В европейском искусстве было принято идеализировать войну и воспевать героев. Пока Франциско Гойя не распахнул закрытую дверь и не пригласил зрителя посмотреть на военную резню. Готовы заглянуть в бездну человеческой жестокости?
Гойя эту бездну увидел собственными глазами – «вдохновили» художника испано-французская война, а после инквизиция и пытки от вернувшегося к власти Фердинанда VII.
В результате мастер мрака написал целый цикл офортов (графика через печать на металле) «Бедствия войны» – 82 чёрно-белых гравюр, полных ужаса. «Бедствия войны» были слишком вызывающими, слишком честными и критикующими. Поэтому впервые серию опубликовали только спустя 35 лет.
Гойя уже создавал мрачные гравюры до этого, серия «Капричос» наполнена вымышленной нечистью. Однако в «Бедствиях войны» чудовища выбрались в реальность и приняли облик людей.
Война как она есть. Груды трупов, казни, пытки и изнасилования. Бойня и голод – все на чудовищных офортах Гойи. Иногда художник подписывает листы «Я видел его!» или «Невозможно видеть это!», как будто делится своим горем со зрителями.
Мрачное зрелище. Нет войне.