Или откуда брались деньги на первоначальный капитал
Фронтовые сводки из Белгородской области - это реалии сегодняшних дней. Кто бы мог подумать, что через 30-40 лет после развала Союза между Россией и Украиной начнутся реальные боевые действия?! На сказавшего, в лучшем случае, посмотрели б как на идиота и порекомендовали обратиться в психбольницу. Также ему были бы указаны еще несколько всем известных направлений движения, сами знаете какие (чтоб модераторы Дзена не заблокировали).
Своей историей со мной поделился работник нашего гаража, непосредственный ее участник. Для простоты расскажу от первого лица.
…Хорошо помню то время. Развал советской империи в 1991 году. В Москве митинги, жизнь кипит. А в нашем довольно крупном промышленном подмосковном городе тишь да гладь. Четыре градообразующих завода работают на полную мощность согласно планам и договорам. Среднемашовский Машзавод вообще государство в государстве. Обеспечен заказами внутри страны и за границей на много лет вперед. Наш гараж тогда назывался УАТ (управление автомобильного транспорта) и был в составе завода. Тепло и сытно.
Со второго января 92 года правительство официально отпустило цены. Мол, рынок сам расставит все по местам. Я специально съездил в крупный продуктовый магазин 10 января после длинных выходных. Да, цены возросли, но не критично. Например, литровый пакет молока раньше стоил 1 руб.03 коп., новая цена 1 руб. 37 коп. Ничего страшного! Но это было только начало. Что стало потом – жутко вспоминать. Это уникальный год в истории России, когда цены впервые со времен военного коммунизма взлетели в 5-10 раз. Это год начала современной России, первый после распада СССР. Первый год свободных рыночных цен и торговли везде, где можно и где нельзя: на площадях, стадионах, вдоль трасс, в подземных переходах.
Ладно, ближе к делу. В середине августа 92 года вызывает меня в кабинет начальник УАТ :
- Собирайся, через пару дней поедешь в Белгородскую область в подшефный колхоз. Дней на десять.
- ???
- У начальника нашей автоколонны умерла мать и он уже выехал на своем УАЗе. Завтра будет здесь, все тебе расскажет.
- Но главное не это. Мы тут посовещались с профсоюзом и решили, что ты купишь там на всех работников нашего гаража картошки. Наши водители звонили оттуда, точнее из Старого Оскола, в этом году урожай хороший и цены на нее раза в два меньше чем здесь.
- А на какие деньги я буду покупать и кто будет грузить?
- Как и кто будет грузить разберешься на месте. В твоем подчинении будет 25 человек.
- По деньгам – все подразделения уже оповещены, везде вывешены объявления. Твоя задача собрать эти деньги из расчета 100 руб. стандартный мешок 30кг.
- Поедешь на бортовом МАЗе с прицепом, гаражный №90. Водитель опытный дальнобойщик Александр С. твой ровесник.
Точно такой бортовой МАЗ-5337 десятитонник. Плюс прицеп на 5 тонн.
- Если возникнут трудности или вопросы – звони. Ближайший переговорный пункт в Старом Осколе, примерно 40 км от центральной усадьбы совхоза.
Водители пишут соцобязательства
При советской власти была очень хорошая традиция. Вся страна страна общими усилиями убирала выращенный урожай. Школьники, студенты, курсанты военных училищ, научные сотрудники НИИ и КБ в обязательном порядке ездили "на картошку". Практически у всех крупных автохозяйств имелись подшефные совхозы и колхозы. Не обязательно рядом, некоторые за несколько тысяч км. Когда начиналась «Битва за урожай», это было хорошим подспорьем и колхозу, и гаражу. Желающих поехать на два месяца в командировку приходилось отбирать на конкурсной основе. По окончании уборочной водители привозили мешками овощи, фрукты, семечки, мёд, рыбу, свежую свинину, баранину. В общем всё, что можно было забрать или бесплатно, или в два-три раза дешевле
К сожалению, 1992 год стал последним для большинства советских сельхозпредприятий. Причины этому вы все знаете
Общага на втором этаже мастерских
Правление предоставляло общежитие, комнаты на 2-3 человека, талоны в столовую на трехразовое питание – завтрак/обед/ужин – все по рублю. Кстати, кормежка на убой, блюда в основном мясные, порции громадные. Весь персонал столовой,, так же как и мы, приезжий, молдаване. Значит здесь лучше, чем на родине, я особо не вникал.
