Найти в Дзене
ОГНИ И ВОДЫ

19. Директор.

Будьте здравы бояре и боярыни. Мир вашим домам.

  • 0

Уильям Шекспир.

Перу величайшего английского литератора Уильяму Шекспиру принадлежит известное многим изречение: «Весь мир театр, а люди в нём актёры». Я в этом полностью с ним согласен. Если военная служба моему отечеству была для меня моим призванием, то работа на других должностях являлась для меня просто актёрской игрой. Получилось так, что мне пришлось сыграть роль директора восьмилетней школы. К моему сожалению, мне не всё в этом деле удалось сделать хорошо.

-2
  • 0

Мой образ директора.

В школьные годы я не имел желания стать учителем, потому что знал, что в этой профессии надо обладать очень крепкими нервами. Приведу несколько примеров. Идёт урок физики. Учитель Куляпин Николай Дмитриевич, бывший фронтовик Великой Отечественной войны, раскручивает один механизм, чтобы показать учащимся искрящийся электрический разряд между двумя металлическими шариками. Учитель и ученики в этот момент напряжённо сосредоточены на этом эксперименте. Неожиданно второгодник Бредихин Витя говорит: «Николай Дмитриевич! А не еб..ёт ли?!» Учитель быстро ему отвечает: «Нет! Не еб..ёт!» Когда до него доходит смысл сказанных им слов, то он грозно кричит на класс: «Кто сказал?» Ученик Бредихин из-за страха резко выпрыгивает на улицу через окно, так как в это время было лето и все окна помещения класса были раскрыты.

-3
  • 14

По центру Ануфриев Александр. По правую руку Михеев Владимир. По левую Васильев Юрий.

Другой случай с мужем директора школы Куляпиным Николаем Дмитриевичем. Он сидел на уроке физики в нашем девятом классе за учительским столом. Кто-то плотно скрученной и намоченной слюнями бумажкой с помощью резинки выстрелил в сидящего на первой парте ученика. В результате промаха он попал точно в центр лысины учителя. Раздался сильный щелчок и заряд рикошетом отлетел в потолок. Лицо Николая Дмитриевича моментально от прилива крови стало пунцовым. Его как бы подбросило со стула вверх. Стоя, он выкрикнул: «Это ты выстрелил, Ануфриев?!» У нас в классе учились трое Ануфриевых: дядя Егор и два его племянника, Владимир и Александр. Взгляд учителя был направлен на Александра. Тот ему со злом сказал почти убийственные слова: «Я не стрелял в тебя, Николай Дмитриевич! Протри зенки! Ты что слепой?» Этого ученика сначала отчислили из школы, а затем вернули назад и дали возможность получить среднее образование. Видимо ему всё-таки пришлось неоднократно после своего поступка извиняться перед этим учителем.

-4
  • 1

Моего двоюродного брата Булгакова Александра Александровича провожают на службу в СА.

В девяностые годы колхозы начали разваливаться. Специалистам, работающим в них, приходилось в то время задумываться о том, куда бы податься для дальнейшей работы. Мой двоюродный брат Булгаков Александр Александрович, окончивший ОСХИ по специальности зооинженер, решил попробовать пойти работать педагогом. Так как я уже в то время работал в школе, то он спросил моё мнение о его возможности трудиться учителем. Сначала мной ему было сказано следующее: «Постарайся себе ответить на такие вопросы. Крепка ли твоя нервная система? Сможешь ли ты спокойно воспринять плевок ученика тебе на голову?» Далее я ему рассказал о вышеописанных негативных случаях на уроках, а затем об одном событии, произошедшем в Кандауровской восьмилетней школе.

-5
  • 1

Булгаков Александр Александрович со своей родной бабушкой Сидоренко Вассой Игнатьевной.

Я не был участником этого события, поэтому о нём расскажу так, как мне его изложили. В одно время до меня в Кандауровской восьмилетней школе директором работал учитель физики Костенко Алексей Петрович. Сенчев Владимир Васильевич решил занять его место. Для достижения этой цели его родственник ученик Павлов спровоцировал на уроке физики конфликт с Алексеем Петровичем. Он просто своим наглым поведением вынудил учителя ударить его на глазах всего класса. Костенко за этот инцидент сняли с должности директора. Весь класс был очень зол на него за его требовательность на уроках физики. В результате этого, во время персонального допроса, каждый ученик стремился как можно больше дать отрицательных показаний на этого учителя. Сильное различие обвинительных слов учащихся спасло Костенко Алексея Петровича и дало ему возможность продолжить работу в этой школе в качестве преподавателя физики и математики.

