Как известно 3 ноября 2023 года вышел в свет Приказ Минсельхоза №832 "Об утверждении Ветеринарных правил маркирования и учета животных". Согласно пункту 12 пчелы также подлежат групповому учету путем маркировки улья. Приказ уже вступил в действие с 1 марта 2024 года, но пчеловодам дали полтора года – обязательная маркировка вступает в действие с 1 сентября 2025 года. Попробуем разобраться, что это, чем это грозит пчеловодам и как с этим жить.
Слухи о том, что маркировка пчел будет введена, ходят уже давно, а проект приказа с пунктом о маркировке пчел появился еще в начале прошлого года, что вызвало бурные обсуждения и споры между пчеловодами и представителями минсельхозов и ветслужб. В итоге доводы пчеловодов так никто и не услышал и к пчелам решили применять групповую маркировку, как, например к птице или рыбе.
Групповая маркировка – это маркировка, которая наносится на помещение, в котором содержатся животные и они, в свою очередь для ветеринарной службы считаются промаркированными. В случае пчелиных семей маркировке подлежит улей, который согласно Приказа должен быть промаркирован в течение 14-ти дней после заселения, а в случае импорта – в течении 14-ти дней со дня ввоза. Учет животных ведется в системе «Хорриот» — компоненте Федеральной государственной информационной системы (ФГИС) в области ветеринарии, а табличка с маркировкой должна быть закреплена на улье, хорошо быть видна с расстояния 3 метра и содержать УНСМ или уникальный номер данной группы животных и гиперссылку для прямого доступа к нему в ФГИС.
Откуда растут ноги. Пчеловодство в России, да и не только – огромная серая зона для государства, из которой пчеловоды по тем или иным причинам не торопятся выходить. Прежде всего – это экономические причины. Пчеловодство считается не очень маржинальным бизнесом, хотя рынок продуктов пчеловодства оценивается в России в сумму порядка 38 млрд рублей в год. Объемы производства меда в России по официальной статистике Росстата составляют примерно в 66–68 тыс. тонн ежегодно. Точных данных никто не знает, а количество фальсифицированного меда на прилавках магазинов оценивается в пределах 30–70% в зависимости от региона России. Это очень большие цифры. «Лидером» по подделке меда негласно считается Воронежская область. Недаром она попала в тройку лидеров по производству меда в 2022 году, обогнав по количеству произведённого меда Республику Татарстан и Краснодарский край. Это при том, что в области официально зарегистрировано чуть менее 900 пчеловодов, а в Татарстане и Краснодарском крае почти 11,5 тысяч и около 2,1 тысяч пчеловодов соответственно.
С другой стороны, пчеловоды противятся любому контролю, потому что боятся, если ветеринарная служба найдет какую-либо болезнь у одной семьи, то под карантин попадет вся пасека и пчеловод останется без дохода.
Основная суть маркировки животных – это контроль за перемещением животных с целью профилактики и предотвращения распространения болезней животных, а также прослеживаемость продукции животноводства от поля до прилавка магазина и стола потребителя. И роль государства заключается в том, чтобы с помощью маркировки максимально оградить потребителей от некачественной или зараженной продукции животноводства. Так как пчелы тоже попадают под животноводство, на них по факту и распространили эти правила, особо не вникая в подробности.
Только совсем недавно появились поправки к закону 490-ФЗ "О пчеловодстве в Российской Федерации" (вступят в действие с 1 сентября 2024 года) уточняющие некоторые термины, например теперь есть поправка, согласно которой продукция пчеловодства (мед, воск и другие) определяется не только Общероссийским классификатором продукции, но и «техническими регламентами и документами по стандартизации». Согласно поправкам, в законе о пчеловодстве появилась новая статья «Обеспечение качества и безопасности продукции пчеловодства». «Обеспечение качества и безопасности продукции пчеловодства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и актами, составляющими право Евразийского экономического союза», – говорится в данной статье.
Эти поправки появилась в том числе благодаря усилиям Союза промышленных пчеловодов России (СППР), который объединяет пчеловодов-промышленников из почти пятидесяти регионов России и активно содействует пчеловодам в решении их проблем. В том числе СППР активно работает над поправками в Закон о пчеловодстве касающимися регулирования порядка действий при отравлении пчел пестицидами и активно взаимодействует с Минсельхозом касательно изменений правил маркировки пчел.
