Ортодо́ксия (от др.- греч ὀρθοδοξία «прямое мнение; правильное учение; правоверие»; от ὀρθός «прямой; правильный» + δοκέω «иметь мнение, полагать») — тип религиозного мышления, придающий центральное значение вере, учению, следованию какой-либо идеологии или мировоззрению, поддержке принятых позиций; в определённой мере консервативныйтип религиозного сознания.
Изначально термин появился как антоним к слову «гетеродоксия» ( др.-греч.ἑτεροδοξία), которым обозначались взгляды, отвергнутые церковью. Только во времена Юстиниана (правил в 527—565 годы н. э.) слово «ортодоксия» приобрело современный смысл и распространение. В широком смысле «ортодоксией» в религии называют подход, позиционирующий себя как наиболее точно находящийся в соответствии с буквальным и первоначальным пониманием того или иного учения. В таких случаях говорят об ортодоксальном христианстве, иудаизме, исламе различных направлениях буддизма и т. д.
«Ортодоксия» предполагает неуклонное следование догматам. «ортодоксами» (в русском переводе также «православными» — в первоначальном значении этого слова) называют сторонников Никейского символа веры, «никейцев», как противопоставление арианами. Это выражение употребляется синонимично термину «католики» (в русской традиции также «кафолики») и не имеет отношения к современному противопоставлению православия и католицизма, возникшему после Великого раскола, когда этим словом стали обозначать учение Константинопольской и других церквей Восточной римской империи, отказавшихся от канонического общения с церковью бывшей Западной римской империи(в русском, как и в других славянских языках, в этом узком значении слово «ортодоксия» не употребляется, вместо него используется славянская калька « православие»).
Следующие признаки, определяющие христианскую ортодоксию:
- верность Ветхому Завету и апостольской традиции, зафиксированной в документах;
- неприятие эксцессов мифологизирующего воображения;
- уважение к систематическому мышлению (а значит, к греческой философии);
- важность, придаваемая общественным и политическим институтам, то есть юридической мысли — категории, характерной именно для римского гения...
Слово ПРАВОСЛАВИЕ изначально и исключительно Христианский термин.
Ортодокс (правильному верный). Православие (правильное славящий). Правоверование, правоверующий (правильно верующий, правдивости вверяющий). Множественные эпитеты к значению Независимый и самодостаточный.
Правоверующий указывает на замечательные формулировки «Правильная система правосудия, в отличие от не правильной,сохраняет за собой независимость и честное имя» и «Есть такое понятие - репутация. Обладая этой самой безупречной репутацией, можно рассчитывать на доверие человеческого общества . Русское вечевое правосудие этой репутацией обладает. Поэтому я им доверяю. Просто». Вся ветка обсуждения, где это сказано, также заслуживает внимательного изучения.
Квинтэссенция чаяний души русской выражена в «Молитве Царю Иоанну Грозному». Люди самодержца обращаются к нему как к «Великому молитвеннику» и «кормчему Святой Руси», который прославился победой над всяческими врагами России и Правоверования крестьянского.
1. Часть надписи на большой печати Иоанна Грозного: «Древо дарует древнее достояние "…Тройца пресущественная и пребожественная и преблагая, ПРАВОВЕРУЮЩИМ В ТЯ ИСТИННЫМ КРЕС(Ъ)-ТЬ-ЯН-ИН-ОМ дателю премудрости.
2. Вместо прежнего выражения: "Божиею Милостью" Иоанн lV начинал своё царское именование так: Тройца пресущественная и пребожественная и преблагая, *правоверующим в Тя истинным КРЕСтьяном дателю премудрости, преневедомый и пресветлый и крайний верх направи нас на истину Твою и настави нас на повеление Твое, да возглаголем о людех Твоих по воле Твоей! Сего убо Бога нашего, в Троицы славимаго, милостию хотением и благоволением удержахом скифетр Российского царствия, мы великий государь и пр.
3, *Правоверующие истинные КРЕСтьяне.
4. На печати минус ортодоксы (т. е православные и всякую им подстать и не подстать).
5. Великий раскол для ликвидации сути Правоверующих истинных КРЕСтьян. Закабаление. Закрепощение. Обезличивание. Угнетение. Поругание. Низведение в ничтожество пр. аргументация.
6. «Древо дарует древнее достояние "...
