51,7K подписчиков

От "Закона выжившего" (Франция) до "Марсельского клана" (Франция-Италия)

Жозе Джованни (José Giovanni) 22.06.1923 – 24.04.2004
Жозе Джованни (José Giovanni) 22.06.1923 – 24.04.2004

В прессе издавна любят красочно описывать тернистый путь к успеху в искусстве. Особенно если тот или иной художник, писатель, певец, актер, режиссер, прежде чем окончательно найти себя, сменил несколько весьма далеких от всяческих муз профессий. Но даже на этом фоне биография известного французского писателя, сценариста и режиссера Жозе Джованни (1923-2004) кажется необычной.

Жозе Джованни (José Giovanni) 22.06.1923 – 24.04.2004

Ему было 17, когда нацисты вошли в Париж. Не успев окончить школу, Джованни стал бойцом движения Сопротивления (правда, есть и другая версия, утверждающая, что Джованни сотрудничал с оккупантами). Но вскоре после войны - новый резкий поворот в судьбе: связавшись с преступным миром, Жозе попадает в тюрьму...

Не вышел из него «классический» ветеран борьбы с нацизмом, солидно рассказывающий молодому поколению о героическом прошлом.

Но вопреки логике обстоятельств не получился и махровый рецидивист. Сидя в тюремной камере, Жозе Джованни задумал свой первый, во многом автобиографический роман «Дыра», который был опубликован, когда его автору исполнилось 34 года. В конце 1950-х этот роман экранизировал талантливый режиссер Жак Беккер (1906-1960). Так герои Джованни впервые появились в кино.

А их создатель работал без передышки. Один за другим печатались его романы с сильными мужчинами, превыше всего ценящими крепкую дружбу и кодекс чести. В первой половине 1960-х по романам и сценариям Джованни ставили фильмы такие заметные режиссеры, как Клод Сотэ («Взвесь весь риск»), Жан-Пьер Мельвиль («Второе дыхание»), Робер Энрико («Луженые глотки», «Авантюристы»).

А вскоре фильмы по своим сценариям («Закон выжившего», «Хищник», «Двое в городе» и др.) стал ставить и сам Джованни.

Жозе Джованни никогда не претендовал на место в элите мировой режиссуры. Зато среди «жанровых» мастеров французского экрана (вспомним хотя бы Жака Дере, Жоржа Лотнера, Филиппа Лабро, Филиппа де Брока, Анри Вернея или Робера Энрико) ему принадлежит почетное место профессионала…

В прессе издавна любят красочно описывать тернистый путь к успеху в искусстве.-2

Закон выжившего / La loi du survivant. Франция, 1967. Режиссёр и сценарист Жозе Джованни (по второй части собственного романа «Авантюристы»). Актеры: Мишель Константен, Александра Стюарт, Эдвин Моатти, Роже Блен и др. Премьера: 19 апреля 1967. Кинопрокат: 0,6 млн. зрителей (Франция).

Фильм Робера Энрико «Авантюристы» («Искатели приключений») имел большой зрительский успех, во многом благодаря звездному дуэту Алена Делона и Лино Вентуры, олицетворявшим силу, упорство, целеустремленность, верность, готовность к самопожертвованию, безудержную страсть к риску и суровую нежность...

Говорят, Жозе Джованни остался недоволен режиссурой Робера Энрико в этом фильме, что послужило одним из толчков к еще одной перемене: в том же году писатель и сценарист поставил (по второй части того же романа!) свой первый фильм «Закон выжившего».

Главную роль здесь сыграл Мишель Константен (1924-2003), родившийся во Франции в семье русских эмигрантов Хохловых. Его отец был дворянского рода, в годы гражданской войны сражался в армии Деникина; после поражения белых, в конце 1920 года, оказался с женой за границей. До своего дебюта в кино Константин Хохлов был мелким бизнесменом, спортсменом и журналистом. Во второй половине 1950-х Мишель Константен стал сниматься в фильмах («Дыра»), затем, уже в 1960-х сыграл заметные роли в таких известных картинах, как «Луженые глотки» («Лесорубы»), «Второе дыхание». В 1970-х – в «Львиной доле», «Клане марсельцев», «Чемодане», «Травле». Далее в его карьеру пришли съемки в телесериалах…

Но вернемся к «Закону выжившего».

... 1958 год. Корсика. Высокий атлет, весьма богатый и бесконечно одинокий (Мишель Константен), пробирается в замок, окруженный забором и свирепыми собаками. Там он знакомится с молодой женщиной - пленницей жестоких хозяев...

Так начинается дебютный фильм Жозе Джованни «Закон выжившего», действие которого разворачивается на родине предков режиссера.

7 раз по 70 велел прощать Христос, но 491 грех - предательство - вне прощения… Запутанные «психоаналитические» отношения ветерана войны в Индокитае, бывших «маки» и грустная красавица, в отроческом возрасте выдавшая нацистам организацию Сопротивления, оставляют впечатление двусмысленности. Авторская позиция выглядит слишком безжалостной...

