Чудо в перьях: самый необычный костюм «Сегуна»

419 прочитали
Кадр из мини-сериала Shōgun (2024).
Кадр из мини-сериала Shōgun (2024).

Украшенная перьями накидка-дзимбаори сразу привлекла мое внимание в первой серии «Сегуна». В ней Ябусиге, правитель Идзу, въезжает в деревню Адзиро во главе большой свиты.

Дзимбаори (陣羽織, «походная накидка») — разновидность накидки хаори. Она получила распространение в XVI веке, когда входит в обиход новый тип доспеха, тосэй-гусоку. Ее могли носить поверх доспеха, прикрывая его от ненастья. Со временем накидки начали украшать, помещая на них родовые гербы-мон. А в эпоху Эдо они и вовсе стали церемониальной одеждой. Поэтому условно их можно сравнить с европейскими сюрко или табардом.

Самурай Курода Кацусиге, изображенный в дзимбаори поверх доспеха. 1571-1520.
Самурай Курода Кацусиге, изображенный в дзимбаори поверх доспеха. 1571-1520.

Но могла ли дзимбаори выглядеть так экзотично, как наряд Ябусиге?

Приведу несколько примеров необычных дзимбаори с перьями. Один, конца XVI века, находится в Британском музее. Воротник — из китайской шелковой саржи. Остальная часть покрыта перьями утки и двух видов японского фазана, наклеенными на пеньку.

Украшенная перьями накидка-дзимбаори сразу привлекла мое внимание в первой серии «Сегуна». В ней Ябусиге, правитель Идзу, въезжает в деревню Адзиро во главе большой свиты.-3

Более роскошный вариант из музея Виктории и Альберта, относится уже к XVIII веку. Эта шелковая дзимбаори украшена павлиньими перьями.

Украшенная перьями накидка-дзимбаори сразу привлекла мое внимание в первой серии «Сегуна». В ней Ябусиге, правитель Идзу, въезжает в деревню Адзиро во главе большой свиты.-4

Конечно, накидка, придуманная художником по костюмам Карлосом Розарио — скорее фантазия по мотивам. По его словам, для этого костюма были использованы лебединые перья, а сам наряд Ябусиге подчеркивает эксцентричный характер этого персонажа, который «немного рок-звезда».

Но дзимбаори действительно могли создаваться из редких и экзотических материалов. Например, сохранился дзимбаори Тоётоми Хидэёси, исторического прототипа покойного регента-тайко из «Сегуна». Он изготовлен из персидской ткани-килим, привезенной из сефевидского Ирана.

Украшенная перьями накидка-дзимбаори сразу привлекла мое внимание в первой серии «Сегуна». В ней Ябусиге, правитель Идзу, въезжает в деревню Адзиро во главе большой свиты.-5

На творческое решение Розарио повлияло и мнение дочери Акиры Куросавы, известной художницы по костюмам. По ее словам, князь-даймё позднего Сэнгоку, выезжая в далекую деревню, нарядился бы максимально пышно и броско, чтобы произвести впечатление на подданных. А по сюжету Ябусиге посещает Адзиро впервые.

Самури особенно почитали синтоистского бога войны Яхату (яп. 八幡神), в буддистской версии — Хатимана. Он покровительствовал самурайским кланам, искусству стрельбы из лука и вообще боевым искусствам. А главное — определял судьбу самурая в бою и провозглашал победу войска. Поэтому Яхата был не просто божеством войны, а именно хранил воинов. Его также стали воспринимать как покровителя Японии, ее народа и императорского дома.

Украшенная перьями накидка-дзимбаори сразу привлекла мое внимание в первой серии «Сегуна». В ней Ябусиге, правитель Идзу, въезжает в деревню Адзиро во главе большой свиты.-6

Интересно, что Яхата-Хатиман считается обожествленным духом пятнадцатого императора Японии, правившего в 270-310 годах, и носившего имя Одзин. В VI веке император Кинмей провозгласил, что ставший божеством Одзин впервые явил себя в землях Уса (современный город Уса в префектуре Оита). Там Хатимана почитали как местного покровителя в составе божественной триады, известной как Хатиман Маки. В Национальном музее Токио сохранилась статуя Яхаты-Хатимана, датируемая 1326 годом (конец периода Камакура).

Кадр из мини-сериала Shōgun (2024).
Кадр из мини-сериала Shōgun (2024).

Возможно, как раз имя Яхаты красуется на спине накидки-дзимбаори князя Ябусиге из сериала «Сегун». Если это так, то подобный выбор покровителя вполне логичен для самурая.

При этом Ябусиге — сложный, многоплановый персонаж. С одной стороны, его образ связан с идеей фатализма, рока, удачи и неотвратимой судьбы. Ябусиге постоянно составляет новые завещания и жаждет интересной, а не заурядной смерти. Но в то же время он не склонен сдаваться, а пытается победить, если только обстоятельства в принципе не выше его возможностей — тогда остается с достоинством принять смерть.

Об этом и других интересных сюжетах и отсылках к истории я подробно рассказываю в разборе первой серии сериала «Сегун»:

Больше текстов про необычные исторические сюжеты, историю и мифологию в кино и сериалах — в моем Telegram-канале Panfilov FM