-6
  • 0

Сараев Владимир Фёдорович.

Двоюродный брат Александр, работая в колхозе зооинженером в селе Сергеевке нашего района, подружился с директором местной восьмилетней школы Сараевым Владимиром Фёдоровичем. Во время нашей беседы с ним Владимир Фёдорович уже работал директором Лабазинской средней школы. Видимо он тоже отговорил его от этого вида деятельности. Мой брат в дальнейшем не рискнул испытать себя в роли учителя.

-7
  • 0

Пачин Александр Григорьевич.

Во время моего перехода на должность директора в Егорьевскую восьмилетнюю школу новым руководителем Кандауровской средней школы стал физрук Пачин Александр Григорьевич. Мы с ним в одно время жили в Ефимовском школьном интернате. Эту среднюю школу он закончил на два года позже меня. Напутствуя меня на новую должность, Александр Григорьевич мне с улыбкой сказал: «Ты, Сергей Григорьевич, держись на этой работе орлом. Всем окружающим тебя людям представляйся коротко – Директор. Пусть думают, что что ты директор крупного промышленного комбината». В это время он по моей просьбе взял в свою школу на работу в качестве завхоза и учителя рисования мужа сестры Романчука Виктора Семёновича. Пачин Александр Григорьевич в Ефимовской средней школе учился с моей сестрой в одном классе. Это тоже заставило его принять её мужа на работу.

-8
  • 1

Бывший поповский дом, используемый долгое время под школу.

На новую должность я вступил примерно с первого августа 1990 года. Новое здание восьмилетней школы только начинали строить. Его строительство растянулось на пять лет. Мне пришлось для открытия восьмилетки использовать помещения начальной Егорьевской школы, расположенной в деревянном доме, в котором до революции жил батюшка местной церкви. Здание имело три больших комнаты и узкий коридор. В одном его конце была отделена перегородкой учительская комната площадью примерно 2 на 2 метра. Помещения школы отапливали тремя голландками. Осенью этого года мне пришлось для них готовить деревянные дрова и завозить уголь из города Бузулука. Углём в это время также обеспечил себя и учителей этой школы. На следующий учебный год во всех помещениях здания сварили железные трубы и, залив в них воду, подключили для её нагревания тэновый электрический котёл.

-9
  • 0

Бывший дом дьякона, долгое время используемый под клуб. Во время моей работы в школе зимой я в нём проводил занятия по физкультуре.

Первый учебный год мне разрешили в этой начальной школе открыть только пятый класс. На следующий учебный год планировалось начать учить шестой класс. И так надо было ежегодно прибавлять по одному классу, пока школа не стала бы полностью девятилетней. Четвёртого класса тогда не стало в связи с переходом на одиннадцатилетнее образование. Для проведения занятий в этом классе мне пришлось искать учителей. Для ведения уроков по русскому языку и литературе мной была принята на работу в школу Иванова Ирина Васильевна, получившая только в этом году аттестат о среднем образовании в селе Васильевке. Учителем математики и физики стала родная сестра моего одноклассника из Ефимовки Иванова Людмила Александровна. Она тоже в этом году закончила среднюю школу. Мне её посоветовала на работу взять моя бывшая классная руководительница Михайлова Людмила Ивановна.

-10
  • 0

Михайлова Людмила Ивановна.

Эти бывшие школьницы в этот же год поступили учиться заочно в педагогический институт. Из-за неукомплектованности школы учебными классами и учителями, а также в связи с заочной учёбой Ирины Васильевны и Людмилы Александровны, мне частенько приходилось в пятом классе проводить уроки с нарушениями. Чтобы наверстать пропущенные занятия, нередко бывали такие случаи, что мне приходилось в дневное расписание ставить по два-три урока по одному предмету. К моему сожалению, я не смог решить эту проблему. Иногда молодым учителям приходилось выдавать зарплату не на рабочем месте, а в автобусе, следующим по маршруту Васильевка-Бузулук.

Эти мои учебные проблемы решил пришедший в будущем на моё место новый директор школы Буга Николай Николаевич. Он добился от роно открытия в один год всех девяти классов школы. Полностью укомплектовал рабочий коллектив большим количеством учителей. Взял на работу завучем школы Саплинову Елену Николаевну. Мне же одновременно приходилось работать и директором, и завучем. Большее количество учителей дало Буге Николаю Николаевичу возможность проведения уроков в нормальном плановом учебном режиме. Правда из-за малого количества учебных помещений в старой школе ему пришлось несколько лет проводить занятия с учениками в две смены.

