До сих пор осталась в стране нашей деревня, где живут люди древнейшей, почти исчезнувшей с лица земли профессии – мочальники.
Делают мочала в неглубоком пруду, что называют мочищем. Мутная вода пахнет гнилым деревом, доски скользкие, а труд вовсе не простой. Достают притопленные свертки коры из такого мочища в основном мужчины, стоя по пояс в воде, а потом передает их женщинам, а те расстилают переданное по земле, просушить.
Мочальники деревни Букалей
Деревня мочальников зовется Букалей, расположена она в Нижегородской области. Деревенька крошечная, в ней проживает всего-то сорок три человека. Главный мочальник тут мужчина Алексей, на вид ему около тридцати пяти, и таким вот трудом он содержит свою большую семью.
Сперва нужно содрать с деревьев кору, под ней располагаются белоснежные древесные волокна, что и будет позже мочалом. Эти волокна сперва сушат, потом вымачивают, потом снова сушат.
У всякого народа когда-то была своя традиция: у китайцев тончайший шелк с росписью, англичане славились искусно выделанной мягкой шерстью, в России же всегда важную роль в жизни людей и истории нашей играло самое простое мочало. Это не меньший, а может быть и больший символ нашей страны, чем шкурки, охота на медведя, речной жемчуг на шеях у самых бедных красавиц русских.
Но когда мочало перестало быть важным, также, как, к примеру, репа, смененная картошкой, про него поспешили забыть. Сегодня не многие вспомнят, что такое вообще мочало, не то что зачем оно нужно и какую роль сыграло в судьбе отечества.
Простое непростое дело
Когда-то книги начала двадцатого века уверяли, что «мочальничать – ремесло доходное, и всякому с руки». Вот только даже по описаниям ясно, что заготавливать мочало тот еще экстрим. И начинался он с первых этапов – рубить и «драть липу». На это дело ходили семьями, как только наступал май, или выдавалось теплым начало апреля. Деревья просыпались, и за счет сока, до заветных волокон под корой было добраться проще. Крестьянские семьи несколько недель жили в заболоченных лесах, драли кору на лапти, на мочало. Лыкодеры страдали от сырости, часто простывали и умирали. Ту же судьбу разделяли многие кони.
Сегодня в Букалее таких ужасов, конечно нет. Кора тут теперь берется с уже срубленных деревьев. В лесу одинокие старые женщины работать бы уже не сдюжили. Молодых семей тут две, а мочалом занимается только одна, Алексея.
Раньше в деревне целая артель трудилась. Чего только не делали – и матрацы плели, и рогожу, и прочные мешки, а сейчас по силам делают только кисти и банные мочалки. Продают их перекупщикам, что раз в месяц, а то и реже наведываются в Букалей.
Жительницы села говорят, что их кисти в ростовские салоны красоты покупают даже. А мочалки тоже недешевы, можно неплохо подзаработать – их в спа-салоны берут.
Когда лыкодеры были распространены повсеместно, причем это исключительно российская особенность, вымирание грозило липе. Теперь же липа восстановилась, но вымирание грозит уже мастерству.
Еще в советское время на липовое мочало был высокий спрос, а теперь молодые семьи, что остались здесь, боятся взглянуть в будущее. Мочалалки и кисти давно делают из современных материалов, а такой вот хенд-мейд, как в Букалее, остался разве что для супер дорогих спа-салонов.
Но старушки не унывают, говорят, что и теперь живут безбедно, хранят традицию, приносят людям пользу. Алексей, у которого подрастают одиннадцать детишек, приобщает их к мастерству, веря, что лучше уж мочало делать, чем по столицам гастарбайтером мотаться. Может, он и прав. Ведь многие древние ремесла сейчас пытаются возродить, так почему бы и мочальникам не выйти из глубины лесов и веков, чтобы делать своими руками полезные в хозяйстве вещи из подручных материалов?
Понравилась статья? Ставьте лайки, делитесь своими мнениями в комментариях к этой статье, и не забудьте подписаться на мой канал!