Найти в Дзене
понемногу обо всем

Алексей Владимирович Домбровский. Герой, о котором надо помнить

Алексей Владимирович Домбровский - флотоводец и литератор Хочется рассказать о почти забытых героях — людях из прошлого, которые в свое время много сделали для России. Я говорю об Алексее Владимировиче Домбровском. Это незаурядная личность — литератор, флотоводец, ученый педагог , живший на границе эпох. Вместе с Отечеством он испытал взлеты и падения. Его жизнь настолько была динамична, драматична и так разнообразна, что она может быть как предметом научных исследований и монографий, так и прообразом для главного героя историко-приключенческого романа или кинофильма. Родился Алексей Владимирович 7/19 января 1882 года в Рыльске в семье мелкопоместного потомственного дворянина.Согласно данным рыльского журналиста Н.Н. Форостиного, отец нашего земляка -Владимир Романович - был преподавателем и инспектором Рыльской прогимназии, мать - Александра Афанасьевна - была «народной учительницей»

Алексей Владимирович Домбровский - флотоводец и литератор

Хочется рассказать о почти забытых героях — людях из прошлого, которые в свое время много сделали для России. Я говорю об Алексее Владимировиче Домбровском. Это незаурядная личность — литератор, флотоводец, ученый педагог , живший на границе эпох. Вместе с Отечеством он испытал взлеты и падения.

Его жизнь настолько была динамична, драматична и так разнообразна, что она может быть как предметом научных исследований и монографий, так и прообразом для главного героя историко-приключенческого романа или кинофильма. Родился Алексей Владимирович 7/19 января 1882 года в Рыльске в семье мелкопоместного потомственного дворянина.Согласно данным рыльского журналиста Н.Н. Форостиного, отец нашего земляка -Владимир Романович - был преподавателем и инспектором Рыльской прогимназии, мать - Александра Афанасьевна - была «народной учительницей» . Семья их была дружной и многодетной- в семье было 11 детей.- семь сыновей и четыре дочери. Причем все 11 окончили школу с золотыми медалями .Крещен Алексей был в Вознесенской церкви Рыльска по православному обряду.

Первоначальное образование Алеша Домбровский получил также в Рыльске. Домбровский, по свидетельству исследователей, свободно владел несколькими иностранными языками, в том числе английским и французским . Он поступил в столичный Санкт-Петербургский Морской корпус и в 1901 году окончил его.

По выпуску из корпуса мичман А.В. Домбровский получил назначение в гидрографическую партию Балтийского моря.

В следующем году на миноносце «Грозовой» он совершил переход через три океана на Дальний Восток, где в Порт-Артуре корабль вошёл в состав Тихоокеанской эскадры. Вскоре А.В. Домбровский стал младшим штурманским офицером на броненосном крейсере 1 ранга «Россия», который входил в Отдельный отряд крейсеров эскадры Тихого океана, базировавшийся во Владивостоке. В этой должности его и застала начавшаяся в ночь на 27 января 1904 года Русско-японская война, в первом периоде которой владивостокский отряд крейсеров принимал самое активное участие, действуя на морских сообщениях неприятеля. Крейсера не застаивались в бухте Золотой Рог, раз за разом выходя в море на операции у восточного побережья Кореи, Корейского пролива, северо-восточных и южных берегов Японии

В этих операциях сполна проявились отвага и отменные боевые качества молодого офицера. В одном из таких походов, 13 апреля 1904 года, когда наши крейсера шли к Сангарскому проливу, они перехватили японский военный транспорт «Кинсю-Мару» с ротой солдат на борту. С командой на вражеский транспорт высадился мичман Домбровский. Противник оказал сопротивление, открыв стрельбу.

Транспорт был потоплен торпедой с «России», а его команда и находившийся на борту десант (всего около 200 человек) взяты в плен.

«За отличную распорядительность и храбрость, проявленные во время крейсерства в Японском море и при захвате японского военного транспорта “Кинсю-Мару”, младший штурман «России» А.В. Домбровский 30 мая 1904 года был награждён орденом Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом.

