Найти тему
Grand Inquisitor

Почему Макс Максимов - плохой писатель?

Добрейшего времени суток, читатели. Сегодняшнюю и по совместительству первую статью хочу посветить такому писателю как Макс Максимов и феномену его творчества.

В самом начале оговорюсь, что не являюсь филологом или опытным литературоведом и все сказанной в рамках данной статьи - не более чем субъективное мнение, которое не претендует на истину.

Для начала было бы неплохо прояснить - кто Макс Максимов вообще такой?

В первую очередь Макс Максимов - это видеоблогер и владелец канала, на который подписано более 4-х с половиной миллионов человек, где в основном публикуются видеоролики с подборками приколов и мемов. О содержимом самих видеороликов и их качестве речи идти не будет, здесь мы по несколько иному поводу.

-2

Помимо основной деятельности на ютубе, Максимов пробовал себя и в писательском ремесле. Его первые повести/рассказы были изначально опубликованы в интернете, включая сайт Author.Today, где получили в основном хорошие отзывы.

-3

Чуть позже в издательстве "Эксмо" вышел сборник из 3-х его рассказов под названием "Апокалипсис³". Книга произвела настоящий фурор, разлетелась тиражом более ста тысяч экземпляров и получила еще больше похвалы от популярных книжных блогеров.

Канал "ЛИТ"
Канал "ЛИТ"

Последующие книги автора также обзавелись хорошей репутацией и, можно сказать, повторили успех дебютного сборника. В последствии на многие его работы также вышли обзоры, что лишь подлили масла в огонь растущей популярности Макса как автора.

С этого момента начинается моя история. Огромная шумиха и неимоверное количество восторженных рецензий в интернете привлекли мое внимание и я решил познакомиться с творчеством восходящей звезды отечественной фантастики. Первой книгой, с которой я решил ознакомиться, стал "Светлый человек"

ОСТОРОЖНО - ДАЛЕЕ СПОЙЛЕРЫ!!!

-6

Согласно сюжету, на землю упало семечко инопланетного сорняка, что вскоре разрослось до огромной чащи, где гибнет все живое и проживают монстры. Только люди с синдромом дауна способны пробраться в данную локацию и спасти человечество.

Главный герой, также имеющий данный синдром, вместе с младшей сестрой проживают у отчима, который, мягко говоря, весьма маргинальный тип. В какой-то момент главный герой соглашается принять участие в экспедиции в глубь чащи и таким образом помочь близким.

И первое, на что я хочу обратить внимание, это то, как автор описывает людей с синдромом дауна. Я сам никогда лично с подобными людьми не взаимодействовал, потому буду лишь приводить примеры из книги и факты.

В самом начале мы видим сцену, где у героя не получается зажечь спички.

-7

Но в одной из последующих глав мы уже видим сцену, как наш герой без всяких проблем и трудностей самостоятельно готовит яичницу, макароны, пюре и борщ.

-8

Я один здесь вижу противоречие? Уж извините, но чтобы зажечь спички, нужно произвести куда меньше мелких действий, чем при приготовлении той же яичницы. И я просто не могу поверить, что умея готовить все выше перечисленное из этого списка, человек не способен зажечь спичку.

Помимо этого, у даунов в данной книги не возникает никаких проблем и при применении других предметов. Вот, например, экипировка для походов в чащу:

-9

Тут можно возразить, что на протяжении путешествия путников постоянно консультируют специально обученные координаторы, но ближе к финалу главный герой остается один в лесу без связи с внешним миром, и при этом не испытывает совершенно никаких трудностей ни с применением предметов, ни с ориентацией в пространстве. Вот вам слабо найти нужную дорогу в густом лесу? А даунам в этой книге не слабо!

Также абсолютно все люди с данным синдромом никак не скованы физически. А, для справки, болезни в их случаях далеко не редкость и болезни эти весьма серьезные.

-10

И если продолжать развивать данную тему, то дауны в этой книге на даунов не особо-то и похожи. Это скорее просто дети в телах взрослых. Кроме выше озвученного эпизода со спичками и предшествующей ей сцене в сортире, трудностям их жизни и мировосприятию внимание больше не уделяется. Поэтому слова некоторых рецензентов с ютуба о том, что книга показывает трудности жизни даунов у нас в стране, вызывают у меня лишь недоумение. Тот социальный конфликт, что здесь представлен, присущ абсолютно всем зависимым от опекунов подросткам и ничего уникального не привносит.

Можно задаться весьма логичным вопросом - а зачем автор вообще взялся описывать трудности людей с синдромом дауна, если он этого или не делает или сделать не может? На повествование данное заболевание тоже особо никак не влияет, кроме разве что концовки. Почему в чащу способны ходить лишь люди с этим синдромом - также остается непонятным.