Как правило, через неделю где-то третья часть водителей переселялась примаками в дома к одиноким женщинам и все были довольны.
Инструктаж перед отъездом. На фото слева ГАИшник из горотдела милиции. Он тоже ехал в те районы. Следил, чтоб сильно не пили и содержали машины в технически исправном состоянии
Деньги несли следующие два дня. Это были уже российские новые банкноты образца 1992 года. «Фантики», если кто забыл. Сумма набралась весьма внушительная : почти 100 000 руб. Среди них было три бумажки по 5 000 руб. (Знать бы заранее, какой геморрой они доставят при расплате за товар…).
Такие деньги были в РФ в 1992 году. На плохой бумаге. Обесценивались моментально, за год раз в десять. Не зря их называли фантиками
Сложил наличку в старый потрепанный портфель. Три пятитысячные припрятал отдельно. В голове постоянно бьется мысль : а вдруг кто узнает про деньги и захочет их отнять? Поделился своими сомнениями с водителем. На что Сашок только рассмеялся и просветил меня в некоторых вопросах :
- Да на трассе каждый третий такой! Ну не третий, так четвертый. Многие возят с собой крупные суммы. Бандиты не все тупые, жертву они выбирают в основном из фур более-менее новых иномарок. А с таких как мы чего взять? Старый десятилетний МАЗ с прицепом и открытым кузовом. Любой может посмотреть что мы везем.
- Многие водители возят охотничьи ружья. Но это палка о двух концах. Хорошо, если ружьецо зарегистрировано на тебя. А если нет, можно получить срок, даже условный прибавит проблем. Оно тебе надо?
- И вообще, трасса - это отдельное государство со своими законами и порядками. Чтобы постичь их, нужно не один год повалтузить за баранкой на большие плечи.
- Доедем без проблем. Боятся надо ГАИшников, и то на обратном пути. Проблемы могут возникнуть на месте.
Как же он был прав.
Собирались выехать пораньше, но пока все дела закончили, получилось тронутся только ближе к вечеру. Расстояние 670 км, Сашок сказал пройдем часов за 11-12. Рвать задницу смысла нет, поэтому заночуем в районе Ельца и будем на месте часиков в 9.
Дорога "туда" запомнилась интересным эпизодом. Часов в 10 вечера подъезжаем к очередному посту ГАИ, темно, вдобавок с неба сыплется нудный мелкий дождь. Наружное освещение в те годы было редкостью. Щетки размазывают по лобовухе "ацку смесь" выхлопных газов и грязных брызг из-под колес. Видимость х..., хреновая. Но успел я заметить, что доблестная милиция с помощью резиновых оранжевых конусов перегородила напротив поста одну из двух полос движения, а вторую заузила в половину. Молоденький ГАИшник в плащ-накидке всем фурам делает отмашку жезлом - принимайте вправо и останавливайтесь. Но у Сашка другие планы, встреча с дорожными ментами туда не входит. Пустой МАЗ резво набирает скорость прямо по конусам и скрывается в темноте. Пацан-гаишник успел отпрыгнуть в сторону. Обалдело смотрю на Сашка, а он смеется :
- Знаю-знаю! На все твои вопросы у меня есть ответы.
- Первый. ГАИшники не погонятся за нами. Их патрульная машина стоит под навесом в стороне от поста. Пока они соберутся, а это все время.
- Второй. Что мог разглядеть молодой ГАИшник в тех условиях? Мало что. Что это был грузовик с прицепом, бескапотник и все. МАЗ или КАМАЗ, а может какой импортный?
- Третий. Мог он рассмотреть номера на машине или на прицепе? Нет, не мог. Передний номер не видно в свете фар, особенно в дождь. Задние номера мало что грязные, так еще скрыты завесой брызг из-под колес, а их у меня 10 штук.
Проехали Елец, остановились на ночевку. Сашок молодец! В самой маленькой МАЗовской кабине сумел установить довольно удобный разборный топчан на двоих. Газовая плитка с одной конфоркой, запас пресной воды и прочие ложки-плошки.
