Депутат Госсовета Татарстана от КПРФ Николай Атласов в авторской колонке, написанной специально для KazanFirst, рассуждает о том, что недальновидное лишение ключевых предприятий земли может нанести сокрушительный удар по отечественной промышленности.
Специальная военная операция выявила целый комплекс проблем, связанных с нашей промышленностью, прежде всего оборонной.
Это сильная технологическая зависимость, которая существовала до СВО, в результате чего на фоне санкций многие наши предприятия оказались лишены поставок оборудования и широкого спектра комплектующих.
Это сознательное разрушение многих производств, происходившее на протяжении постсоветских десятилетий, в результате чего Россия утратила многие важные технологии и возможность оперативно наращивать объемы производства.
Это разрушение кадрового потенциала, особенно сформированной в советское время широкой сети профессиональных учебных заведений, в результате чего нарушился естественный процесс воспроизводства рабочих специалистов, сопровождавшийся утратой многих профессиональных компетенций. А с началом СВО в связи с растущей потребностью увеличения производства на предприятиях ОПК вдруг возник резкий дефицит кадров как с точки зрения их количества, так и с точки зрения квалификационных потребностей.
Эти и другие вопросы пришлось решать оперативно, в ряде случаев, как сообщают СМИ, в условиях, близких к авральным, потому что фронт не может ждать и его потребности в военной технике, боеприпасах и комплектующих следует удовлетворять в приоритетном порядке. Сейчас, как сообщают и наши СМИ, и даже западные источники, многие проблемы российской оборонки удалось решить. Россия смогла перестроиться на альтернативные каналы снабжения критически важными компонентами, в том числе на Китай, а большинство предприятий ОПК перешли на военные рельсы и трехсменный, то есть круглосуточный, режим работы.
А ведь многих из этих проблем могло не быть, если бы вовремя принимались грамотные решения. В данном случае я остановлюсь лишь на одном аспекте, касающемся сохранения производственных мощностей предприятий. Конечно, эту проблему следует рассматривать в комплексе иных задач, но про нее часто забывают.
Речь идет о так называемой политике реновации территорий, когда во многих городах промышленные зоны сознательно сокращают, передавая земли под жилую застройку.
В нашей республике примеров подобного рода немало. Хотя, пожалуй, для моего родного города – Набережных Челнов эта ситуация не характерна. Но только потому, что он был построен как крупный промышленный центр на основе грамотного и четкого плана, где до сих пор почти не возникает противоречий между интересами производства, в том числе сектора ОПК, и интересами компаний-застройщиков. В Набережных Челнах жилая и производственные территории четко зонированы и не пересекаются в своих интересах. Есть обширная промзона КАМАЗа, есть промзоны в Сидоровке и на Старосармановской улице, отдельные участки в других частях города. И такая ситуация позволяет сохранять производственные площади, даже если в какой-то период потребность в них сокращается, но затем может вновь возрасти.
Другое дело – старые промышленные центры типа Казани, в которых многие предприятия, в том числе оборонного значения, до недавних пор испытывали сильное давление со стороны застройщиков.
В принципе нет ничего плохого в активном строительстве жилья, если этот процесс развивается не искусственно, а с расчетом на реальный спрос и разумные цены. Но в последние годы рост объемов жилого строительства зачастую поддерживался искусственными мерами. В результате парадоксальным образом количество квадратных метров с каждым годом растет, но они для простого человека стали еще менее доступными, чем прежде. Проблема еще и в том, что в погоне за расширением жилой застройки во многих городах шло безжалостное наступление на промышленные зоны, которые сокращались.
Сейчас, по понятным причинам, во многих случаях этот процесс приостановился, потому что в условиях СВО потребность в производстве многих видов продукции возросла. Но ведь еще несколько лет назад принимались спорные решения, которые в случае своей реализации сейчас могли бы обернуться катастрофой.
Еще в 2017 году было принято решение под давлением, как утверждают некоторые источники, лоббистов вывести из Казани пороховой завод в удмуртский городок Кизнер. Помнится, как радовались застройщики огромной заводской территории со складскими площадями, которые должны были быть освобождены и освоены ими. Но судьба благоволила к заводу и губительный проект по его выводу в Удмуртию не состоялся. А ведь в случае реализации такого проекта этот завод с высокой степенью вероятности был бы уничтожен, потому что запустить производство в тех же объемах на новой площадке – в ряде случаев это нерешаемая задача. Просто потому, что, оказавшись в Кизнере, этот завод утратил бы большую часть своих специалистов-профессионалов и инженерные кадры, которые ни в какую Удмуртию не поехали бы. Это все равно что вырвать дерево из земли для пересадки на новое место, но оставить на старом месте его корни, без которых это дерево умрет.
Другой негативный пример, который мне подсказали голосующие за КПРФ казанские избиратели – это начавшаяся жилая застройка промышленной зоны, прилегающей к одному из оборонных предприятий города. Тут на бывшей производственной площадке строится жилой комплекс «Династия». Причем недалеко от него находится важный производственный оборонный объект (так же не будем называть его). Очевидно же, что вся эта территория должна быть закрыта для жилищного строительства, а оборонные производственные объекты должны находиться на определенной дистанции от жилья, в том числе, как показывает нынешний опыт, ввиду необходимости обеспечения безопасности. Есть похожие ситуации и в других местах.
Я понимаю, что многие могут мне возразить, что под жилую застройку зачастую идут старые производства, заточенные под устаревшие технологии. Однако, как показал опыт СВО, России именно производство военной техники и боеприпасов на советских технологиях удалось восстановить быстрее всего, потому что: а) они проще технологически и их легче запустить, б) они не зависят от импорта, в) производство продукции на их основе сильно дешевле. Когда стало ясно, что СВО надолго, это обстоятельство явилось преимуществом России перед Западом, которое позволило продержаться нашей стране в сложный период 2022-2023 годов. И эти старые заводы с их технологиями дали нашей стране временной лаг, чтобы создать и запустить новые заводы по производству новейшей военной техники и боеприпасов.
Есть еще один аспект, который необходимо учитывать. Старые промышленные территории уже имеют немало преимуществ как с точки зрения наличия коммуникаций, так и транспортной доступности, в том числе железнодорожных веток, которые в условиях жилой застройки уничтожаются за ненадобностью. Построить все это на новом месте кратно дороже.
Очевидно, что назрела необходимость законодательного урегулирования данного вопроса. Думаю, что необходимо на государственном уровне определить промышленные зоны, которые следует сохранять на длительный период, отдавая приоритет территориям, занятым оборонными производствами. В отношении этих территорий должен быть введен запрет на изменение характера землепользования (они должны оставаться в статусе земель производственного назначения) и, соответственно, запрет на жилую и коммерческую (торговую) застройку. Это позволит нам создать дополнительные условия, чтобы выиграть битву с Западом.
- PS. Недавно пришло сообщение из Великобритании. Власти страны приняли решение восстановить и сильно нарастить военное производство на фоне «российской угрозы». Однако выяснилось, что на месте подавляющего большинства военных заводов построены торговые центры и жилье. При этом быстро нарастить производство также затруднительно ввиду отсутствия необходимого количества профессиональных кадров. И такая ситуация имеет место не только в Великобритании. Для нас в этом большой плюс, так как это проблемы наших врагов. Но нам не стоит рассчитывать, что эти проблемы у них так и останутся нерешенными – это лишь вопрос времени. Так что нам нужно сохранять и развивать свою оборонную промышленность, чтобы быть готовыми адекватно ответить на угрозы наших врагов.