Особенно отличился Алексей Владимирович в сражении русских крейсеров с японской эскадрой вице-адмирала Камимуры у Корейского пролива 1 августа 1904 года. В этом бою ощутимый урон противнику нанесла артиллерия, которой он командовал. С самого начала боя ему пришлось действовать самостоятельно: боевые циферблаты пульта управления артиллерийским огнём (ПУАО) с их разбивкой до 40 кабельтовых оказались бесполезными — бой вёлся на дистанции порядка 50 кабельтовых и выше, а ближайшая дальномерная станция — матросы-дальномерщики с микрометрами Люжоля-Мякишева — была выведена из строя. Расстояние определяли пристрелкой, и весь бой 152-мм и 203-мм орудия Домбровского вели меткий огонь, иногда сразу на оба борта. Всем на «России» запомнился вызвавший дружное «ура» команды пожар на флагманском броненосном японском крейсере «Идзумо» — это был снаряд из правой кормовой восьмидюймовки. Взрывы наблюдались и у башен неприятельских крейсеров. Несколько раз раненный (в том числе тяжело), но не покидавший своего поста мичман А.В. Домбровский лишь на четвёртом часу боя, уже теряя силы, сдал командование плутонгом подоспевшему мичману князю А.А. Щербатову

За время этого морского сражения Алексей Владимирович получил 13 лёгких ранений и одно тяжёлое. 15 сентября 1904 года он был уволен по определению комиссии врачей в отпуск на 4 месяца «для лечения болезней, от ран происходящих», и мог проходить реабилитацию как империи, так и за границей с сохранением содержания. После выздоровления он вновь вернулся к месту службы во Владивосток. За подвиг, совершённый в бою 1 августа 1904 года, спустя два месяца (27 сентября) мичман А.В. Домбровский был досрочно произведён в лейтенанты .

С окончанием войны владивостокские крейсера 11 ноября 1905 года вышли из залива Де-Кастри на Балтику по маршруту: Нагасаки — Гонконг — Сингапур — Коломбо — Джибути — Порт-Саид — Алжир — Шербур — Либава, куда прибыли 26 марта 1906 года. На «России» возвратился на Балтику и Домбровский. По возвращении корабль встал в длительный ремонт, а Алексей Владимирович получил назначение в минную дивизию.

Поражение в Русско-японской войне выявило отсталость России в военной организации, особенно флотской. Требовались реформы . Поэтому в том же 1906 году А.В. Домбровский вступил в Петербургский военно-морской кружок, объединивший офицеров — участников войны. Вначале он был действительным членом, а в 1907 году вошёл в число членов-учредителей кружка. Его заслуги признало царское правительство, и «за отличие в морских сражениях» 6 мая 1907 года он был награждён орденом Св. Анны 3-й степени.

После войны, Алексей Владимирович ряды военно-морского флота России не покинул, как сделали многие офицеры, а продолжил службу. А.С Новикой-Прибой в своем романе «Цусима» писал о том, что многие офицеры были деморализованы «Произошел раскол и среди пленных офицеров, - пишет он, - еще до объявления в России свобод, непосредственно после Цусимы... некоторые из них стали революционерами». Кстати, Новиков-Прибой не только хорошо знал А.В. Домбровского, но консультировался с ним во время работы над романом.

Окончив в 1908 году Минный офицерский класс и получив квалификацию минного офицера 1 разряда, А.В. Домбровский стал минным специалистом и преподавателем гардемаринского отряда, совершавшего ежегодные плавания в Средиземное море. На крейсере «Богатырь» он последовательно замещал должности младшего, старшего и флагманского минёра. В том же 1908 году «Богатырь» в составе небольшого отряда Балтийского флота отправился в плавание к берегам Южной Италии. Там в декабре вместе с другими русскими моряками минёр-лейтенант участвовал в спасении жителей Мессины (о. Сицилия) после страшного землетрясения, унёсшего около 80 тыс. жизней. За этот подвиг в 1911 году итальянское правительство наградило его специальной серебряной медалью.

В том же 1911 году правительство Черногории пожаловало лейтенанта А.В. Домбровского в числе других русских офицеров орденом князя Даниила 4-й степени и медалью «За храбрость» за кампанию 1910 года, когда наши корабли под флагом контр-адмирала Н.С. Маньковского с достоинством отстояли честь Андреевского флага при стоянке в австрийской военно-морской базе Фиуме.

В 1909—1910 гг. лейтенант А.В. Домбровский служил в должности минного офицера штаба начальника Морских сил Балтийского моря (МСБМ). 18 апреля 1910 года он был произведён в чин старшего лейтенанта. В 1910—1911 гг. служил на посыльном судне «Алмаз» в должности старшего офицера, которая давала ему возможность получить необходимый ценз перед допуском к самостоятельному командованию кораблём. В 1913 году Алексей Владимирович окончил военно-морской отдел Николаевской морской академии и 14 апреля получил чин капитана 2 ранга. А 6 декабря 1913 года он был награждён орденом Св. Станислава 2-й степени.

