В период с начала 2000 г. широкое внимание в общественно-политических кругах России приобрели вопросы, связанные с формированием Национальной идеи нашей страны. В 2014 г. развитию этой темы послужила «Крымская весна». А с началом СВО потребность в создании некой объединяющей идеологической платформы стала более чем актуальной.
Так что же это такое – Национальная идея: лозунг, девиз, слоган? Как считают авторы «Современного философского словаря» под редакцией В.Е. Комарова, «суть национальной идеи состоит в том, как конкретный народ-этнос понимает смысл своего бытия». По мнению Президента России, смысл бытия русского народа состоит в любви к Родине, приоритете общего над частным. «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», – сказал В.В. Путин на встрече в клубе лидеров в 2016 г.
В качестве основных требований к национальной идее ученые, историки, политологи и общественные деятели предъявляют такие:
всеобъемлющее народное понимание, справедливость, постоянство и возможность длительного использования применительно к жизни российского народа. В частности, известный историк, писатель и политолог Н.В. Стариков выделяет следующие критерии: «русская идея должна брать свое начало в истории Русского народа, она не может быть взята извне», «русская идея должна быть направлена в будущее».
Немного истории
В начале XVI века (около 1520г.) монах Фелофей в письме к Великому князю Московскому Василию III сформулировал постулат: «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать». Данная формулировка известна как наиболее древний вариант национальной идеи, поскольку она отвечала присущему на тот момент народному сплочению вокруг князя (царя) и верности вновь создаваемому государству, которое еще толком не оправилось от монголо-татарского ига. Но наиболее важным объединяющим началом данной идеи было единение вокруг православной веры, основанной на Святоотеческом учении – наследии учителей восточной христианской церкви, которое обусловило оригинальные черты русской православной мысли. Развитие этой оригинальности в плане разрешения важнейших духовно-бытийных вопросов было оформлено в решениях Стоглавого собора, состоявшегося в 1551 г. в Успенском соборе Кремля.
Все, казалось бы, хорошо и правильно. Но уже в XVII веке патриарх Никон при полном одобрении царя Алексея Михайловича устроил церковную реформу, в результате которой Святоотеческое учение и сложившийся уклад православной службы подверглись значительной ревизии. Что дальше? А дальше – раскол и гонения на русских людей, не принявших нововведения. Соответственно, ранее признанная национальная идея стала утрачивать свое значение. С другой стороны, XVII век в России ознаменовался изменениями в содержания самой власти: постепенным переходом от сословно-представительной монархии к абсолютной. Потребность в формировании новой идеи стала очевидной.
По прошествии более чем 100 лет, в 1833 году, ее формулирует министр просвещения Российской империи граф Н.С. Уваров. Предложенная им формула «Православие. Самодержавие. Народность» звучит более чем объективно и привлекательно для того времени и, главное, отражает суть сложившихся в стране духовных и общественных отношений.
Однако уже в 1917 г. и эта идея «рассыпалась в прах». Причиной стали внешние, но в большей степени и внутренние факторы, останавливаться на которых не имеет смысла в силу их общеизвестности.
Новая власть, новая идеология и, соответственно, новая национальная, а правильнее сказать, наднациональная идея, записанная на гербе СССР: «Пролетарии всех стран объединяйтесь!». Но общественные ожидания мировой революции в период становления Советской власти довольно скоро и заметно потускнели. Мировая буржуазия оказалась сильнее. Окончательно данная идея утратила свой изначальный смысл в первые месяцы Великой Отечественной войны. Бытовавшие в нашем обществе надежды на то, что немецкий пролетариат вот-вот одумается и «повернет штыки» против нацистской верхушки рейха, оказались глубоким заблуждением.
Тем не менее, полагаясь на всепобеждающее учение марксизма-ленинизма, надпись на гербе менять не стали. В послевоенные годы основной идеей стало построение новой советской общности и формирование образа советского человека – человека труда, строителя коммунизма, свободного от каких-либо расовых, националистических и прочих предрассудков. Суть замысла, если говорить в упрощенно-образной форме, состояла в том, что инженеру, например, из Ташкента его коллега из Саратова, в силу общности профессионального и социального статуса, должен быть духовно ближе, чем его же земляк из какого-нибудь кишлака в Узбекистане. Идея эта была чрезвычайно хороша, поскольку, при сохранении основных этнических черт, формировала устойчивые наднациональные ценности в мировоззрении советских людей.
Несмотря на вполне реальную возможность осуществления, данная идея рухнула вместе с распадом Советского союза. «Национальные рубашки» оказались «ближе к телу» для большинства народов, населявших нашу страну. Далее начинается период безвременья с навязыванием т.н. «западных ценностей» в виде жажды наживы и безудержного потребительства.
А как на западе?
Само начало существования романо-германской и выделившейся из нее впоследствии (V-VI век н.э.) англо-саксонской этнических групп было связано, как правило, с войнами, набегами и иными «разбойными способами» ведения хозяйства. В последующем это приобрело форму колониальных захватов, сопровождавшихся, как правило, бесчеловечным ограблением местного населения. Отсюда и соответствующая идеология, суть которой блестяще изложена в трагедии «Фауст» И.В. Гете:
«В ком больше силы, тот и прав,
Никто не спросит: «Чье богатство?»
«Откуда взято и какой ценой?»
Война, торговля и пиратство -
три вида сущности одной!»
