Начал тут смотреть на днях новый сериал «Ронья, дочь разбойника» по одной из любимых книжек моего детства, написанной Астрид Линдгрен. Выглядит незамысловато и наивно, местами напоминает детские фильмы 1990-х, но в этом есть своя прелесть. Такая классическая сказка, созданная, к тому же, шведскими сценаристом и режиссером, которые явно лучше понимают специфику этой истории.
Но не зря все-таки сериал вышел на Netflix. Уже на четвертой минуте среди пирующих средневековых разбойников я увидел чернокожего персонажа с дредами.
Казалось бы, ну и не беда — это ведь фэнтези, сказка, где возможно все. Вон в Dungeons and Dragons на каждом шагу темнокожие рыцари-паладины в европейских латах.
Только вот действие сказки Линдгрен происходит не в полностью вымышленном мире. А в лесах вполне конкретной средневековой Скандинавии. Где грабят путников разбойники со скандинавскими именами. И среди скал и деревьев прячутся существа из скандинавской мифологии, о чем я уже писал.
Технически актер Джон Александр Эрикссон действительно швед, просто африканского происхождения. Но в Средние века, как ни крути, шведы выглядели несколько иначе.
Если бы вдруг среди разбойников оказался столь экзотический персонаж, это вполне можно было объяснить по сюжету. Например, его привез с собой из далеких стран рыцарь-тамплиер, и так далее, и тому подобное.
Но нет в разбойнике Кнотасе ничего экзотического. В сериале он одет и ведет себя как остальные — просто темнокожий и с дредами. Впрочем, в сериале есть еще несколько таких же актеров.
А в старом шведском фильме про Ронью 1984 года Кнотаса играл Генри Оттерби. Со вполне обычной внешностью светлокожего разбойника из Средних веков, которая соответствует персонажу из книги Линдгрен.
Есть в английском языке такое емкое понятие как miscast — не попадание в роль. Для меня оно распространяется на любое несоответствие актера как его персонажу, так и общей логике выбранного для экранизации/игры мира.
Да, высокий блондин вместо маленького смуглого коротышки из книги мне не нравится. Ему придется очень постараться, чтобы убедить меня как зрителя, что справляется с этой ролью. И да, режиссер имеет право на создание нового произведения, своей версии. А я — как зритель и критик — имею право с этой версией не соглашаться.
Но это с вымышленными персонажами. А в исторических фильмах все довольно однозначно.
Чернокожая Анна Болейн — это просто глупость. Чернокожая Клеопатра — безграмотность и политическая ангажированность, поскольку у нее была внешность македонской женщины. Так же, как белокожий вождь зулусов Чака или правитель Бенина выглядели бы дико на экране.
Комедии и фарсы по мотивам исторических сюжетов — другая история. Там может твориться все, что угодно. «The Great» с темнокожим графом Орло — это фарс, а не байопик Екатерины Великой. Результат может раздражать, но воспринимать его как историческое кино — бессмысленно.
Это касается и сериалов с альтернативной историей. Те же «Бриджертоны» — альтернативная, а не реальная Англия эпохи регентства.
Ну а что с настоящим фэнтези, тем, где маги, рыцари и драконы? С интерпретациями мифологии и фольклора?
Опять же, все довольно просто. Дело в логике и устройстве выбранного фэнтезийного мира.
Для вселенных вроде Dungeons&Dragons и Pathfinder изначально заложена возможность чернокожих рыцарей-паладинов, там они не противоречат логике мира. В славянском или скандинавском фэнтези темнокожий рыцарь Марек выглядит идиотски (привет, Ведьмак от Netflix), потому что противоречит логике мира.
То же самое с мифологией. Чернокожий Бальдр или Зевс, как и белокожий Ананси, бессмысленны, потому что вырваны из культурного контекста — если только речь не идет о комедии. Единственное исключение — возможность божества являться своим почитателям в разных частях мира в том образе, который им ближе. Вот это вполне логично, но должно быть оговорено в сюжете.
Что касается возможности всех играть кого угодно. Это логика современного театра. Но для кино, предусматривающего акцент не только на игре актеров, но и на погружении в мир на экране, она не работает.
Если режиссер отдаст светлокожим актерам главные роли в экранизации африканской сказки или, например, условно африканского фэнтези Марлона Джеймса, каков будет результат? Выглядеть все будет довольно нелепо. А главное, фильм просто похоронят под валом обвинений в культурной апроприации и скандал будет неизбежен.
Если стандарт работает только в одну сторону (любые актеры могут играть любые роли, но белые актеры могут играть только роли белых), это уже не равноправие, а обычное лицемерие.
Ну и если вдруг очень захочется обвинить меня в расизме и шовинизме — вы не по адресу. Я «культурный кочевник», который искренне любит самые разные культуры, народы и языки. Именно поэтому я пишу о различных исторических периодах и культурах, люблю смотреть фильмы и сериалы в оригинальной озвучке, путешествовать и знакомиться с традициями других народов. Люблю уникальность и самобытность. А не стандартизацию и глобализацию — с которыми во многом связана и пресловутая «повестка», размывающая культурную идентичность.
Больше текстов про необычные исторические сюжеты, историю и мифологию в кино и сериалах — в моем Telegram-канале Panfilov FM