К этому периоду относятся воспоминания заслуженного учёного и педагога, представителя знаменитой флотской династии капитана 1 ранга А.П. Белоброва: «На “Цесаревиче” плавал представитель Штаба Флота — заведующий корабельными гардемаринами на флоте капитан 2 ранга Алексей Владимирович Домбровский… Это был очень милый человек, и я с ним много впоследствии встречался». .

Алексей Владимирович принадлежал к той категории русского офицерства, которые остро переживали за поражение России в войне с Японией. И за последующее заключение унизительного мирного договора, «оторвавшего» от страны половину острова Сахалина, Курильские острова, не говоря уже о Порт-Артуре и прочих Дальневосточных владениях и базах. К слову сказать, к заключению такого обременительного договора с Японией приложили руку «друзья» России из ряда стран Западной Европы.

Его душевная боль, его переживания и страдания за отечественный флот и само Отечество выплеснулись на страницы небольшой по объему - всего сорок страниц - книжки, получившей в 1914 году (сразу же после выхода в свет) престижную премию имени графа С.А. Строганова.Название книжки «Русские моряки в Мессине в 1908 году».

Прямо с первых строк читаем: «Окончилась Японская война. В поруганной, униженной России, пережившей вслед за военным разгромом муки революционного угара, жизнь начинала входить в свою обычную колею. Последние отголоски несчастной войны, - суды над Стесселем и Небогатовым, - еще раз всколыхнули народ русский, еще раз заставили перечувствовать позор бесславных поражений и сознание бессилия перед торжествующим врагом. Но миновали и суды, - замолкли речи защитников и прокуроров, - и, казалось, о войне начали позабывать.

Это только казалось. В душе каждого русского человека, при одном воспоминании о наших несчастиях, поднималось чувство горечи и обиды. Хотелось сорвать на ком-нибудь сердце, хотелось найти виновного, чтобы заставить его дать ответ - за что и почему мы унижены, за что мы теряли своих сыновей, отцов и братьев, за что мы, прежде такие сильные, должны заискивать у своих соседей, трепетавших в былое время от одного нашего слова, за что, наконец, мы несли тягостное бремя расходов на военные силы, так бесславно проигравши войну. Но виновных найти было не легко - все оказались так или иначе причастны к общему бедствию.

А сердце кипело и искало».

В этом произведение отразилась как гордость, так и грусть за судьбу российского флота..

«Репутация русских моряков поднялась на огромную высоту, - пишет А.В. Домбровский, подводя итог деятельности российских моряков во время спасательной операции. - Спасенные, да и другие оставшиеся в живых жители Мессины, иначе не называли их, как «наши спасители», «герои русские» и тому подобное». Домбровский пишет, как восхищалась русскими итальянская пресса, как благодарили за спасение

...Отозвалось и русское общество массой телеграмм писем и адресов. На одном из них кто-то написал: «Мессина заставит позабыть Цусиму». Это, конечно, преувеличение, но по справедливости нужно признать, что в Мессине русскими моряками было проявлено столько мужества и величия души, как редко где можно указать, даже в историях знаменитых войн. Мессина - это, прежде всего, мирная победа русского флота над русским же обществом и победа тем более важная, что она является первой после непрерывной цепи поражений».

Если же брать не только эмоциональную сторону очерка, но и художественную, то необходимо отметить динамизм повествования, сочность, живость и богатство языка; умение автора не только описать действия, но и дать прекрасные пейзажи Мессины до землетрясения и передать весь ужас состояния разрушенного города после землетрясения. А еще глубокая детализация происходящего, которая к тому же не «засоряет» сюжет, а делает его ярче, нагляднее.

Приведем всего лишь один пример: «Порт Августа лежит почти на полдороге между Катанией и Сиракузами, это - маленький живописный уголок Сицилии. Старинный городок раскинулся на мысу, и сероватые домики его, сливаясь со скалистым берегом, похожи на груду камней. Сейчас же у берега поднимаются холмы, как ковром покрытые зелено-оранжевыми мандариновыми рощами и виноградниками, а дальше высится красавица Этна с раскиданными по ее склонам беленькими на зеленом фоне деревушками, забравшимися чуть ли не к самым снегам ее вершины. Все кругом дышит миром, спокойствием, и ничто, кажется, не в состоянии этот мир нарушить».

