Найти тему
ПСИХОЛОГИЯ БЕЗ ГРАНИЦ

КТО КОМУ ЧТО ДОЛЖЕН

Наталья Калинина – аспирант 2015г. (Медицинская психология), педагог-психолог, судебный эксперт
Наталья Калинина – аспирант 2015г. (Медицинская психология), педагог-психолог, судебный эксперт

При разборе различных ситуаций нередко встречаюсь с понятием «должен», «обязана» и т.д. Причем, в подобные рассуждения пускаются люди разных возрастных категорий от подростков до старичков.

ТОЧКА РАЗДОРА

Как правило, люди могут перечислить обязанности своего оппонента с большей легкостью, чем свои. В тоже время, мало кто задумывается о том, что каких - либо общих правил или норм нет ни в одном обществе, пожалуй, за исключением религиозных заветов или догм, но и те дают лишь некоторые ориентиры, позволяющие регулировать отношения между людьми. В целом можно сказать об индивидуальности взглядов на обозначенный вопрос.

ЧТО ДОЛЖЕН МУЖЧИНА

Это одна из любимых тем обсуждаемая женщинами. Здесь встречаем «познания» дам начинающиеся со времен их детства – это пример отца, брата, соседей, подруг, да и собственное авторитетное мнение.

ЧТО ДОЛЖНА ЖЕНЩИНА

Следует заметить о том, что и мужчины не отстают в своих ожиданиях в вопросах женских обязанностей. Слушая отдельные рассуждения иногда получаешь впечатление будто бы речь идет о героине сказки Марье – искуснице, где говорится: «Взмахнет Марья-искусница правой рукой - стол разными яствами накрыт, взмахнет левой рукой и великолепный ковер соткан, а сама она прекрасна красотой своей и лаской» и т.д.

ОТКУДА ТАКИЕ ОЖИДАНИЯ

Первичные представления об отношениях мужчины и женщины человек получает, прежде всего, в родительской семье. Хотим мы того или нет, но первый опыт отношений и семейного уклада будет скопирован из детства. Человек неосознанно воспроизводит модель родительского поведения до тех пор, пока, не получает внутренний или внешний конфликт в результате, которого способен прийти к ощущению дискомфорта от исполнения «чужой роли».

ПОЧЕМУ ТАК?

Казалось бы, сама природа человека оказывает помощь передавая опыт наших предков, к тому же, полученная генетическая наследственность позволяет естественным образом его реализовать в ходе своей жизни. Однако, все не так - то просто, т.к. мы не являемся клонами своих родителей, а наследуем весь генетический фонд нашего рода, в котором были различные варианты поведения, характера, способов реагирования, что называется «выбирай, что хочешь».

СИТУАЦИЯ МЕНЯЕТ МНОГОЕ

Успешно развивающийся технический прогресс позволяет сделать жизнь людей проще, освободив время, повысив и улучшив качество труда и подарив много других преимуществ. Но, все это, почему-то не способствует прогрессу в отношениях между людьми. Я бы даже сказала, что ситуация развивается с точностью «до наоборот».

Во многих случаях человек приходит к выводу, что в таких условиях модель родительской семьи «не работает» или даже препятствует достижению поставленных жизненных целей, т.к. ситуация, в которой вы находитесь никогда не встречалась в опыте родителей, а значит и способ поведения не создан.

НЕ ОТРЕКАЙТЕСЬ ОТ СЕБЯ…

В своем желании достичь большего и лучшего люди обращаются за помощью к специалистам различного рода и уровня их профессиональной подготовки. Те, в свою очередь, как правило, честно помогают преодолеть возникшие препятствия к достижению вами поставленных целей (например, стать женой олигарха, получать миллиардные доходы, быть успешным и т.д.). В большинстве случаев, в ходе работы вы приходите к тому, что необходимо внести серьезные изменения в свое мышление, структуру личности, способы реагирования, иными словами измениться почти до неузнаваемости «родив самого себя».

Возможно, на какое-то время вы достигли поставленной цели. Возникает вопрос как удержаться в новых условиях, если ваша человеческая природа не соответствует правилам «полученной жизни».

КОГДА ПОБЕДА НЕ ПРИНОСИТ РАДОСТЬ

В подобных случаях говорят о том, что человек оказался не готов «к свалившемуся на него счастью», которое требует от него постоянного самоконтроля, эмоционального напряжения п.ч. необходимо выполнять предъявляемые требования возникшей ситуации. И, тогда, нередко возможно наблюдать регресс (возврат) поведения человека к его первоистокам полученным от родительской семьи, который может выражаться в предъявлении повышенных требований к окружающим его людям, стремлении снять с себя ответственность за участие в происходящих событиях и напоминании о том, кто и что должен или обязан делать.

Постепенно отношения могут выйти на «ВАРИАНТ - Я ТАК ХОЧУ», когда человек стремится сохранить достигнутое положение с помощью других людей.

ОТКАЗАТЬСЯ ОТ МЕЧТЫ?

Или достигнуть ее путем поэтапного личностного самосовершенствования с опорой на свои актуальные (здесь и сейчас) возможности, базирующиеся на предъявлении требований, прежде всего, к себе. Опирайтесь на опыт (положительный или отрицательный) в родительской семье, дополняйте его, сохраняя, при этом, гармонию своей индивидуальности.

Счастья и благополучия вам мои читатели. С благодарностью приму ваши комментарии. Приглашаю Вас подписаться на мой канал «Психология без границ», где мы сможем легко и откровенно обсуждать серьезные вопросы.