Сказка о группе с идеальной посещаемостью и полным отсутствием мозгов.
Сочетание, что надо.
Точнее, не надо.
Не надо так.
Доброй ночи!
Больше месяца назад мы с вами начали обсуждать мои весёлые приключения в процессе преподавания в колледже. Поскольку в этом году я очень спонтанно начала преподавать, вектор моих интересов сосредоточился на среднем специальном образовании и проблемах подростковой среды. Ранее я больше писала о школе и об учителях, работая со своими внутренними школьными обидами. Теперь я чаще пишу об опыте реального преподавания и весёлых и не очень весёлых моментах из своей трудовой терапии.
Мы с вами уже рассматривали несколько групп, с которыми я работаю : мои любимые матерщинники, с которыми никогда не бывает скучно (кстати, там половина группы идут на пятёрку), и сонное царство серых мышей, не желающее ничего делать, но стабильно посещающее лекции, смысл действий которых я так и не смогла понять.
Есть у меня ещё одна группа (точнее там 3 в 1, как кофе), которая натолкнула меня на мысли на такую тему как
Педагогическое отчаяние
Натолкнула она меня своим собственным поведением, а размышляла я уже постфактум, с применением воспоминаний из своей студенческой юности. Почему студенческой? Потому что в школе я педагогического отчаяния не видела : у нас были по большей части жестокие равнодушные учителя, которые считали унижением разговор о чувствах, а тем более срывы. Они были очень самоуверенными и буквально душили своей идеальностью.
А вот в колледже и институтах было иначе.
Колледж. Учитель труда.
Рассказывает лекцию, люди слушают и пишут. И вот выходит девочка защитить практическую работу. Девочка - самоуверенный оптимист-пофигист. Читает неправильно, ощущение, что на уроках не была. Учитель делает замечание за замечанием, девочка улыбается и исправляет. По её глазам видно, что она исправляет только ради того, чтобы показ конспекта засчитали и она не была в задолжниках. Весь её вид говорит о том, что она у себя на работе проводит занятия именно так, как ей угодно и исправлять это не собирается. Учитель начинает делать замечания иным тоном. Голос дрожит, но учитель держится. Разбор и обсуждение. Большая часть студенток отстаивает позицию одногруппницы. Учитель делает несколько замечаний, и не имея больше сил обороняться, прекращает спор. До конца урока она не продержалась, ушла на 15 минут раньше. Срыв, она плакала. Шёл 2011 год.
Институт. Педагог по музыке.
Автор учебника по методике музыкального образования. Оппонент: Девушка - начинающий музыкальный руководитель с огромными амбициями, сдобренными юношеским максимализмом. Педагог хорошо подготовилась к занятию, систематизировала свой опыт, принесла его в виде презентации и видеофильма на носителе, наладила аппаратуру, продумала ход урока. Она была не готова к резким замечаниям девушки. Последняя поступила в вуз, чтобы получать реальные знания о работе в настоящим времени, а не смотреть на красивую картинку. Учитель приняла всё очень близко к сердцу. "Если вы не хотите этим воспользоваться, то можете не пользоваться", в голосе была тихая обида. Это тоже педагогическое отчаяние. Год 2015.
А теперь я. И эта великолепная группа 3 в 1.
Началось всё с того, что этой огромной группе в расписании ставили занятия в маленьком кабинете. Мы старались всегда найти большой кабинет своими силами. Но в этот раз я пришла на работу, и оказалось, что маленький кабинет уже открыт и там сидит группа.
Кто дал им ключ от этого кабинета?
На каком основании?
Кто несёт ответственность за имущество в таком случае?
Я начала лекцию, ведь отмечаю я всегда в конце пары. Никто из сидящих в кабинете ничего не сказал. Я была уверена, что их сегодня мало и они влезли в этот кабинет, и предыдущая лекция у них была тут же, поэтому они и сидели в кабинете одни (предыдущий преподаватель постоянно так делает, не сдаёт ключи, а просто оставляет группу сидеть и уходит).
