#геостратегия
В рамках концепции "цепи островов" США и страны анти-Китая должны будут сосредоточиться на контроле линий противостояния, блокировке морских потоков через них, создании баз на островах, размещении оружия, способного блокировать проливы и нарушать морскую связанность (см. рисунок). Весной 2024 г. США начали размещать ракетные комплексы средней дальности Typhon, способные нести ядерные боеголовки, на Филиппинах, готовясь к противостоянию с Китаем. Данная практика будет продолжена, опора в любом случае должна быть не только на флот, но и ракетный зонтик и базы.
Вторым стереотипом, который может проявиться вновь, будет представление о ключевой роли, необходимости и достаточности генерального сражения и/или нескольких крупных морских битв флотов, для достижения общей победы. В начале XX в. в Британии силу набрала концепция А. Мэхэна, о приоритете и сведении грядущей войны к генеральному морскому сражению. Реальность Первой мировой войны оказалась иной. Эта ошибка довольно дорого обошлась Лондону, как в части игнорирования массового использования подводных лодок, так и недооценки сухопутных кампаний, которые стали в итоге ключевыми.
В качестве основного, инерционного сценария не следует ожидать масштабных морских сражений, обе стороны начнут с ударов исподтишка (2026-2027 гг.), в логике торгово-экономической, а не прямолинейной войны, битвы флотов. При этом, основная экспансия Поднебесной пойдёт по суше, будут запущены проекты по взятию под контроль Малайзии и Индокитая (Мьянма, Таиланд, Лаос, Камбоджа), путем политических договорённостей, контроля экономики, размещения военных баз и т.д.
Появление гиперзвуковых ракет в очередной раз сдвинуло баланс между атакой и защитой в пользу первой, делая процесс защиты и применения крупных судов против равного противника сомнительным решением, а их владение дорогим и обременительным. В ближайшие годы / десятилетия, пока баланс не вернется в положение равновесия, большие корабли будут выполнять роль мишеней.
Успешные действия хуситов против Израиля и его союзников в 2023-2024 гг. наглядно показали, что проблемы не исчерпываются гиперзвуком. Развитие, удешевление и массовое распространение беспилотных технологий переместили в зону риска значительную часть морских путей и перевозок. В ближайшие годы геополитические игроки позаботятся, чтобы различные повстанцы, сепаратисты, революционеры и радикалы, живущие недалеко от стратегических морских коммуникаций противника, получили необходимое вооружение, инструкторов и смысловую накачку. Проливы, каналы, морские берега будут постепенно расцветать различными диверсантами, действующими от имени местных племен и группировок. Сомалийские пираты начала XXI в. будут восприниматься как небольшое, простое и понятное зло.
В рамках противостояния с Китаем, США и их союзники будут создавать и укреплять военные базы на островах (Малайские острова). Помимо этого, весь регион столкнётся с волной управляемого хаоса, в ход пойдут перевороты, подрыв экономики, антикитайские погромы для уничтожения влияния «пятой колонны» - диаспоры «бамбуковая ветвь» и др. Поддержка различных сепаратистов и экстремистов, накачивание их оружием станет нормой. Со стороны США и Китая страны Восточной Азии будут подвергаться ударам при малейшем намеке даже на нейтралитет.
По мере разрастания противоречий и напряжения, произойдёт чреда односторонних объявлений «территориальных вод», постоянных военных учений, закрытых проливов и т.д. Естественным ограничителем будет критически высокая зависимость всех стран Восточной Азии от одних и тех же проливов и способность каждой из сторон остановить транзит для всех. Пока ни один из участников не сможет обеспечить себе преимущества, есть шанс в сохранении конвенционального противостояния. В целом в противостоянии время будет больше играть на страны анти-Китая, которых будет поддерживать США.
До тех пор, пока удары по кораблям противника будут наносить местные «повстанцы», ситуация будет под контролем. Грозные флотилии в международных водах, опасные манёвры, попытки досмотра, провокации и т.д. Следующий этап – прямое столкновение и удары по судам противника станут возможны далеко не сразу, но если кто-нибудь откроет этот ящик Пандоры, то мы сможем проверить, верно ли соотношение: одна гиперзвуковая ракета соответствует одному крупному кораблю. Хотя бы одна из сторон к тому времени освоит управляемый гиперзвук.
При реализации другого, маловероятного сценария, США могут решиться на переход к конвенциональной прямой войне, без применения стратегического ядерного оружия. Тогда в начале вполне логично будет устроить морское сражение-жертвоприношение, подобное Перл-Харбор (1941 г.), с показательной гибелью минимум одного авианосца и множества линейных кораблей. Это будет не столько запуск войны, сколько повод для мобилизации и получения чрезвычайных полномочий, внутренних изменений. Однако, вероятность именно такого развития событий невелика, для США много выгоднее война троянского типа и действия из-за спины стран анти-Китая.
И, да, к вопросу о духе и традициях победителей, последние великие внешние победы у Китая были ... при империи Тан (618-907 гг.), всё остальные успехи – суть внутренние междоусобицы и завоевания пришедших кочевников…))
Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/3585
#АндрейШкольников #стратегия #геостратегия #геостратег #Андрей #Школьников #ШкольниковАндрей