Личное мнение из прочитанного.
"Без труда не вытащишь и рыбку из пруда". Пословица, но так ли это? Коммунисты часто употребляют понятия : труд, трудящийся, трудовой коллектив - но что за этим стоит? Возьмем труды Маркса и попытаемся понять, что это за категория труд. Если способности средние, читая это у Маркса можно запутаться. Правда, те, кто терпеливее, прочитав, может уяснить следующее:
1. Труд, как категория относится только к людям. Животный мир к этому отношения не имеет. Посему: лошадь, собака, пчела - они не трудятся, марксизма тут нет.
2. Труд, это категория общественная и относится только к обществу, а не к индивидууму.
Рассмотрим это с помощь пословицы с прудом и рыбкой. Ведь рыбак не общество, а индивид. Зададим вопрос : Сколько времени нужно затратить, чтобы поймать рыбку? Я не знаю, да и никто не знает – оно никем не определено – можно ловить час и поймать, можно и целый день. Волнует ли читателя или, более масштабно, общество это хобби какого-то рыбака? Да всем плевать – мается дурью и слава Богу.
Но рыбка поймалась! Что с ней делают – ясен пень – на сковородку жарить и съесть. А читатель, что будет иметь? Ничего и общество ничего, ибо не знает ни рыбака, ни рыбки. Но по факту то, рыбка была и этот продукт, который был потреблен. По Марксу, это и есть продукт, который стоимости не имеет, цены тоже, ибо цена денежное выражение стоимости и, как следствие, - труда нет. Но как же так, рыбак: сидел, работал, затратил время и энергию – а значит он… он только это и сделал, ибо всем до лампочки, что он там, ел, ловил… А Маркс? Ему ,как и всем, - до лампочки, ибо все его термины, по отношению к рыбаку : мудрены, не определены и не применимы.
Но рыбак решил продать пойманную рыбку. Вот тут появляется этот самый Маркс, который говорит рыбаку: "Дружок, это уже не продукт, который ты хотел есть, а товар. А товар имеет стоимость, как следствие - цену, которая определяется общественной необходимостью товара, да и не только ты ловил рыбку и выставлял на продажу, но и другие ТРУДИЛИСЬ.." - откуда труд?
Дело в том, что когда рыбка выставляется на продажу в виде товара она отчуждается от конкретного рыбака – ему она не принадлежит и съесть он ее не может, а становится эта рыбка общественно значимой для общества, создана для общества и общество оценивает затраты на нее поимку. Следовательно, оценка процесса, совершенного между рыбаком и природой оценивается не индивидуумом-рыбаком, а обществом, куда эта рыбка и поставлена в виде товара. Труд - как его определяет К. Маркс, - есть, прежде всего "процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой” и этот процесс оценивает не конкретный человек, а общество и только оно "опосредствует, регулирует и контролирует обмен" . Следовательно, труд понятие общественное и к конкретному человеку не применимо.
К чему это я? А к тому, чтобы повторить, что труд – категория, понятие, оно общественное и к индивидууму отношения не имеет. Ну и следствие? "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда" - ложно, ибо когда рыбку вытащишь, то труда нет, ибо его невозможно оценить и это – продукт, который принадлежит только рыбаку, а когда продаешь эту рыбку, то есть труд, воплощенный в товаре, его можно оценить, но его оценивает общество, а не рыбак.
Если это так, то жить своим трудом индивидууму – невозможно. Вот такой парадокс.
А как все же оценить работу рыбака, который съел свою рыбку? Просто: "Хорошо потопаешь – хорошо полопаешь" - но к старику Марксу не приставайте.