Алексей Владимирович продолжил учёбу. В 1914 году он окончил дополнительный курс Николаевской морской академии, что давало ему возможность занять высокие должности в Российском Императорском флоте (РИФ).

В начале Первой мировой войны капитан 2 ранга А.В. Домбровский находился на Балтике, где служил в специальном соединении — минной дивизии флота. Участвовал в морских сражениях с немцами. За умелые действия по постановке заградительных минных полей за ним прочно закрепилось уважительное прозвище «главного минёра Балтики». Он не только сражался, но и занимался изобретательской деятельностью, усовершенствуя военные приборы и технические средства, а ещё писал статьи и специальные труды о флоте, которые печатали в «Морском сборнике» и других изданиях. Вскоре ему доверили первый боевой корабль

Революционные события 1917 года А.В. Домбровский встретил спокойно. Для него не прошли бесследно уроки Русско-японской войны, до предела обнажившей все язвы царского правления. Да и Первая мировая война не способствовала укреплению подданнических чувств Алексея Владимировича к царскому режиму. Будучи человеком высокообразованным, интеллигентным и прогрессивным, на всех кораблях, на которых ему доводилось служить, он пользовался уважением не только среди офицерского состава, но и среди простых матросов. Он любил море и свою работу.

А.В. Домбровский получает звание капитан первого ранга и несет службу на линкорне «Полтава». Ему исполнилось 36 лет. Он уже имеет множество правительственных наград , в том числе Золотое оружие. Немного позже матросы его корабля делегировали его в Комиссию по демократизации флота и в руководство Балтийского флота и Военно морских сил Советской России. Работая там, Алексей Владимирович Домбровский принимает участие в составлении Корабельного Устава. К этому времени Домбровский был военмором.

Обстановка сложилась сложная. Финляндия объявила о своей независимости. Балтийскому флоту грозил захват немецкими и финскими войсками. И Советское правительство, не смотря на сложные условия, принимает решение о выводе всех судов флота -236 единиц из Таллина, Хельсинки,Випури и Корки и передислокации в Кронштадт.Операция получила название Ледового похода, который продолжался с 17 февраля по 2 марта 1918 года.

Алексей Владимирович участвовал в выводе кораблей из Гельсингфорса. Благодаря прекрасному знанию района боевых действий, расположению минных полей, Домбровский с честью справляется с этим заданием. Ни один из боевых кораблей и вспомогательных судов не потерян. Поэтому уже в июле 1918 года он назначается начальником 1-ой бригады линкоров Балтийского флота, куда входили корабли «Полтава», «Петропавловск», «Севастополь», «Гангут».

Линкор - линейный корабль - это основная ударная сила флота. Это от 70 до 150 орудий различного калибра, это экипаж от 1500 до 2800 человек. А в условиях начавшейся Гражданской войны и интервенции даже один линкор — немалая сила. Что же тогда говорить о бригаде линкоров?!.

Но военная карьера красного военмора Домбровского на этом не заканчивается. Она только начинает набирать обороты. С февраля 1919 года он - начальник штаба Балтийского флота. Участвует в отражении наступления войск Юденича на Петроград. К прежним боевым наградам А.В. Домбровского добавилась новая - именные часы, которыми его за умелое руководство войсками наградил Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

Приказом № 190 Реввоенсовета республики от 24.04. 1920 года Алесей Владимирович Домбровский назначается начальником Морских сил Черного и Азовского морей. Ему же подчиняется и Усть-Донская военная флотилия.

За умелое руководство военно-морскими силами в борьбе с Врангелем командующий Южным фронтом М.В. Фрунзе лично объявляет Добровскому благодарность.

После окончания Гражданской войны, в период с 1921 по 1925 годы А.В. Домбровский находится сначала на должности помощника начальника, а затем и начальника штаба Морских сил Рабоче- Крестьянского Красного Флота республики.

С 1925 по 1926 годы он - на должности помощника начальника Специальных курсов усовершенствования командного состава флота. А с 1926 по 1928 годы - помощник начальника Военно-Морской академии.

В эти периоды он, кроме исполнения руководящих функций, занимался еще и преподавательской деятельностью, а также продолжал писать работы, посвященные военно-морскому флоту России, которые печатает в журналах «Красный флот», «Военная экспедиция», «Военная энциклопедия» и в других изданиях.