Если смотреть на книгу комплексно, то от недостатка проработки тут страдает большая часть составляющих. Например - главный антагонист - опекун Захар. На протяжении всей книги нам рисуют отчима как абсолютную мразь, которая ни во что не ставит ни собственных приемных детей, ни прочих людей и позволяет себе абсолютно любые выходки: лапает приемную дочь и домогается ее, бесконечно бухает, приводит домой проституток при детях и не платит алименты родной семье. Уточню, что за все время Захар не сделал НИ ОДНОГО хорошего поступка, но тут, внезапно, автор пытается вызвать у читателя к этому мудаку сочувствие:

И я уже молчу о том, что это подано абсолютно в лоб и без какой-либо подводки. Да, несомненно, события очень тяжелые и пережить их очень не просто, но тогда вопрос - если Захару правда так была дорога дочь, тогда зачем он начал бухать и забил на нее? Вы предлагаете мне сочувствовать человеку, который из-за собственной слабости бросил семью c ребенком-инвалидом на произвол судьбы? Уж извините, но это выглядит попросту беспомощно.

Ну и оправдания, конечно, отдельного стоят.

-12

Если же говорить о книге как чисто о приключенческом романе, то тут тоже все не очень хорошо. Помимо не самого оригинального и интересного сюжета, книга бедна также и на язык. Если быть точным - литературной ценности в книге практически нет. По большей части все это походит на черновые наброски, из которых только предстоит сделать хоть что-то осмысленное. Вот, например, как описывает эпизод, где герои прячутся от монстра:

-13

Но больше всего меня возмутила концовка.

В конце главный герой попадает в 4-х мерное измерение и начинает вершить самосуд над человечеством, а именно: убивает преступников, военных, хозяев табачных и алкогольных фабрик и прочих "плохих" людей.

И данный конец мог бы смотреться адекватно. Если бы автор оставил его без излишних комментариев и дал читателю повод поразмыслить над правильностью поступка главного героя, я бы ничего против не имел. Но проблема в том, что через уста других героев автор ОПРАВДЫВАЕТ действия гг и называет массовое истребление людей ПРАВИЛЬНЫМ РЕШЕНИЕМ:

Я просто не хочу верить, что этот детский лепет написал взрослый мужик. И я надеюсь, мне не стоит распинаться, почему достижение мира путем истребления огромной части человечества, мягко говоря, плохая идея.

Если честно - я особо не понимаю, на какую целевую аудиторию эта книга вообще рассчитана? Здравомыслящие люди этот бред даже всерьез воспринимать не будут. Но при этом это явно не детское произведение (Хотя не дай бог читать это ребенку). Автор из всех сил пытает раскрывать остросоциальные проблемы и явно претендует на что-то большое, но на деле все получается очень наивным, скомканным и глупым. Все написанное здесь не то что стыдно, а просто-напросто смешно читать.

И я очень надеюсь, что столь высокий рейтинг у данной книги на сайтах с отзывами - все лишь накрутка.

-15

Но мое знакомство с автором только начиналось. Вторым произведением, что мне довелось у него прочитать, стал роман "На Марс!"

-16

Заранее скажу, что данный роман разительно лучше "Светлого человека", хотя бы потому, что не оправдывает геноцид. Но обо всем подробнее.

В этот раз книга рассказывает о пареньке, что мечтает выкарабкаться из финансовой ямы и запускать в будущем ракеты на Марс. На фоне того, как гг постепенно движется к своей мечте, будет разворачиваться и история самого автора книги, который страдает раздвоением личности.

История гг и его мотивы двигаться навстречу успеху по началу могут показаться любопытными и вызвать интерес касательно дальнейших шагов. Но чем дальше продвигаешься по сюжету, тем больше ощущаешь общую наивность происходящего.

Начал свой путь герой с перепродажи б/у одежды, вроде как даже освоился на этом поприще, но затем, по щелчку пальца автора, уже заседает в одном кабинете с местным Илоном Маском и продумывает детали колонизации Марса. Чем гг привлек Каменева? Только тем, что очень удачно заработал капитал на его акциях? Я уже не спрашиваю, откуда у гг хоть какие-то познания в астро-физике и инженерии появились?

Очень удобно писать о легком успехе, когда твой герой достигает всего лишь по воле сценария. Никаких трудностей, неудач тебя ведь на пути не ждет. Нужно просто поверить в себя и послать родаков куда подальше. Никаких знаний, никаких практических навыков для запуска ракет в космос иметь не нужно. Нужно просто вкладываться в акции и верить в себя!

Данную линию воспринимать всерьез банально не получается. Она, как и начальный монолог гг, является всего-лишь утопической фантазией максималистского подростка, где опущены все неудобные моменты. Воспринимать эту историю даже как просто мотивационную речь не выходит из-за общей неубедительности примеров.

Касательно самой программы колонизации Марса, то тут все еще смешнее. Данный разговор не то что не похож на обсуждение реальных ученых, а напоминает скорее разговор школьников, обменивающихся бредовыми идеями и шуточками. Эти "ученые" как будто даже не понимают той темы, о которой говорят, это что за бред?!