Как и говорил Сашок, на Центральной усадьбе совхоза-миллионера "Ленинский путь", а может свх "Имени 40-летия ХХ съезда" (сейчас уже не помню) мы прибыли в 9 утра. Директор нормальный мужик , лет от 40 и до 60. Сразу видно - хозяин. Обговорили все рабочие вопросы. Как я понял, моя роль чисто представительская, все вопросы снимает на камеру и решает бригадир.
Вечером в общаге меня пригласили "на шашлык". Один из водителей притащил 20-литровую канистру из-под солярки самогона какого-то местного производителя. Я даже не стал пробовать. Редкая гадость вонючий самогон и соляра. Кстати, во многих совхозах и колхозах на время уборочной был объявлен сухой закон
Утром следующего дня сходил на планерку в Правление. Сашок тем временем расцепился. Поехали искать очень большое село Скрынниково. Сказали, в каждом доме в подполе ждет нас уже помытая и обсушенная картошка. Найдите дом №..., спросите Василия Скрынникова, он вам все покажет и объяснит. В селе Скрынниково 90% жителей носили фамилию Скрынниковы. Сарафанное радио моментально сообщило всем родственникам, что приехали покупатели и как всегда инфа дошла в искаженном виде, мол берут и свеклу, и капусту, и картоплю, и мёд ... Бабульки тут же организовали живую очередь, с собой в сумках принесли образцы "товара" и были сильно расстроены, узнав что мы берем только картоплю. По цене сошлись на 15 руб. ведро, 7-8 кг.
С этого момента началась для нас с Сашком пахота. Загоняли МАЗа во двор, ближе к погребу. Хозяева внизу насыпали ведра и подавали их в кузов. Мы принимали ведра и высыпали. Сашок считал количество принятых ведер и делал зарубки на досках кузова. К вечеру ни рук, ни ног не чувствую, скорее б до койки доползти.
Тут еще Сашок любовь закрутил с кассиршей в столовой. Молдаванка, очень красивая девка. Утром чуть живой он уходил от нее. За ночь она высасывала из него все соки и силы. Я уже ругаться с ним стал. На что он ответил : "Я её трахну пару раз и все, сил больше нет. А она хочет еще и еще. Приходи к ней сегодня часиков около 12. Убедишься сам!" "А почему бы и нет!?" -, подумал я. В два смычка так ее оттрахали, что она осталась довольна.
Проблемы начались на третий день. Утром подъезжаем на МАЗе к Скрынниково, а нас там уже ждут. Модная тогда у мелких бандюков/рэкетиров "девятка" цвета мокрый асфальт на белгородских номерах. Пацанчик лет 18 в спецовке мелких бандитов, в спортивном костюме, постучал по двери МАЗа - старший кто? Разговор есть! Я вылезаю из машины и решаю подыграть ситуации :
- Держи на мушке и мочи всех, в случае чего, - негромко говорю я Сашку, но так чтобы и пацанчик слышал,
- Понял, командир -, подхватил игру Сашок. Дело в том, что я одел в эту поездку свою старую армейскую "афганку" песочного цвета и стоптанные хромачи. Очень удобная одежда для таких мероприятий.
Пацанчик что-то быстро шепнул двоим в девятке. Водитель легковушки опустил стекло :
- Садись назад.
- Нет. Лучше пусть ваш старший выйдет. Вдруг вы меня увезти хотите. В мои планы это не входит, - чувствую, попал в точку.
Из машины вылезает старший. Лет так 23-25. Пытается изображать крутого мафиозо. Но получается плохо. Все пошло не по его плану. Сказать что-то надо :
- Оружие есть?
- С собой нет. В кабине есть, - деваться некуда. Надо идти до конца.
- Небось двустволка?
- Калашников.
- Покажешь?
- А зачем?
- Чтоб я убедился, что ты настоящий пацан.
- Так я и не пацан.
- Кто ж ты есть?
- Вояка.
Меньше всего он хотел бы связываться с армейскими. Теперь понятно, откуда у них калашников. Наконец вспомнил зачем здесь находится :
- МОИ ЛЮДИ мне жалуются, что вы на НАШЕЙ ЗЕМЛЕ скупаете картофан по 15 руб. /ведро и сбиваете нам цены. Деревенские не продают по 10 руб./ведро. Так что мотайте отсюда, пока я добрый. Ато...
- Ато...что? - я давно понял, что за персонаж корчит из себя бандита. Надо дожимать его.