7. Новым Израилем может называться только Церковь правоверующая, а поврежденная еретическими мудрованиями не может. . Кроме Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, каковою называется и есть Церковь Православная, так сомнительно спасение других вероисповеданий... Посему чуждые духа истины как назовутся Новым Израилем? или как будут кому-либо пристанищем спасительным, когда и то и другое не может совершаться без благодати Св. Духа.
8. Православная Восточная Церковь от времен апостольских и доселе соблюдает неизменными и неповрежденными от нововведений как учение Евангельское и апостольское, так и предание св. отцов и постановления Вселенских Соборов, на которых богоносные мужи, собиравшись от всей вселенной, соборне составили божественный Символ православной веры и, провозгласив его вслух всей вселенной во всех отношениях совершенным и полным, воспретили страшными прещениями всякое прибавление к нему и убавление, или изменение, или переставление в нем хотя бы одной иоты. Соборная Православная Церковь не двукратное, а многократное делала вразумление частной Римской Церкви. В седьмом столетии породилось в западных Церквах неправое мудрование, что Дух Святой исходит и от Сына. «Кто об Отце и Сыне мыслит право, а о Духе Святом не право, тот еретик» (Окруж. посл. § 5). Дерзнули изменить православный догмат об исхождении Св. Духа, вопреки постановлений седьми Вселенских Соборов, также и вопреки ясных слов Самого Господа во Евангелии: «Иже от Отца исходит» (Ин. 15: 26).Но как одна ошибка, которую не считают ошибкою, всегда влечет за собою другую и одно зло порождает другое, так случилось и с Римскою Церковию. Едва только успело явиться на Западе сие неправое мудрование, что Дух Святой исходит и от Сына, как само породило другие подобные тому исчадия и ввело с собою мало-помалу другие новизны, большею частию противоречащие ясно изображенным в Евангелии заповедям Спасителя нашего, как-то: кропление вместо погружения в таинстве Крещения, отъятие у мирян божественной Чаши и употребление оплатков и опресноков вместо хлеба квасного, исключение из Литургии божественного призывания Всесвятого и Животворящего и Всесовершающего Духа. Также ввело новизны, нарушающие древние апостольские обряды Соборной Церкви, как-то: устранение крещаемых младенцев от Миропомазания и принятия Пречистых Таин, устранение брачных от священства, признание папы за лицо непогрешительное и за местоблюстителя Христова и проч. Таким образом, низвратило весь древний апостольский чин совершения почти всех Таинств и всех церковных учреждений, – чин, который содержала древняя святая и Православная Церковь Римская, бывшая тогда честнейшим членом Святой Соборной и Апостольской Церкви (Окруж. посл. § 5, пункт 12). Но главная ересь Римской Церкви, не по существу, а по действию, есть измышленный догмат главенства, или вернее горделивое искание преобладания епископов Рима над прочими четырьмя Восточными Патриархами. Ради сего преобладания приверженцы Римской Церкви поставили своего папу выше правил и учреждений Вселенских Соборов, веруя в его непогрешимость. По всем высказанным причинам Соборная Восточная Церковь пресекла общение с частною Римскою Церковию, как отпадшею от истины и от правил Соборной Православной Церкви. Римские же епископы, как начали гордостию, гордостию и оканчивают. Усиливаются они доказывать, что будто бы Православная Соборная Церковь отпала от их частной Церкви. Но это несправедливо и даже нелепо. Истина свидетельствует, что Римская Церковь отпала от Православной. Хотя паписты ради мнимой правоты выставляют на вид, что патриархат их, во время единения с Соборною Православною Церковию, в числе пяти был первый и старший; но это ради царственного Рима, а не по духовному какому достоинству, или власти над другими патриархиями. Несправедливо назвали они и Церковь свою Католическою, т. е. соборною. Часть целым никогда называться не может; а Римская Церковь до отпадения своего от православия составляла только пятую часть единой Соборной Церкви. Особенно же потому Римская Церковь соборною называться не должна, что она отвергла постановления Вселенских Соборов, последуя неправым своим умствованиям. Соборне положено: веровать во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, а не просто во вселенскую, или повсюдную церковь. Римская Церковь хотя и имеет повсюду во вселенной своих последователей, но так как не хранит свято соборных и апостольских постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой, Святой и Апостольской Церкви.
Фотообразы взяты из инфополя. Компиляция. Экспликация.