Что же до линии с автором книги? Ну... периодически плохая личность автора пишет всякие хорроры, а потом прибегает обратно хорошая личность и все исправляет. И так всю книгу. Как это влияет на сюжет? Никак, кроме, разве что, концовки.

В итоге получается, что "На Марс!" - это просто подвешенная в воздухе идея (Причем довольно интересная. Не часто встретишь героев, что осознают себя персонажами романа), которая не развивается от слова совсем и глубоко тонет в тонне словесного мусора, бреда и все того же детского лепета.

Единственным светлым пятном на общем фоне является сюжетная линия маленького мальчика. Ее можно похвалить за любопытные стилистические находки и неплохо описанное мировосприятие ребенка. Данная история относительно неплохо смотрелась бы в виде отдельного рассказа, но, к сожалению, ей посчастливилось принять участие в этом балагане.

Но эталоном пустословия и графомании я считаю одну из последних книг Максимова. Ее я прочитал относительно недавно, после того, как вообще вспомнил о данном авторе. Если двум предыдущим книгам еще можно было дать скидку на то, что они одни из первых написанных вообще, то данная вышла не так уж и давно и сам автор считал ее вполне хорошей. И так, дамы и господа, "Инверсия жизни"!

-19

Если честно - я даже и не знаю, с чего начинать рассказ об этом "творении", ибо, кажется, в нем плохо абсолютно все. Для примера, давайте покажу один диалог.

Контекст: Саша - главный герой - типичный гопник; Дарвин - типичный ботаник

После этого еще кто-то будет говорить про проработанность и реализм? Представьте себе, чтобы в жизни забитый ботаник так говорил с хулиганом, да чтобы хоть кто-нибудь вот так говорил.

Ладно, что там по сюжету?..

Главные герои у нас одиннадцатиклассники, действия все разворачиваются в школе. Внезапно, посреди бело-дня, начинается апокалипсис: люди выпрыгивают из окон, солнце и гравитация сходят с ума, вооруженная ножом медсестра нападает на всех и вся. Как вы думаете, что первым делом начнут обсуждать герои, после того как окажутся в безопасном месте?

Закроем глаза на уместность данной болтовни. Меня убивает тот факт, что совершенно очевиднейшие вещи тут подаются как великие открытия. Вот серьезно, кто-то еще, блин, не в курсе, что во вселенной такие законы, просто потому что она так устроена?! Ведь в это вдуматься нужно!

Стоит также обратить внимание, что практически ВСЯ книга состоит из подобной болтовни, включая детективную линию пришельцев.

Учитывая то, что в линии инопланетян нет ВООБЩЕ никакой экспозиции, читать эту бесконечную болтовню становится просто невозможно. Сюжета как такового здесь тоже нет. Просто герои бесконечно обмениваются своими доводами, предположениями и теориями. Напряженный детектив, не правда ли?

Если же говорить про персонажей в отдельности, то сказать о них много не выйдет. Все, кроме главного героя, абсолютный картон, который нужен только для того, чтобы и дальше вести нескончаемые и очень "интересные" лекции о физике. Сам же главный герой...

Быдлан, который ненавидит все и вся. Вечно пристает к своей девушке, а когда получает отказ - ревет и капризничает как ребенок. Один раз вообще изменил ей прямо в подъезде. Виновата по его мнению, естественно, лишь сама девушка.

Но надо же гг как-то сочувствовать. Что же придумать? Пускай он будет из семьи алкашей! Пускай мать украдет у него деньги, девушка откажет ему после очередного домогательства и гг, утопленный в обидах и комплексах, пойдет резать себе вены! Какой проработанный конфликт!

И да, из конфликта матери-алкашки и гг можно было бы сделать интересный конфликт, то там буквально практически ничего нету. Пара карикатурных фраз по типу - "Лучше бы я тебя не рожала" - и все. Чем мне тут проникаться, только самой задумкой? Потому что ни описания эмоций, но нормального описания сцен, ни проработанных характеров здесь нет!

Стоит наверно подвести какой-то итог...

Макс Максимов может и хороший фантазер, признаю. Если рассматривать только лишь задумки его произведений, то они правда могут выглядеть как минимум любопытными. Скажу по секрету - даже отдельно взятые сцены весьма неплохие. Но чтобы найти хоть что-то годное - приходится правда рыться в куче мусора и на очень многие косяки закрывать глаза.

Почему выпускаемые за деньги книги столь низкого качества - я не знаю, не знаю и того, почему находятся люди, которые их высоко оценивают. Мне правда трудно представить человека, искренне любящего литературу и жанр фантастики в частности, который стал бы охотно защищать Максимова.

Все выше озвученные недостатки можно исправить при внимательной проработке сюжета и мира и изучении представленной в романе темы. Было бы желание - был бы результат.

Сейчас же, без обид, все эти три книги напоминают лишь любительские сочинения школьника.

Благодарю за внимание.