Найти тему
Слово Истины

Служение Духа Святого на страницах Библии

В Ветхом Завете древнееврейское слово руах используется 388 раз и переводится как: «ветер» – 101 раз, «дыхание» – 18 раз, «запах» – 13 раз, «пространство» – 6 раз, «дух человека» – 84 раза, «Дух Божий» – 97 раз, «эмоции» – 11 раз, «ангелы Божьи» – 4 раза, «злые ангелы» – 18 раз, «духовные существа» – 1 раз.

В Новом Завете используется древнегреческое слово пнеума – Дух Святой, Который является Творцом, автором Писания и воздействует на людей.

Особенности действия Духа Святого до дня Пятидесятницы

Его служение не носило всемирный характер. В основном оно было связано с богоизбранным народом и ближайшими народами. Возможно, в дни Ноя Дух Святой и обличил человечество через его проповедь, но в Ветхом Завете никогда не говорится о мировом служении Духа, и только после дня Пятидесятницы служение Святого Духа стало охватывать весь мир: «…и Он, придя, обличит мир…» (Ин. 16:8).

До дня Пятидесятницы Святой Дух пребывал «в» и «на» верующих, но Его действия отличались от действий после дня Пятидесятницы. Во времена Ветхого Завета Дух Святой работал с людьми, но это отличалось от Его работы во времена Нового Завета:

1. Ветхозаветные святые были возрождены, но не имели столь глубоких отношений с Духом, как святые Нового Завета. У нас нет свидетельств Библии, утверждающих, что Дух Святой пребывал на каждом верующем Ветхого Завета, а имеющиеся свидетельства указывают лишь на особых Божьих людей – вождей народа, царей или пророков.

2. В Ветхом Завете Дух Святой мог оставить человека (это происходило и с Саулом, и с Самсоном), в Новом Завете Дух Святой дается навечно и не оставляет верующего никогда. Важно понимать, что Библия не учит, что, когда Дух Святой оставлял верующих Ветхого Завета, это вело к потере спасения. Книга Иова как раз утверждает обратное, показывает, что истинная вера устоит даже в самых тяжелых обстоятельствах. Когда Давид молился: «Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс. 50:13), он имел в виду помазание Духом, Его особое присутствие с царем, дающее возможность мудро руководить народом. Ведь Давид помнил трагический пример Саула, утратившего помазание Духа Божьего.

Можно сделать вывод, что Дух Святой не мог оставить верующих Ветхого Завета на погибель, Он мог оставить царей или судей Ветхого Завета, лишив их помазания – мудрости и благословений в управлении народом Божьим. (Не все помазанные Духом Святым для управления народом были спасены. Если Давид точно был истинно верующим, то в отношении Саула есть большие сомнения.)

3. Ветхозаветную работу Духа Святого можно назвать предварительной, а новозаветную – более полной и завершенной.