Найти тему
Некогда бегать

Почему мне не стыдно называть свой родной город Питером

Частенько, когда говорю «Питер», вижу в ответ поджатые губы. А на просторах интернета еще и огрести можно. Почему-то бытует мнение, что краткое название города – в высшей степени оскорбление. Мол, местные жители никогда Санкт-Петербург Питером не обзовут.

И сразу представляется интеллигентная бабулечка в берете и пальто, с белым кружевным воротничком, с великолепной осанкой – выпускница института благородных девиц, никак не меньше. Только вот нет таких бабулечек, которые всю жизнь называли Петербург Петербургом и никак иначе. Потому что большую часть жизни бабулечки прожили в городе Ленинград.

Например, моя бабушка еще успела родиться в Санкт-Петербурге, а ушла из жизни в Ленинграде. Моя мама наоборот, родилась в Ленинграде, а сейчас живет в Санкт-Петербурге.

Я - тоже та самая дамочка, которая застала переименование Ленинграда в Санкт-Петербург. Было это в дикие годы, в городе, полным мусора, мат@ и прочих проблем. Никакого пафоса и поджатых губ, равно как и пренебрежительного отношения к своему городу, в массе своей, не было. Даже среди юных особ, грезящих о загранице. А грезили тогда почти что все. В моей среде все называли Питер Питером и никто в обморок не падал.

Да, я всю жизнь живу в спальном районе не у Смольного, но в значительной степени мое детство и юность прошли на Петроградской стороне, в квартире с каминами, чугунными вензелями балконов, дубовой мебелью и зеркалами в пол. И все говорили «Петроградка». И опять-таки никому при этом не плохело.

Дом членов моей большой семьи на Каменноостровском проспекте
Дом членов моей большой семьи на Каменноостровском проспекте

Моя прабабушка жила в Санкт-Петербурге еще до революции, то есть при своем первоначальном наречении Санкт-Петербургом. Как она именовала свой родной город я, к сожалению, не знаю. Но знаю, что классики литературы, в том числе, использовали простонародное «Питер». Никто не оскорблялся.

— И прекрасно. Ну, что Питер, как на тебя действует, — прокричал Богатырев, — скажи, а?

Толстой Л. Н., Воскресение, 1899

Ах поехал Ванька в Питер,
Я не буду его ждать!

Достоевский Ф. М., Братья Карамазовы, 1880

— Теперь еду к матери в Орел, побуду у нее недельки две, а там — в Питер на работу.

Чехов А. П., Верочка, 1887

Все это можно легко загуглить, список цитат не маленький.

А если копнуть глубже, то лишь в 1720-х годах город стал официально называться, согласно немецкому произношению, Санкт-Петербург. До этого сам отец-основатель называл на голландский манер - Санкт Питербурх.

Да, Питер – это простонародное название, но с чего вдруг это стало звучать оскорбительным? На мой взгляд, про «истинные петербуржцы никогда» придумал кто-то, возжелавший стать самым истинным и непогрешимым. Почтить, так сказать, со всей дури от всей широты души. А теперь это стало трендом.

Лучше мусор убирайте за собой, дамы и господа, так выкажете больше уважение к городу и к местным жителям.

Не претендующая на истину в последней инстанции, ваша автор, коренная жительница-сноб Петербурга.