Через 10 минут лекции заходит староста и в хамской форме предъявляет, почему мы в этом кабинете, если все остальные в другом? В большом, про который ни слова.
Поскольку он буквально окатил меня ругательствами, я сказала ему идти в деканат и решать вопрос там, так как у меня в расписании стоит маленький кабинет, я в него пришла и провожу лекцию. Но он пошёл к завучу по воспитательной работе, а она пришла и попросила нас перейти в большой кабинет.
После перехода, когда все расселись, я отошла к руководителю расписанием, чтобы попросить её поставить мне занятия в этой группе всегда в большом кабинете, и я бы не чувствовала себя лохом больше. Но когда я подошла к двери, я услышала смех, сопровождаемый нецензурной бранью и своё имя. Я всё-таки постучалась, вошла и озвучила свою просьбу. В кабинете сидели завуч по воспитательной работе, руководитель расписания и представитель деканата. Они за глаза обсуждали меня, и в глаза не постеснялись сказать, что это я виновата в случившемся. Кабинет, все же, поменяли, и я пошла на урок.
Внутри всё горело, было обидно, хотелось встать и уйти.
Я механически читала слайды, улыбаться сил не было, искать контакт было невозможно. Группа не реагировала, тогда я приняла решение отметить их прямо в начале пары и отпустить всех, кому ничего не надо. Поскольку люди не следили за ходом моих действий, а уровень шума был достаточно велик, некоторые люди не отозвались, и я поставила им Н. Один из таких решил рискнуть здоровьем и подойти ко мне попросить отметить его присутствие. Я не догадалась повесить табличку "Осторожно злой преподаватель, возможно извержение вулкана". Парень оказался весьма стойким, прирождённым психологом. Отряхиваясь от потока лавы, он только с улыбкой повторил несколько раз "Зачем Вы на меня кричите? ".
Лайфхак: встретившись с гневом педагога, да и кого угодно, в принципе, именно так и надо реагировать. Не прогадаете.
Присутвие я ему поставила, народ ушёл пораньше, на первой паре осталось несколько человек, а со второй ушли все. В тот день я не плакала, но долго была не в себе. Со временем передумала увольняться, вспомнив своих учителей из колледжа и института: они прекрасные люди и великолепные специалисты, но даже у них случалось педагогическое отчаяние, как и у любого человека в любой профессии случаются карьерные тупики.
Отдельно расскажу про эту группу, она сама одно сплошное отчаяние: в группе идеальная посещаемость, жуткая рассогласованность и ужасная дисциплина.
- Это та группа, где именинников поздравляют тортом в лицо.
- Это та группа, где прелюдию к с*ксу можно производить в учебное время (хорошо, что не сам с*кс).
- Это та группа, где затравили девочку и она вынуждена была отчислиться из-за буллинга. И гордятся этим.
- Это бушующий вихрь глупости, прикрываемый зонтиком завуча по воспитательной работе, как фиговым листом, простите. Она конкретно "крышует" эту группу по непонятным мне причинам, точнее скрытым от меня и большинства учителей.
Но и с ними можно работать.
К концу года они начали выполнять задания, преобразились, выявилась парочка нормальных людей, которые тоже боятся буллинга, поэтому не высовываются, а в индивидуальной работе они отличные люди.
Вообще, проблема этой группы в том, что их всегда очень много, и они бестолковые (прошу прощения), что приводит к шуму и суете. Поэтому с ними работать можно только индивидуально, в порядке очереди. Читать лекцию этой толпе невозможно, поэтому я уже перестала пытаться это делать. А вот на практических занятиях они всё-таки получают некоторые знания и умения.
Кто виноват в педагогическом отчаянии?
Педагог, конечно.
Я должна была:
- Сразу понять, как работать с этими людьми и перестроить форму занятий
- Заниматься саморегуляцией и приходить на урок к ним уже готовой к грамотной обороне
Отчаяние случается, а жизнь продолжается.
Это уже третья группа, о которой я рассказываю на канале. У меня их ещё много, мечтаю написать обо всех. Пусть мечты сбываются.