Колонка главного редактора
Конец учебного года для школьников – это не только радостное предвкушение летних каникул. Для учащихся старших классов это, наоборот, время тревог и сомнений, связанных с выбором дальнейшего пути, будущей профессии и места, где они продолжат образование, вуза или колледжа. И сами выпускники, и их родители мучаются в эти дни одним вопросом: в какое учебное заведение подавать документы? Причем особенно остро этот вопрос обычно стоит в семьях, где считается необходимым высшее образование. Правда, там он звучит немного иначе: какой вуз надо закончить, чтобы стать по-настоящему высокообразованным человеком? И если на этот вопрос отвечают такие же сторонники обязательной «вышки», то чаще всего их ответ звучит следующим образом: «Чтобы получить настоящее высшее образование, надо закончить три вуза: первый вуз должен закончить ваш дед, второй – ваш отец, а третий – вы сами!»
С этой фразой, сказанной в свое время Анатолием Луначарским, перекликается еще одна, близкая ей по смыслу – британская пословица: «Чтобы вырастить девочку настоящей леди, надо начать с ее бабушки». Оба эти утверждения давно стали крылатыми фразами и в определенных кругах – среди тех людей, которые считает себя именно такими высокообразованными леди и джентльменами минимум в третьем поколении – они считаются непререкаемой истиной в последней инстанции. Все, кто пытается с этим спорить и высказывать иные точки зрения на образование и воспитание настоящих леди, из таких кругов сразу же изгоняются и объявляются недостаточно образованными и плохо воспитанными.
Конечно, желающих возразить на такие категоричные утверждения, обычно набирается немало. Тем, чьи родители или бабушки с дедушками не имеют «вышки» или не обучались с детства аристократическим манерам, естественно, не нравится, когда их прямым текстом объявляют людьми второго сорта, даже если сами они окончили вуз и умеют вести себя «как леди» или «как джентльмен». Но и те, у кого в роду набирается три или больше поколений обладателей вузовских дипломов и «высшего» воспитания, тоже далеко не всегда согласны, что все люди, кто не может этим похвастаться, менее образованы или менее аристократичны, чем они. И тем не менее, фразы о том, что начинать «настоящее» образование и воспитание надо с бабушек и дедушек, остаются у всех на слуху и, как правило, произносятся с пафосным придыханием и возведенными к небу глазами. А еще – с крайним презрением по отношению ко всем, кто не соответствует «правилу трех поколений» по части учебы или воспитания.
Есть ли в этих заявлениях доля истины, правда ли, что дети, появившиеся на свет в семьях, где у родителей или бабушек с дедушками было среднее или среднеспециальное образование и где их воспитывали, как обычных людей, а не представителей высшего общества, не могут считаться образованными и в этом самом обществе им не место, даже если они сами обучатся этикету и хорошим манерам? Действительно ли обучиться чему-либо как следует можно только в течение «сакральных» трех поколений? С точки зрения психологии, эти утверждения, как минимум, надуманны. Единственная ситуация, когда в семье кое-что меняется именно за три поколения – это переезд в новую среду обитания, резко отличающуюся от прежней. Например, эмиграция в другую страну с непривычным для уехавших жизненным укладом, переезд из одного региона в другой, из деревни в город или, наоборот, из города в сельскую местность.
В этих случаях ни первому поколению переселенцев, ни даже их детям не удается полностью привыкнуть к новым реалиям, вжиться в них и стать «своими» для давно проживающих там людей. Даже если они приложат все силы, чтобы интегрироваться в новое общество и их там хорошо примут, они все равно будут чувствовать себя неуютно, условия, в которых они живут, будут казаться им неидеальными. Однако детям переехавших будет уже легче жить на новом для их родителей месте, они будут интегрированы лучше, а их дети, то есть, внуки переселенцев, третье поколение, скорее всего, и вовсе не будут ощущать никакого дискомфорта.
Но все это, как уже было сказано, относится к ситуациям, когда семья резко меняет всю свою привычную жизнь, попадает в другое общество с новой для нее культурой, обычаями, а иногда и языком, когда им приходится приспосабливаться к иным традициям, законам и климату. Если же речь идет об образовании или воспитании, то ни поступление в вуз, ни обучение светским манерам, если они тоже не сопряжены с переездом, не являются такой глобальной переменой в жизни. Научиться чему-либо бывает непросто, но в этом нет ничего сверхсложного, и то, насколько хорошо человек усвоит те или иные новые знания, зависит только от него самого – от его врожденных способностей и от того, будет ли он стараться во время учебы.
А вот от того, обладают ли теми знаниями, которые он получает, его родители, бабушки с дедушками и более отдаленные предки, его собственные успехи в учебе зависеть уже не будут. Разве что косвенно, так как родственники с высшим образованием могут помогать студенту вуза, советовать ему дополнительную литературу, подсказывать, как искать информацию по тем предметам, которые он изучает. Но они могут этого и не делать, студент может жить во время учебы далеко от них и мало с ними общаться – в общем, говорить, что тем, у кого есть родные с «вышкой», учиться легче, мягко говоря, наивно. Не говоря уже о том, что хорошее высшее образование – это хорошо усвоенные научные знания и умение самостоятельно находить и изучать новую информацию, а легко человек этому научился или нет, не так уж важно.
Если же речь идет о воспитании леди или джентльмена, то есть, о хороших манерах, культуре и умении «держать лицо» в любой ситуации, то известно, что обучение всему перечисленному лучше начинать в самом раннем возрасте, потому что так называемые паттерны поведения закладываются в характер в первые годы жизни, примерно до пяти лет. Проще говоря, если девушка в раннем детстве привыкла скандалить в случае конфликтов и не научилась пользоваться десятком столовых приборов, во взрослой жизни ей тоже будет более комфортно устроить скандал вместо того, чтобы смерить обидчика равнодушным взглядом, и съесть все блюда при помощи одной вилки. Но при этом она вполне может научиться вести себя, как леди, а о том, что бы ей хотелось сделать на самом деле, никто и не догадается.
И опять же, научить будущую леди или будущего джентльмена светским манерам проще родителям, которые и сами все это умеют, но это не значит, что тому же самому нельзя научиться самостоятельно во взрослом возрасте. Из семьи, где уже есть два поколения обладателей аристократического воспитания, с большей вероятностью выйдет еще одно поколение светских львов и львиц – но речь только о вероятности, а не о том, что так происходит всегда и постоянно.
Так что можно сделать вывод, что «теория трех поколений», применяемая к высшему образованию и воспитанию – это самый обыкновенный снобизм, которым страдают те, кому нечем больше гордиться, кроме как «вышкой» и хорошими манерами своих родителей, бабушек и дедушек. Переубедить сторонников этой теории практически нереально: обычно они слишком сильно на ней зациклены и просто не слышат никаких оспаривающих ее аргументов. Так что, услышав в свой адрес высокомерные рассуждения о том, что вы недостойны считаться образованным или воспитанным, как аристократ, из-за простых родственников со средним образованием, лучше перестать общаться с теми, кто так считает, и, в лучших традициях высшего общества, отказать им от дома.
Или просто сказать им, что они «немного неправы», используя любимые слова и выражения простых и не очень образованных людей.
Татьяна Минасян