Здание школы многие годы не ремонтировалось. Крыша начала протекать, так как очень сильно проржавели покрывавшие её железные листы. К зданию была пристроена из сгнивших досок веранда. Её тоже надо было сносить и строить новую. Деревянные срубы помещений стояли на мощных семидесяти сантиметровых чурбаках. Открытое пространство под полами школы было снаружи обшито досками. Они в это время превратились в труху. Необходимо было эту опалубку здания заменить на кирпичную. Над одним классом на потолке мне пришлось из кирпича и глины восстанавливать развалившуюся печную трубу.

До революции все деревянные здания для хорошего сохранения брёвен срубов снаружи обшивали тонкими досками, называемыми тёсом. Этот тёс за 5-10 лет сгнивал. После этого его заменяли на новый. В результате таких мероприятий брёвна под ним выглядели всегда как новые. В годы Советской власти все обшивочные доски с поповского дома и церкви были содраны для отопления. Больше никто в течение семьдесят лет эти здания досками не обшивал. В результате этого брёвна срубов почернели и потрескались, а некоторые покрылись даже гнилью. Внутри одного помещения школы мне пришлось содрать всё очень сильно потрескавшееся глиняное покрытие стен. Там я увидел, что некоторые брёвна срубов подгнили даже с внутренней стороны. Об этом я доложил второму секретарю нашего райкома партии Влазневу Александру Николаевичу. Он был обязан согласно своей должности контролировать все дела в школах района. Александр Николаевич мне сказал: «Сергей Григорьевич! Больше ничего не разбирай, а то ты завалишь это старое здание школы и нам негде будет учить детей. Я тебе помогу для ремонта достать шифер, кирпич и цемент».

Финансовую оплату всех хозяйственных работ в восьмилетней школе в то время обеспечивал местный Васильевский сельский совет. Для проведения ремонта здания мне пришлось составить смету ремонтно-строительных работ. Её для меня бесплатно сделал мой хороший знакомый прораб, с которым мы вместе жили на квартире в селе Кандауровке. Второй секретарь райкома партии Влазнев Александр Николаевич своё обещание сдержал и обеспечил меня всеми необходимыми материалами для ремонта старого здания школы. За счёт совета я нанял в районной транспортной организации автомобили и весь этот стройматериал перевёз в село Егорьевку.

-11
  • 0

Левин Дмитрий Иванович.

В то время председателем Васильевского сельского совета работал Левин Дмитрий Иванович. Он нанял для ремонта школы два человека. До начала учебного 1991 года они перекрыли крышу шифером, построили из кирпича просторную светлую веранду. К ней ими было сделано высокое красивое крыльцо. Эти рабочие также выложили из кирпича опалубку вокруг всего здания школы. Оплату их работы по моей смете произвёл Дмитрий Иванович. Я лично привёз глину и смесил её с соломой. Потом уборщица школы и родители учеников ровно помазали все стены одного класса, а затем поштукатурили их песчаным раствором.

В сентябре 1990 года со мной произошёл такой случай. Мне пришлось самому закончить на потолке ремонт одной печной трубы, так как начавший эту работу Багаров Василия Яковлевич загулял. Когда я спустился с крыши здания, то у мощного тополя, растущего рядом, увидел на земле среди листьев десятирублёвую купюру. В этот момент у меня в голове промелькнула мысль: «Видимо сам бог лично решил мне таким образом оплатить непредвиденную работу». В это время эта десятирублёвка ещё имела нормальную цену, а уже через год её стоимость приблизилась к нулю. В ноябре этого же года моя мама успела на последние деньги со своей сберкнижки купить за 5000 рублей автомобиль ЛуАЗ. Через месяц цена этой машины начала резко расти, 10000, 15000, 20000 и т.д. Эту мамину покупку люди приравняли к выигрышу в лотерею. Из-за резкого скачка цен у них пропала всякая возможность приобрести какой-либо автомобиль. Этот мамин ЛуАЗ я часто использовал для школьных нужд. Привозил на нём из райцентра необходимые для школы материалы и учебные пособия. Возил в роно в село Курманаевку на семинары учителей.

-12
  • 0

Михайлов Виктор Александрович с внучкой и женой.

Моя зарплата директора школы за один учебный год скаканула до пяти тысяч рублей в месяц. Цены же на товары росли значительно быстрее. Магазины в то время практически стояли пустыми. Я в то время у моего бывшего учителя физкультуры Михайлова Виктора Александровича был вынужден купить 30 листов шифера за 3000 рублей. Тогда зарплата в школе увеличивалась почти каждый месяц и выплачивалась своевременно новыми хрустящими купюрами. Потратить же их рационально для многих стало проблемой, так как с обычного для населения рынка продаж исчезли многие товары народного потребления.