После увольнения из Вооруженных сил СССР «по состоянию здоровья» в звании «флагмана второго ранга», что равнозначно званию «контр-адмирала», Алексей Владимирович на «гражданке» долго не сидит и устраивается работать в Ленинградский электротехнических институт имени В.И. Ленина. Здесь мы его видим в качестве профессора и начальника кафедры тактико технических наук военно-морского факультета.

И снова его преподавательская деятельность тесно связана с публикациями научных работ о флоте. Таким образом, Алексей Владимирович, пусть и не в художественном плане, а только в научно-публистическом, но продолжил литературно-писательскую деятельность.

3 марта 1938 года он был арестован органами НКВД, почти два года провёл в следственном изоляторе. 19 февраля 1940 года был осуждён решением Особого совещания при наркоме НКВД «как активный участник контрреволюционной организации, работавшей в пользу Германии» к 5 годам ссылки. Наказание отбывал в Якутии. Откуда по истечении срока наказания в марте 1943 года (были зачтены годы ареста и нахождения под следствием) через некоторое время прибыл в только что освобождённый от фашистов Курск. И вместе со всеми курянами принимал участие в восстановлении города

В то время известному советскому флотоводцу был 61 год. Тяжёлая военная служба, годы заключения и ссылки, конечно, сказались на его здоровье, но тем не менее, по отзывам окружающих, он «по-прежнему был добр, обладал весёлым нравом, отличался блистательным образованием, необычайной работоспособностью.

В Курске, как вспоминает еще один известный земляк курян - архитектор С.И. Федоров, лично знавший А.В. Домбровского, последний жил в маленькой квартирке на улице Семеновской . Стены квартиры Домбровского были украшены картинами военных кораблей, что прямо указывало на его бесконечную любовь к Военно-Морскому флоту Российской империи и СССР. Федоров также сообщает о веселом нраве Домбровского, его блистательном образовании (владел пятью иностранными языками) и необычайной работоспособности.

С 1943 по 1948 годы Алексей Владимирович Домбровский работал в архитектурно-планировочном отделе курского «Облсельхозпроекта». Трудился над планированием и разработкой инженерно-восстановительных работ разрушенных военным лихолетьем районных центром Курской области и Центрального Черноземья, в том числе Понырей, Иванино, Тербуны.

Привыкший все делать основательно, Алексей Владимирович и во время планирования восстановительных работ, выезжал в те населенные пункты «для личной рекогносцировки» объектов, чтобы все чертежи и планы точно привязать к местности. Не исключено, что во время таких поездок он побывал и у себя на родине, в Рыльске...

Несмотря на загруженность, так сказать, «основной работой», он находит время читать курс лекций по истории российского и советского флота в Курском педагогическом институте.

В 1948 году Алексей Владимирович Домбровский добивается от властей разрешения на переезд в Ленинград. Там, в возрасте 64 лет, находит в себе силы вернуться на преподавательскую работу в Электротехнический институт. Но поработать долго не успевает. 22 апреля 1852 года не стало замечательного человека - литератора, флотоводца, военачальника, педагога, ученого, а еще - человека, беззаветно любящего свое Отечество. Похоронен Алексей Владимирович на Богословском кладбище. На его могиле установлен небольшой обелиск. За могилой и обелиском в советское время ухаживали слушатели Военно-Морской академии.

Решением Военного трибунала Ленинградского военного округа от 13 октября 1958 года уголовное дело по обвинению А.В. Домбровского было пересмотрено. Незаконное постановление от 19 февраля 1940 г. о его виновности было отменено и само дело прекращено «за отсутствием состава преступления». Контр-адмирал А.В. Домбровский был полностью реабилитирован.

К чести курян и рылян, имя А.В. Домбровского на его малой родине не забыто. В городе Рыльске одна из улиц носит его имя; в Рыльском краеведческом музее имеется постоянная экспозиция, посвященная ему. Выше мы уже отмечали, что на фасаде школы №1 есть мемориальная доска. Подобная мемориальная доска, изготовленная из розового мрамора, находится и в Курске. Укреплена она на стене дома № 6 по Красной Площади - самый центр города. Надпись на ней гласит: «В этом здании в 1943 -1948 гг. работал А.В. Домбровский (1882-1952), выдающийся деятель ВМФ России, активный участник Русско-японской войны 1904-1905 гг., кавалер именного золотого оружия, начальник Морских сил Черного и Азовского морей 1920 г.».

Алексей Владимирович Домбровский был женат. Жена пережила его на десять лет.