Вот их главная идея! И так продолжалось на протяжении многих веков. Президент России неоднократно указывал, что страны запада более чем 500 лет жили за счет грабежа колоний на юго-востоке, в Африке и Латинской Америке. В 20-м веке, учитывая распад колониальных владений, на первый план выходит политика неоколониализма – более замысловатой формы грабежа, предусматривающая присвоение природных и иных богатств других стран за «фантики» (доллары США). Добавьте к этому бесконечное надувание «спекулятивных пузырей» на фондовых биржах, и картина будет полной. Как поется в известной песенке из кинофильма «Буратино»: «Не прячьте ваши денежки по банкам-сундукам, возьмите ваши денежки, заройте в землю там…».
Здесь важно сделать небольшое отступление. Меня откровенно забавляет, когда в различных СМИ озвучиваются либо цитируются заявления западных (и не западных) политиков. При этом представители руководства России разного уровня неизменно отмечают, что на западе в настоящее время вести переговоры не с кем. А почему не с кем?
Если мы обратимся к работе В.И. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма» (5 его основных признаков), написанной еще в 1916 г., то поймем, что европейский и англо-саксонский капитализм на исходе 20-го века достиг-таки своей высшей стадии. Раздел мира между монополистическими союзами капиталистов состоялся. Все. По факту, в той части света (и не только в той) правит финансовый капитал в виде финансово-промышленных групп и транснациональных корпораций. Для решения задач своего обогащения на политическую авансцену ими выдвигаются клоуны, маразматики, извращенцы и откровенные фрики. Их задача – эпатировать доверчивую публику, вызывать на себя критику, недовольство, оскорбления. Т.е. мы видим перед собой своеобразный театр кукол Карабаса Барабаса, за кулисами которого, в тишине, решаются насущные для «сильных мира сего» вопросы. Так, недавно США в обстановке секретности провели очередные испытания т.н. «климатического оружия», направленные на снижение активности солнца в северной части восточного полушария (т.е. у нас). И много еще чего проводится, делается, испытывается. А для публики разыгрываются спектакли типа глобализма, антиглобализма, пресловутой «зеленой повестки» и «пляски» вокруг «искусственного интеллекта».
Подбором, обучением и воспитанием актеров на роли первого, второго плана и массовки для этого театра кукол («говорящих голов») занимаются различные неправительственные организации: фонды Сороса, Форда, «Дикой природы», агентство США по международному развитию (USAID) и многие другие. Арсенал их средств довольно широк: различные образовательные тренинги и программы, стажировки, гранты и т.д.
Необходимо отметить, что вся эта «камарилья» до недавнего времени глубоко и «бурно» работала в России, откровенно занимаясь вербовкой адептов и т.н. «агентов влияния», для того чтобы переформатировать нашу историческую, духовную и мировоззренческую сущность в угоду интересам вышеуказанных финансовых структур. Отдельные элементы данной работы сохраняются до сих пор.
Важной частью их идейной направленности в плане привлечения финансовых средств в западные банки является провоцирование военных конфликтов по всему миру. Все так, «Война, торговля и пиратство…». И еще одно важное условие: сохранение политического доминирования любой ценой, «…нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал ради прибыли в 300%» (К. Маркс). Как видим, национальная идея «золотого миллиарда» по сути своей остается прежней, но при этом все больше приобретает черты «звериного оскала».
Кроме того, происходящее имеет и глубокий сакральный смысл. Изначально разбойники и грабители прикрывали свои злодеяния необходимостью радения за «христианское ценности». Но по мере того, как Католическая церковь все больше становилась «бутафорской» структурой, реализация «дьявольских» целей мирового капитала приобретала неприкрытую наглядность.
Образ будущего
В сложившихся обстоятельствах необходимость в краткой, ёмкой идеологической трактовке, а главное, наполнении ее соответствующим содержанием, становится более чем очевидной. Важно понимать, что наша страна является самодостаточной страной-цивилизацией, которой не требуется вхождения в какие-либо союзы и образования.
Рискну поспорить с уважаемыми «гуру» от истории и политологии. Полагаю, что в Российской Федерации нет и не может быть идеи узконационального толка. В РФ жизнеспособной может быть только общепризнанная формула бытия, объединяющая народы нашей страны на совершенно ином, наднациональном уровне.
Другим необходимым элементом идеи должна стать возможность
ее своевременной коррекции применительно к складывающимся реалиям жизни нашего общества. Попытки создания некоей долговременной, всеобъемлющей идеологемы, на мой взгляд, бесперспективны.
Недавно на фасаде музея Победы в г. Москве появилась надпись в виде «бегущей строки»: «Россия, Путин, Победа». Если разбирать дословно, то, на мой взгляд, «Россия» здесь обозначает патриотический настрой, близкий большинству нашего общества. «Путин», помимо единения вокруг национального лидера, одновременно носит нарицательное значение и характеризует прогрессивное движение российского народа к новым свершениям во всех сферах жизни. «Победа» - суть военной и политической составляющей нашего бытия. Исходя из складывающихся условий, ее достижение будет носить долговременный характер. Как отметил зам. председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев: «Приоритетом для государства сегодня становятся меры, которые позволяют максимально противодействовать агрессии извне».
В принципе, такая или подобная ей идеологема могла бы стать основной, приемлемой для большинства граждан России идеей существования и дальнейшего развития нашей страны.
раб Божий Вадим