- Мы поймаем вас на выезде и сожжем ваш МАЗ.
- Братела! Только что ты подписал себе приговор. Согласно недавнего Приказа министра обороны России за № ... от такого-то числа военнослужащие, подвергшиеся вооруженному нападению, имеют право применить свое оружие на поражение без суда и следствия, - продолжал я складно врать. Ведь как говорил партайгеноссе Геббельс -"Чем чудовищнее ложь, тем легче в нее поверят". Может не совсем так, но смысл такой.
- Так что если я здесь хоть раз увижу это корыто, - я пнул сапогом по колесу девятки, - песец тебе, братела.
Что сработало - не знаю. Больше эту девятку мы не видели. На другом конце деревни пару раз заметили грузившиеся КАМАЗы. К нам никто не подходил
После сели в свои машины и разъехались по своим делам. А вечером я поехал в Старый Оскол на телефонный переговорный пункт. Доложил начальству что все в порядке. И чтобы прислали еще одну машину, так как денег и картошки еще много, а складывать скоро будет некуда. Пообещали завтра же отправить МАЗа
МАЗ "Папани". Седельный одномостовый тягач с полноценной кабиной со спальником. Телега короткая, 16т.
.Приехал Виталий Леонидович по кличке "Папаня". Добрейшей души человек и очень сильный. Как-то на трассе менял пробитое колесо. В одиночку пришлось колесо закидывать в МАЗовский кузов. Справился.
Втроем работа пошла гораздо веселее. У Сашка любовь закончилась (причину не знаю), как и раньше грузил картошку. Подошло время расплачиваться пятитысячными купюрами. В тот момент они были такими редкими, что про них почти никто не слышал. Ездил в Старый Оскол, меня там чуть не арестовали за попытку распространения фальшивых денежных знаков. Ладно одну, а то целых три штуки. Пришлось ехать в Белгород.
В Скрынниково мы стали как родные. Чтобы не терять время на поездки на обед (примерно 15км в одну сторону), нас троих кормили в домах, где мы покупали картошку. Не бесплатно, конечно. Обед входил в оплату за картошку. И всегда на столе стоял графин или бутылка самогона. Хочешь - наливай и пей.
Всё когда нибудь заканчивается. Вот и мы ведрами втроем загрузили 30 тонн картошки. На это потрачено 100 000 рублей и две недели времени. Пора домой. Груженые под завязку МАЗы не спеша проехали больше половины Белгородской области. Никто нас не караулил. Таких как мы двигающихся в сторону Москвы, тысячи. На участках дорог с подъемами и спусками сказалась разница между дизелями - восьмеркой у "Папани" и шестеркой у Сашка. На въездном посту ГАИ в Московскую область нас двоих тормознули. Потребовали санитарные документы на перевозимую сельхозпродукцию. А у нас есть, и даже в двух экземплярах, вдруг какая бумажка прямо на посту потеряется. Спасибо за это женщинам из конторы совхоза.
После возвращения домой, я отчитался по деньгам и мешкам. 90% работников автохозяйства были довольны соотношением - количество/качество/цена. Но в любом коллективе всегда есть и будут недовольные. Поделать с этим явлением что-нибудь невозможно. Еще целую неделю Сашок по списку выдавал мешки с картошкой из своего МАЗа.
Внимательные читатели спросят, а причем тут подзаголовок откуда брались деньги на первоначальный капитал?
Через два дня после возвращения с Белгородчины "Папаня" передал мне конверт :
- Твоя доля. Открываю и вижу четыре банкноты по 5 000. Итого 20 000 руб.
- Себе с Сашком мы положили по 15 000.
- Почему?
- Мы считаем, ты выполнил основной объем работы.
Папаня и Сашок разгрузили все 15 тонн картофеля с машины Папани в овощехранилище другого района. Получили за него 50 000 руб. Хозяин овощехранилища тоже поимел свой процент.
Справка - зарплата в гараже в то время 3-4 тысячи.
Многие будущие миллионеры начинали свой бизнес подобным образом. Можно обсуждать, но не осуждать Главного Героя рассказа.
ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МОЙ РАССКАЗ,
СТАВЬТЕ ЛАЙКИ, ГОЛОСУЙТЕ "ЗА",
И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ "БАЙКИ ОТ МИХАЛЫЧА"!