«Повесточка» и темнокожие викинги

12K прочитали
Начал тут смотреть на днях новый сериал «Ронья, дочь разбойника» по одной из любимых книжек моего детства, написанной Астрид Линдгрен.

Начал тут смотреть на днях новый сериал «Ронья, дочь разбойника» по одной из любимых книжек моего детства, написанной Астрид Линдгрен. Выглядит незамысловато и наивно, местами напоминает детские фильмы 1990-х, но в этом есть своя прелесть. Такая классическая сказка, созданная, к тому же, шведскими сценаристом и режиссером, которые явно лучше понимают специфику этой истории.

Но не зря все-таки сериал вышел на
Netflix. Уже на четвертой минуте среди пирующих средневековых разбойников я увидел чернокожего персонажа с дредами.

Казалось бы, ну и не беда — это ведь фэнтези, сказка, где возможно все. Вон в Dungeons and Dragons на каждом шагу темнокожие рыцари-паладины в европейских латах.

Только вот действие сказки Линдгрен происходит не в полностью вымышленном мире. А в лесах вполне конкретной средневековой Скандинавии. Где грабят путников разбойники со скандинавскими именами. И среди скал и деревьев прячутся существа из скандинавской мифологии, о чем я уже писал.

Кадр из сериала Ronja the Robber's Daughter (2024).
Кадр из сериала Ronja the Robber's Daughter (2024).

Технически актер Джон Александр Эрикссон действительно швед, просто африканского происхождения. Но в Средние века, как ни крути, шведы выглядели несколько иначе.

Если бы вдруг среди разбойников оказался столь экзотический персонаж, это вполне можно было объяснить по сюжету. Например, его привез с собой из далеких стран рыцарь-тамплиер, и так далее, и тому подобное.

Но нет в разбойнике Кнотасе ничего экзотического. В сериале он одет и ведет себя как остальные — просто темнокожий и с дредами. Впрочем, в сериале есть еще несколько таких же актеров.

А в старом шведском фильме про Ронью 1984 года Кнотаса играл Генри Оттерби. Со вполне обычной внешностью светлокожего разбойника из Средних веков, которая соответствует персонажу из книги Линдгрен.

Актриса Каролина Хендерсон в роли ярла Эстрид Хакон (Хакон Эстридоттир). Кадр из сериала «Викинги» (Vikings)
Актриса Каролина Хендерсон в роли ярла Эстрид Хакон (Хакон Эстридоттир). Кадр из сериала «Викинги» (Vikings)

Есть в английском языке такое емкое понятие как miscast — не попадание в роль. Для меня оно распространяется на любое несоответствие актера как его персонажу, так и общей логике выбранного для экранизации/игры мира.

Да, высокий блондин вместо маленького смуглого коротышки из книги мне не нравится. Ему придется очень постараться, чтобы убедить меня как зрителя, что справляется с этой ролью. И да, режиссер имеет право на создание нового произведения, своей версии. А я — как зритель и критик — имею право с этой версией не соглашаться.

Но это с вымышленными персонажами. А в исторических фильмах все довольно однозначно.

Джоди Тёрнер-Смит в роли Анны Болейн в сериале Anne Boleyn (Великобритания, 2021)
Джоди Тёрнер-Смит в роли Анны Болейн в сериале Anne Boleyn (Великобритания, 2021)

Чернокожая Анна Болейн — это просто глупость. Чернокожая Клеопатра — безграмотность и политическая ангажированность, поскольку у нее была внешность македонской женщины. Так же, как белокожий вождь зулусов Чака или правитель Бенина выглядели бы дико на экране.

Комедии и фарсы по мотивам исторических сюжетов — другая история. Там может твориться все, что угодно.
«The Great» с темнокожим графом Орло — это фарс, а не байопик Екатерины Великой. Результат может раздражать, но воспринимать его как историческое кино — бессмысленно.

Это касается и сериалов с альтернативной историей. Те же «Бриджертоны» — альтернативная, а не реальная Англия эпохи регентства.

Кадр из сериала «Бриджертоны» (Bridgerton; США, 2020-2024)
Кадр из сериала «Бриджертоны» (Bridgerton; США, 2020-2024)

Ну а что с настоящим фэнтези, тем, где маги, рыцари и драконы? С интерпретациями мифологии и фольклора?

Опять же, все довольно просто. Дело в логике и устройстве выбранного фэнтезийного мира.

Для вселенных вроде
Dungeons&Dragons и Pathfinder изначально заложена возможность чернокожих рыцарей-паладинов, там они не противоречат логике мира. В славянском или скандинавском фэнтези темнокожий рыцарь Марек выглядит идиотски (привет, Ведьмак от Netflix), потому что противоречит логике мира.

Паладин Seelah из мира настольной игры Pathfinder.
Паладин Seelah из мира настольной игры Pathfinder.

То же самое с мифологией. Чернокожий Бальдр или Зевс, как и белокожий Ананси, бессмысленны, потому что вырваны из культурного контекста — если только речь не идет о комедии. Единственное исключение — возможность божества являться своим почитателям в разных частях мира в том образе, который им ближе. Вот это вполне логично, но должно быть оговорено в сюжете.

Что касается возможности всех играть кого угодно. Это логика современного театра. Но для кино, предусматривающего акцент не только на игре актеров, но и на погружении в мир на экране, она не работает.

Если режиссер отдаст светлокожим актерам главные роли в экранизации африканской сказки или, например, условно африканского фэнтези Марлона Джеймса, каков будет результат? Выглядеть все будет довольно нелепо. А главное, фильм просто похоронят под валом обвинений в культурной апроприации и скандал будет неизбежен.

Если стандарт работает только в одну сторону (любые актеры могут играть любые роли, но белые актеры могут играть только роли белых), это уже не равноправие, а обычное лицемерие.

Ну и если вдруг очень захочется обвинить меня в расизме и шовинизме — вы не по адресу. Я «культурный кочевник», который искренне любит самые разные культуры, народы и языки. Именно поэтому я пишу о различных исторических периодах и культурах, люблю смотреть фильмы и сериалы в оригинальной озвучке, путешествовать и знакомиться с традициями других народов. Люблю уникальность и самобытность. А не стандартизацию и глобализацию — с которыми во многом связана и пресловутая «повестка», размывающая культурную идентичность.

Больше текстов про необычные исторические сюжеты, историю и мифологию в кино и сериалах — в моем Telegram-канале Panfilov FM