Мне в одном деле повезло заработать на высокой инфляции денег. Более десяти раз я нанимал за счёт совета машины в районной транспортной организации для привоза угля на школу и учителям, а также на них завёз стройматериал для ремонта. Два раза этот транспорт использовал в личных целях для доставки себе домой блоков и кирпичей. С Левиным Дмитрием Ивановичем у меня был такой устный договор. Я ему не выставляю счёт за использование для школьных нужд моей личной машины, а он мне за это за счёт совета оплачивает районной транспортной организации использование мной всех автомобилей без разделения затрат на мои и школьные. Из-за отсутствия денег в совете Дмитрий Иванович вовремя не оплатил счета этой организации. Через год его место занял Давыдов Пётр Григорьевич. Он, выслушав мои объяснения, их проигнорировал и нагло потребовал все расходы Егорьевкой школы оплатить мне лично из своего кармана. Пётр Григорьевич это мотивировал тем, что в Васильевском совете для этих целей нет денег и в будущем они не предвидятся.

В декабре 1991 года я съездил в село Курманаевку. Зашёл в бухгалтерию районной транспортной организации. Попросил, работающих в ней женщин, предоставить мне счёт за все используемые Егорьевской восьмилетней школой автомобили. В данном мне ими счёте стояла за все услуги в сумме очень смешная цена в размере 1200 рублей. Видимо они почему-то не проиндексировали дневную стоимость вовремя неоплаченных машин. Так как я в это время уже зарабатывал 5000 рублей в месяц, то я быстро согласился оплатить эту сумму. У меня в этот день в голове промелькнула такая мысль: «Если бы в этот момент пришлось за наличку в этой организации на день нанять автомобиль, то пожалуй мне для этой цели не хватило бы и трёх тысяч рублей». Скорее всего именно по таким причинам из-за высокой инфляции денег в нашей стране в то время разорилось очень много подобных организаций.

Некоторым фермерам на такой высокой инфляции тоже в эти годы удалось заработать. Бывший председатель колхоза имени 22 съезда КПСС Куренских Владимир Иванович в то время рискнул взять под сто процентов годовых кредит в размере восьмидесяти миллионов рублей. На эти деньги он смог купить новые два трактора, грузовик, комбайн и весь сельскохозяйственный инвентарь, необходимый для качественной обработки земли. Через три года стоимость этих денег стала равна цене одного легкового автомобиля. Многие, кто не рискнул получить кредиты на таких условиях, в последствии очень сильно об этом сожалели.

Моё терпение работать директором общеобразовательного учреждения хватило на два учебных года. В это время я организовывал в школе учебный процесс. Много времени тратил на решение её хозяйственных проблем. Часто ездил на семинары руководителей школ, проводимых каждый раз в различных сёлах. Таким образом я познакомился со многими директорами школ района и посмотрел учебные здания в различный населённых пунктах. Мне было интересно присутствовать на этих семинарах. На них я многому научился.

Самыми приятными воспоминаниями о работе директором для меня стали две потрясающие книги, подаренные мне на 23 февраля учителями Егорьевской школы. «Доктор Живаго» - Бориса Пастернака и «Камо грядеши» - Генрика Сенкевича. Я их часто перечитываю до сих пор.

Я понимал, что из меня отличного руководителя учебным заведением не получится. Поэтому третьего августа 1992 года передал Егорьевскую восьмилетнюю школу вместе с моей квартирой, так как в это время собирался строить себе жилой дом, новому директору Буге Николаю Николаевичу. В дальнейшем до марта 1996 года продолжил трудиться в ней в качестве учителя физкультуры и труда. Для памяти о моей работе сделал для школы вместе с учениками на уроках общественно-полезного труда большой огород. На этом заканчиваю эту статью. В следующей расскажу о любви.

Мной открыт блог «ОГНИ И ВОДЫ» на двух сайтах: на сайте «Одноклассники» - «Сергей-блог Булгаков-ОГНИ И ВОДЫ» и на сайте «Яндекс Дзен» - канал Сергея Булгакова «ОГНИ И ВОДЫ». А пока до свидания бояре и боярыни. Мир вашим домам.

Вы можете при желании стать моим подписчиком на сайте Яндекс Дзен. Там я не вижу, кто мои подписчики. Моя ссылка на канал Сергея Булгакова «ОГНИ И ВОДЫ» на Яндекс Дзен - https://dzen.ru/immunitett