В 1990-е годы, когда в стране шел слом старой системы, а построить новую все никак не удавалось, каждый выживал как мог. Многие не могли смириться, что так, как прежде, уже не будет. Но были и те, кто находил в себе силы оставить за спиной работу и уютный быт и погрузиться в новый мир капитализма. Рынки стали одним из символов эпохи, а их главным двигателем – челноки с большими сумками.
Одной из таких людей, вставших за рыночный стол, стала наша героиня Светлана П. Через ее историю мы рассказывает историю привокзального рынка. О зарождении своеобразной культуры рынка, его расцвете и последующем упадке – читайте в нашем материале.
Места занимали с ночи
К концу 1992 года в Бийске появились первые кооперативы, они располагались там, где сейчас находится ТЦ “Созвездие”, рассказывает Светлана, которая одной из первых пришла на привокзальный рынок в октябре 1994 года после того, как лишилась работы на Бийском химическом комбинате. Она рассказала, что на том месте, где образовался привокзальный рынок, когда-то был пустырь.
- В конце 1992 года на этом месте вообще был пустырь, там стояли только три девятиэтажки, потом появилось кафе, но и его затем убрали. С возникновением кооперативов на этом месте поставили небольшие ларьки, но я еще тогда на рынке не работала. Позже землю под рынок взяли в аренду и все там обустроили: поставили железные столы для торговли, а потом и закрывающиеся на ключ контейнеры, - вспоминает бийчанка.
На рубеже 1994-1995 годов эту территорию взял Союз ветеранов Афганистана - «афганцы», как их называли. После этого началось благоустройство: убрали кооперативные ларьки, установили по периметру забор. За забором, по краю, еще оставались киоски. Желающие в них торговать могли взять их в аренду или купить. Внутри же этого ограждения можно было занимать места для торговли.
Место на рынке (по сути, на пустыре) приходилось занимать ночью, потому что утром мест могло не достаться. Днем уже туда приходили, стелили покрывало или клеенку прямо на земле и раскладывали вещи.
- Всю зиму мы так поторговали. Где-то полгода - с ноября 1994 по март 1995 года, - рассказывает Светлана. - А к апрелю арендаторы уже сообразили, что нужно как-то организовать торговлю, чтобы не была стихийной. Тогда они стали заказывать столы и продавать их нам или сдавать в аренду.
Помимо привокзального рынка, в городе сформировались и другие. Многие сегодняшние ТЦ стоят там, где пара десятилетий назад стояли челноки. Так что можно сказать, есть даже некая преемственность поколений – места-то «приторгованные». Так, в 1990-е годы в Бийске работали центральный рынок, рынок на АБ (там, где сейчас «Мария-Ра»), в районе ГДК (там, где сейчас «Васильевский пассаж»), на Зеленом Клине (там, где сейчас ТРК «Ривьера»). Там тоже стояли киоски и столы.
Не от хорошей жизни
В условиях повсеместно закрывающихся предприятий, заводов, сокращений и невыплаты заработной платы в 1990-е годы многие люди нашли в торговле единственный источник заработка. Так, люди с высшим образованием, с багажом опыта и знаний из разных сфер деятельности окунулись в этот доселе незнакомый им мир рынка.
Некоторые из тех, кто стоял у истоков коммерческого дела и кому пришлось кардинально поменять профессию и образ жизни, вспоминают, что поначалу было трудно не только освоить новое ремесло, но и свыкнуться с мыслью, что, как прежде, уже не будет. В торговлю шли не от хорошей жизни. Но несмотря на это, нашлись люди, которые искренне полюбили рынок и поняли, что это их призвание. К таким людям относится и Светлана.
- Я была в декрете, а муж работал на заводе. Зарплату не давали, а пособие мне выплатили всего два раза. Давали карточки на рис, лапшу, иногда сахар и хлеб. Это все, что было на прилавке. Мама мне приносила печенье и все, что могла достать, чтобы я хотя бы чай попила, я ведь еще кормила ребенка, - вспоминает женщина. - Обосноваться на рынке помогли родственницы - они заняли часть необходимой суммы, вторую часть муж где-то достал. Возможно, что-то продал. А тетка так и сказала мне: «Хватит тебе, Светка, сидеть…» Помню, в первые дни я стояла вся из себя одетая: в белом берете, в красивом полупальто и юбке, на шпильках - больше и надеть-то было нечего. Осталось только то, в чем раньше ходила на работу. В этом и вышла на рынок. В первые дни приносила для продажи распашонки и пеленки.