К сожалению, на коллективное письмо Министру сельского хозяйства о введении моратория на маркировку пчел, поддержанное не только членами СППР но и другими общественными организациями, получен ответ о том, что обязательная маркировка начинает действовать с 1 сентября 2025 года и это по сути является мораторием на полтора года. И доводы о том, что ветеринарные службы не готовы к маркированию каждого улья, а маркировать нужно не каждый улей, а пасеку целиком пока не привели к успеху. На многих собраниях пчеловодов, в том числе с приглашением высших должностных лиц по животноводству и ветеринарии, этим представителям неоднократно заявлялось, что если брать за единицу маркировки улей, то в нем за сезон может поменяться не одна семья и что если действительно целью маркировки является обеспечение продуктовой безопасности, то необходимо маркировать пасеку, так как мед и продукты пчеловодства собираются со всех ульев вместе и смысла в маркировке каждого улья, как помещения для пчелиной семьи просто нет.
Радует то, что представители Минсельхоза не уходят от общения, но огорчает то, что общение пчеловодов и представителей ведомства пока не приводит к результату, хотя есть и локальные успехи. Законодательные органы Тюменской и Костромской областных дум активно сотрудничают с пчеловодами и регулярно выносят законодательные инициативы, направленные на облегчение работы пчеловодов.
Еще одно нововведение, которое рассматривается в Россельхознадзоре – объединение в 2024 году баз Меркурия (системы, предназначенной для сертификации и обеспечения прослеживаемости продуктов подлежащих ветеринарному контролю) и компонента ФГИС ВетИС Хорриот (в котором регистрируется ветеринарная маркировка животных). Это позволит получать данные о количестве сельскохозяйственных животных, объеме производимой продукции и дальнейшей реализации этой продукции. Планируется, что после такого объединения систем невозможно будет продавать продукцию, зарегистрированную только в Меркурии без сопоставления этих данных с данными о животных в базе Хорриота.
Большинству пчеловодов, кто продает свою продукцию частным образом, это нововведение ничем не грозит, но промышленникам, продающим, в основном мед оптовыми партиями крупным переработчикам уже придется выходить из тени и регистрировать реальное количество пчелосемей на пасеке чтобы официально продать больше меда. С другой стороны, это должно уменьшить количество фальсификата, так как понятно, что несколько тысяч пчелосемей в Воронежской области не могут производить больше меда, чем двести с лишним тысяч пчелосемей Татарстана.
Со штрафами за неисполнение Правил маркировки правоприменительная практика пока не сложилась, но по мнению юристов может быть применено несколько статей КоАП РФ: 10.6, 15.12, 15.12.1 и 19.5. Сумма штрафа по ним может составить от 500 рублей до 1 млн рублей. Скорее всего самые жесткие статьи применяться не будут, но в любом случае это открывает очередную «кормушку» для недобросовестных сотрудников контролирующих органов на местах.
Конечно, действуя только кнутом государство будет испытывать трудности с выводом пчеловодства из серой зоны и это может занять многие годы. Поэтому пчеловодам конечно же хочется получать от государства и «пряники» в виде субсидий на покупку оборудования и расширение пасек или в виде льгот, например зарегистрированным в реестрах пчеловодам.
Мы наблюдаем за развитием событий, но от нового министра сельского хозяйства Оксаны Лут вряд ли стоит ожидать движения в сторону пчеловодов. Она экономист и на одном из круглых столов с пчеловодами дала ясно понять, что полноценные меры поддержки возможны только для юридических лиц, а как известно, в России доля личных подсобных хозяйств (ЛПХ), занятых в пчеловодстве – 94%.
Пользуясь случаем, хотим напомнить о том что датчики Системы комплексного мониторинга состояния пчелиных семей Апипульс уже содержат QR коды, которые служат для быстрого просмотра данных из каждого контурного улья, но могут использоваться и как маркировка 😊
Подробнее с системой Апипульс можно ознакомиться на нашем сайте по ссылке https://apipulse.ru
Купить готовые комплекты системы Апипульс https://apipulse.ru/catalog