Найти тему

Тренды эпохи Великих этнографических открытий

-2

-3

-4

-5

-6

Тренды эпохи Великих этнографических открытий

В последние годы в России растет интерес к Африке, население которой сравнимо с населением Китая или Индии. Геополитические условия вынуждают бизнес и общественные организации смотреть не только на Восток, но и на Юг. Но достаточно ли у нас экспертов, знающих языки, понимающих особенности менталитета и культуры, чтобы грамотно работать с этим регионом?

Об особенностях этнопсихологии, понимание ключевых направлений которой может помочь россиянам избежать ошибок при общении с африканцами из разных стран, редакции «Молекулы» рассказал эксперт в этой сфере – основатель Первой российской школы африканских языков для всех «АфрикаДа», лингвист, регионовед

О школе

Для меня Африка – не экзотика и не дань модному тренду, а глубокий личный интерес. Так вышло, что часть детства я провел в Уганде, Кении и Танзании, регионе, который сами африканцы называют «сердцем Африки». Мой отец – выпускник МГИМО, африканист, журналист-международник. Мама работала переводчиком в Посольстве СССР и, по линии ССОД, преподавала русский язык будущим студентам РУДН.

Идея основать школу африканских языков для всех желающих появилась давно, но условия для ее создания возникли только в последнее время. Работаем с 2022 года на базе Центра образования «Утро». Наша ниша - edutainment (education + entertainment). Взрослым и школьникам мы предлагаем начальную языковую подготовку. Вузам выгодно сотрудничать с нами, поскольку от нас выходят люди мотивированные, уже немного подготовленные, которых не нужно обучать с азов. Таким образом, мы вписываемся в концепцию вертикально-интегрированной подготовки школа-вуз-работодатель.

Пару слов о языковой ситуации на континенте. В Африке тысячи народов и тысячи языков. При выборе языков для преподавания мы руководствовались распространенностью того или иного языка, выгодностью его изучения. Так, например, на суахили говорит примерно столько же человек, сколько и на русском. Не отстает от них и амхарский. Все они являются языками межнационального общения для десятков народов, численность которых быстро увеличивается. Еще мы предлагаем йоруба, игбо, хауса, африкаанс, чви, пиджин инглиш и некоторые другие. Мой любимый африканский язык - крио, младописьменный язык, переживающий период становления. Он никогда не преподавался в учебных заведениях нашей страны. Курс крио – ноу-хау нашей школы. Мы особенно им гордимся.

У нас особым образом выстроен учебный процесс. Занятие ведет носитель языка на английском языке. С ним в паре работает переводчик, регионовед, африканист, который делает образовательный продукт пригодным для российской аудитории, дополняет его комментариями по истории, экономике, географии, психологии народа изучаемого языка.

Главное внимание мы уделяем основам этнопсихологии или национальной психологии, которая является разделом этнографии, изучающей вообще все, что связано с тем или иным народом. Еду, жилище, прически, косметику, одежду, семейные отношения, этикет... Считаем эту часть курса наиболее важной и интересной.

В свое время мне довелось учиться у Алексея Маслова, ныне директора Института стран Азии и Африки МГУ. Алексей Александрович открыл для меня национальную психологию, познакомил с наработками, сделанными для региона конфуцианской культуры. Сегодня наша школа ведет собственные «полевые» исследования. Накопленный опыт мы перекладываем на разные регионы Африки.

 

6 тезисов об этнопсихологии

1

Почему этнопсихология так важна? Потому, что у каждого народа собственная психология. Без ее знания невозможно грамотно выстроить политические, деловые или личные взаимоотношения. Она дает ключи к пониманию народа, помогает достигать цели коммуникации.

2

Этнопсихология генетически закреплена. Поэтому, в какой бы части мира вы ни встретили представителя того или иного этноса, имея ключи к его национальной психологии, всегда сможете договориться.

3

Мы разработали и продолжаем совершенствовать учебный курс, о том, как россиянам избежать ошибок при общении с африканцами из разных стран. Такой же курс мы предлагаем и африканцам, приезжающим в Россию. Оба курса предназначены для представителей бизнеса и тех, кто состоит в межнациональных отношениях или браках.

4

Курс мы начинаем с самых простых ситуаций. Например, вы договорились с вашими будущими африканскими партнерами о встрече и назначили ее на 17:00 часов. Те приехали в 17:58. Возникает конфликт культур. В нашем понимании они сильно опоздали. Это может разозлить российскую сторону. Поставить будущее сотрудничество под сомнение. По африканскому этикету они не опоздали, так как все еще 17:00. Они не поймут вашего раздражения. Российской стороне мы объясняем, что это очень пунктуальные люди и других вряд ли удастся найти. Африканской стороне объясняем, что дело не только в том, что россияне ценят свое время и что ломается дальнейшее расписание, ведь на 18:00 может быть назначена еще одна встреча. Бизнес не бывает без сложностей. И, если вы не можете справиться с такой простой вещью, как прийти в назначенное время, по мнению российской стороны, вы не справитесь и с более сложными ситуациями.

5

Или что касается личных взаимоотношений. В русской культуре совершенно нормально пригласить девушку на прогулку с целью пообщаться, особенно если погода хорошая и вокруг красивая местность. Африканка же решит, что с вами что-то не так. И дело не только в ее глубокой религиозности и воспитании. И не в том, что ее семья не хочет знать о таких событиях в ее личной жизни. Дело в том, что африканцы домоседы и никуда не ходят без конкретной цели. Просто так прогуливаться у них не принято.

 

6

Это все внешняя сторона описанных ситуаций. Далее мы заглядываем глубже, рассматриваем механизмы принятия тех или иных решений. Мы с вами опоздали родиться в эпоху Великих географических открытий. Нам уже не открыть новые континенты и острова. Но, все же, нам повезло. Мы живем в эпоху Великих этнографических открытий. Приглашаем к сотрудничеству всех желающих внести свой вклад в развитие этнопсихологии.

#moleculepress

 #журналмолекула #internationalmolgroup