Стоимость: Примерная стоимость картины на сегодняшний день неизвестна, но может исчисляться десятками миллионов долларов.

Интересные факты:

• Картина "Ореады" считается одной из самых знаковых работ позднего периода творчества Бугро.
• Она служит ярким примером академической живописи XIX века с ее стремлением к идеализации и совершенству.