Светлана поделилась, что очень долго не имела достаточных средств, чтобы купить целый стол, к тому же его нужно было чем-то заполнять. Взять кредит в то время было делом непростым.
- Чтобы получить кредит в банке, нужны были четыре поручителя, которые официально работают - на заводе, например. Нужны были справки о доходах. У меня таких близких не было. Да и кто поручится? – говорит Светлана. - Все было слишком непредсказуемо: нередко предприниматели «прогорали», а их поручители потом были вынуждены выплачивать кредит за них. Так что свой первый стол, вернее полстола, я поначалу брала в аренду.
Навели порядок
Территория привокзального рынка быстро заполнялась, он стремительно расширялся. Афганцы были очень предприимчивые и почти сразу навели порядок, вспоминает Светлана.
- Конечно, в первое время по рынку ходили и наркоманы, и воры. Но их потом стали отслеживать и выпроваживать, - вспоминает женщина. - В каждом ряду на рынке было по два охранника. Ходили, с нами общались, спрашивали, все ли нормально. Так что довольно быстро удалось навести порядок на рынке.
Когда уже появились отдельные помещения - так называемые «контейнеры», которые запирались на ключ, в конце каждого дня ключ отдавали охране под подпись.
- Утром приходишь и говоришь: «Откройте такой-то контейнер». Охранники уже всех нас знали в лицо. Вечером повесишь замок, а ключ отдаешь и снова расписываешься в журнале, - рассказывает бийчанка, какой был распорядок дня на рынке.
Спали по очереди
Для того, чтобы работа приносила плоды, нужно было постоянно двигаться, ездить за товаром. Из-за неорганизованности и отсутствия необходимого числа автобусных рейсов или мест в поездах в первое время коммерсантам приходилось трудно.
- Всю первую зиму в Новосибирск мы ездили на поезде. Только по весне 1995 года появились большие рейсовые автобусы. Первые коммерческие автобусы – «Икарусы» и «Лиазы» ходили от котельного завода. Мы так же, как и на поезде, ездили в ночь. Рынок в Новосибирске работал с шести утра, - вспоминает бийчанка.
Светлана рассказала, что ездила в основном в Новосибирск и в Казахстан.
- В Казахстан я проездила лет десять. К поездам добавляли коммерческие прицепные вагоны. Первые пять лет мы с компанией напарниц пытались занять хотя бы одно место, чтобы можно было по очереди спать. А потом уже стали покупать билеты с номером места, - вспоминает Светлана. - Очень тяжело, конечно, было. В вагонах не было живого места: все заложено «метровками» и внизу, и вверху. Вдобавок ко всему мы регулярно проходили пограничников и таможню.
Кофты из ангоры и джинсы-тянучки
Первая поездка для коммерсанта, наверное, как первая любовь, первое выступление и любой другой новый опыт, запоминается на всю жизнь. Так и Светлана очень хорошо её запомнила.
- На те самые 50 тысяч рублей, которые мне частично заняли родственники, а частично достал муж, я смогла купить три кофты из ангоры (как сейчас помню, они стоили по 8 тысяч рублей), несколько пар перчаток из ангоры (тогда они были в моде) и двое джинсов - такие «тянучки»-резинки голубого и черного цвета. Вот и все.
Позже, рассказывает Светлана, из Бишкека привозили модные костюмы: юбки и жакеты, брючные костюмы, куртки. Потом она полностью перешла на обувь.
О том, что при выборе моделей обуви было в приоритете - мода, практичность или экстравагантность, Светлана говорит, что делала выбор в пользу практичного и того, что пользовалось спросом именно в этом сезоне:
- Я никогда не брала то, что не «идет» у покупателя. Мы же видим, что берут и смотрят люди: какой каблук, какая платформа, какие модели. Некоторое «шло» хорошо, но а некоторое - ни в какую. Покупала то, что пользуется спросом в этом сезоне.
Не поработаешь - не полопаешь
Для того, чтобы работать на рынке, нужно терпение, считает Светлана.
- Конечно, многие бросили, не смогли или не захотели работать, кто-то разорился, кто-то сам обманулся. Некоторые даже квартир лишались, - вспоминает бийчанка. - Чтобы работать на рынке, нужно терпение. А нетерпеливым людям сложно. Не поработаешь - не полопаешь.
