Найти тему
Русская армия. История.

Почему командир разведчиков приказал не расстреливать наглого пленного фрица, который смеялся над русскими

Допрос пленного немца
Допрос пленного немца

За годы войны советские разведчики множество раз переходили линию фронта. Они устраивали диверсии, нападали на вражеские патрули, брали "языков". Среди взятых в плен фрицев были разные люди. Кто-то в страхе сразу рассказывал и показывал все, что от него требовали. Кто-то сопротивлялся и пытался вырваться. А кто-то вел себя высокомерно изображая из себя "высшую расу" даже под дулом автомата.

Об одном из таких фрицев рассказал в своих фронтовых воспоминаниях разведчик 348-го стрелкового полка Григорий Никишин. В тот день разведчикам не особенно везло. Немцы на хуторе были очень уж осторожными. Передвигались группами, дальше околицы не заходили. Взять языка в таких условиях не подняв тревоги было практически нереально. Разведчики прождали весь день и всю ночь. Страшно замерзли, но их терпение было вознаграждено.

На рассвете из траншеи вылез долговязый немец с рюкзаком. Он отошел от хутора к копне сена, отложил винтовку, развязал рюкзак и вынув из него хлеб и консервы принялся жевать. Лучшего момента и придумать было нельзя. Вместо очередного куска хлеба в какой-то момент в рот ему запихнули кляп. А дальше пара крепких разведчиков заломила фрицу руки и утащила в лес. Но и немец оказался не так прост.

Разведчик с ППД
Разведчик с ППД
Удивительно, немец нисколько не изменился в лице: не побледнел, не покраснел. Каменный какой-то. На русскую речь совершенно не реагировал. Но от обеда отказался. (Воспоминания Г.И. Никишина. "Взвод пешей разведки". В.Н. Алексеев, Н.Г. Шубина)

Казалось, что фриц совершенно не боится. Никишин стал его допрашивать. Звали немца Курт Вернер. Но удивительно было даже не то, что он не боялся, а то, что он начал смеяться и издеваться над разведчиками:

Что это? Допрос? Я устал, – сказал он, похлопав себя по бедру.
– А мы вот до Берлина дойдём и не устанем, – сказал я ему.
Курт сморщился, и его без того длинное лицо вытянулось ещё больше.
– О!.. Пока вы дойдёте до Берлина, у вас длинная борода вырастет.
Он явно не верил, что мы дойдём до Берлина. И сказал это с какой-то издёвкой. (Там же)
Пленные немцы
Пленные немцы

Никишин хотел ударить фрица за эти слова. Его остановил старший сержант Миличенко. Он попросил перевести, что сказал немец. Когда Никишин перевел то один из бойцов вскинул автомат со словами "...чего такую сволочь таскать с собой, да ещё чаем поить... В расход его!".

Однако старший сержант остановил его со словами:

– Не надо, – спокойно сказал Миличенко, – пусть посмотрит, какие будут у нас бороды в Берлине…
...А шёл тысяча девятьсот сорок третий год (
(Воспоминания Г.И. Никишина. "Взвод пешей разведки". В.Н. Алексеев, Н.Г. Шубина)

Хочется верить, что наглый немец все таки дожил в плену до весны 1945 года и лично убедился, что не такие уж и длинные бороды выросли у советских бойцов, которые взяли Рейхстаг, водрузили на него красное знамя и уничтожили фашизм. В общем сделали все то, во что этот немец не мог поверить в не очень далеком сорок третьем году.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.