В поездках, рассказывает она, приходилось буквально на себе таскать огромные сумки, перетягивать их резинками, чтобы никто ничего не вытащил. А зимой, в морозы, работать было особенно трудно: приходилось надевать на себя несколько слоев одежды, термобелье и тяжелые валенки. Но вся эта «броня» помогала недолго. Очень скоро становилось холодно, и после возвращения домой лицо еще долго оставалось красным, а тело не могло согреться.
Но несмотря на трудности, Светлана любила свою работу, потому что, по ее признанию, сама по себе трудоголик. А еще работа давала определенную степень свободы и финансовой независимости.
- Надо было тянуть семью. И, конечно, почувствовала вкус денег. Я ведь никогда их в таком количестве не видела. Как отказаться от такого? У меня даже мысли не было бросить это дело. Мне очень нравилось торговать, думаю, что это мое призвание. Я по своей сути торгаш, - рассказывает она, смеясь.
А ведь до рынка сама Светлана не очень хорошо относилась к работе в сфере торговли. Училась в институте, работала на Химкомбинате в отделе главного технолога и вращалась в соответствующих кругах – тогда торговое дело казалось ей чем-то зазорным.
Бухгалтерия в тетрадке
Несмотря на то, что в 1994 году привокзальный рынок еще только зарождался, работу коммерсантов удалось быстро поставить на «законные» рельсы. Люди оформляли ИП и платили налоги, но в разные периоды по-разному.
Еще в 1994 году и в начале 1995 года, примерно до весны, рассказывает Светлана, была такая система: человек шел в налоговую инспекцию, там ему выдавали разрешение на торговлю на день или несколько дней. И за эти дни нужно было заплатить. Имея на руках разрешение на торговлю, можно было без опаски работать. А рейды были достаточно частыми, налоговики приезжали прямо автобусом и проверяли у всех разрешение на торговлю.
- ИНН я оформила в 1995 году, а также свидетельство о регистрации в качестве ИП. Сначала для налоговой отчетности мы заводили такие большие общие тетради и все операции записывали туда. В налоговой инспекции тетрадь пронумеровывали, прошнуровывали, ставили печать, чтобы нельзя было вырывать листки. Нужно было записывать в тетрадь все, что привез и что продал. Как проверяли? Совершали периодические рейды, то есть приезжали и сверяли по факту, что записано в тетради и что разложено на столе, - вспоминает бийчанка.
Затем стали отчитываться налоговой раз в квартал. Там выписывали квитанцию, по которой нужно было заплатить налог.
- Я была одним из первых предпринимателей в Бийске, можно сказать, стояла у истоков. Были люди, которые еще много лет работали без всякой регистрации, но я как человек законопослушный решила все сделать правильно.
Ушла эпоха
Со временем Светлана отметила, что рынки начали отходить на второй план. Связано это с появлением больших торговых центров, конкурировать с которыми стало очень трудно.
А в 2012 году привокзальный рынок и вовсе решили «свернуть».
- В 2012 году территорию рынка выкупили, и нас всех оттуда «попросили», - вспоминает Светлана. - Сказали, чтобы мы забирали все и уходили. Можно было, конечно, купить место на привокзальной ярмарке, которую там построили, но это было мне не по карману – тогда место стоило 250 тысяч рублей, а я не стала для этого брать кредит.
Тогда половина продавцов «переехала» либо в торговые центры, либо на другие рынки. Но лучшее место, по мнению Светланы, было все же возле вокзала.
- Многие из тех, кто раньше торговал на привокзальном рынке, вернулись туда снова - уже на привокзальную ярмарку. Я возвращаться не стала, устала, да и аренда в этих павильонах очень дорогая. В 2013 году плата составляла 10 тысяч рублей в месяц. Я сполна настоялась: и в снег, и в мороз, и в зной, и в ветер… Решила закончить. К тому же на тот момент я уже кое-чего достигла, все, что было нужно, я получила. Но тем не менее еще десять лет потом отработала в сфере торговли.
Самые лучшие годы, по словам Светланы, пришлись на период с 2005 по 2009 годы, но потом все постепенно угасло.
- Наверное, мое время закончилось. В любом случае я ни о чем не жалею, и если бы сейчас вернулась назад и снова оказалась на распутье, то без раздумий пришла бы на рынок, - уверенно говорит Светлана.