С одной стороны, возмездие неизбежно. Но с другой - можно ли к 15-летней девочке предъявлять тот же счет, что и ко взрослым? Неужели «закон выжившего» так жесток?

В прессе издавна любят красочно описывать тернистый путь к успеху в искусстве.-3

Хищник / Le Rapace. Франция-Италия-Мексика, 1968. Режиссер и сценарист Жозе Джованни (по роману Джона Каррика). Актеры: Лино Вентура, Роза Фурман, Энрике Люсеро и др. Премьера: 29 апреля 1968. Кинопрокат: 1,7 млн. зрителей (Франция).

1938 год. Мексика. Революционеры нанимает киллера (Лино Вентура), чтобы тот убил мексиканского президента…

В «Хищнике» Жозе Джованни вновь обращается к хорошо знакомому ему криминальному материалу, куда в данном случае подмешивается революционная тематика.

Лино Вентура в этой картине (как всегда) харизматичен, сдержанно ироничен и, по сути, именно на нем и держится Хищник», который, на мой взгляд, не относится к лучшим работам Жозе Джованни.

В прессе издавна любят красочно описывать тернистый путь к успеху в искусстве.-4

Последнее известное место жительства / Dernier domicile connu / Ultimo domicilio conosciuto. Франция-Италия, 1969. Режиссер и сценарист Жозе Джованни (по роману Джозефа Харрингтона). Актеры: Лино Вентура, Марлен Жобер, Мишель Константен и др. Премьера: 25 февраля 1970. Кинопрокат: 2,2 млн. зрителей (Франция).

В психологическом триллере под названием «Последнее известное место жительства» инспектору полиции Леонетти (Лино Вентура) и его напарнице - Жанне Дюма (Марлен Жобер) - поручают найти человека, который нужен правосудию, как единственный свидетель преступления…

Лино Вентура впечатляюще сыграл в этой горькой и безысходной криминально-полицейской истории. Безответственность государства, использующего в своих целях важного свидетеля на антимафиозном процессе, а затем равнодушно обрекающего его на гибель, ставит финальную точку в служебной карьере героя Вентуры, который с ужасом понимает, что невольно превратился в одну из шестеренок бесчеловечного механизма Власти...

Впрочем, в глазах полицейского, которого играет в фильме Вентура, с самого начала можно заметить смертельную усталость, предчувствие трагической развязки. Этим предчувствием словно пропитан красно-фиолетовый полумрак пустынных ночных улиц, да и в обманчивом спокойствии тенистых аллей, наполненных нарядной рябью солнечных бликов, как бы растворена опасность, мастерски переданная оператором Этьеном Беккером (1936-1995) и замечательным композитором Франсуа де Рубе (1939-1975)...

На первый взгляд, может показаться, что герой Лино Вентуры принял эстафету у корифея французского экрана Жана Габена, каким он предстал в последнее десятилетие своего творчества: те же немногословность и весомость движений, жестов, мимики, житейская мудрость и опытность, сила и мужская «старомодность» дружбы и чести. Всё так, но Жозе Джованни лишает героя Вентуры габеновской несгибаемой жизнестойкости. В поединке с Системой герой Вентуры, каким бы он ни был смельчаком, обречен на поражение…

В прессе издавна любят красочно описывать тернистый путь к успеху в искусстве.-5

Билет в один конец / Un aller simple / Solo andata / La puerta cerrada. Франция-Италия-Испания, 1971. Режиссер и сценарист Жозе Джованни (по роману Генри Эдварда Хелсета). Актеры: Жан-Клод Буйон, Николетта, Морис Гаррель, Паола Питагора, Джанкарло Джаннини, Оттавия Пикколо и др. Премьера: 19 мая 1971. Кинопрокат: 0,3 млн. зрителей (Франция).

В фильме Жозе Джованни «Билет в один конец» преступник грабит банк, но неудачно, а посему пытается скрыться от полиции…

Эта лента была не первой экранизацией романа американского писателя Генри Эдварда Хелсета (1912-1983). В 1948 году знаменитый американский режиссер Роберт Сиодмак (1900-1973) уже снял по нему свой фильм под названием «Плач города». Но если кинокритики отнеслись к работе Сиодмака с большим почтением, то версия Жозе Джованни не вызвала в кинопрессе никакого энтузиазма. Да и французская аудитория отнеслась к ней прохладно: за год «Билет в один конец» посмотрело всего 300 тысяч зрителей.

Возможно, ошибка Джованни была в том, что он в этот фильм не стал приглашать звезд французского экрана, а находившийся тогда еще в самом начале своей далее весьма успешной карьеры итальянский актер Джанкарло Джаннини еще не снискал звездного статуса. К тому же Джованни так и не сумел создать в «Билете в один конец» увлекательную атмосферу триллера, хотя в картине есть и мастерски сделанные сцены (полицейская засада, например).

В прессе издавна любят красочно описывать тернистый путь к успеху в искусстве.-6

Куда девался Том? / Où est passé Tom? Франция-Италия, 1971.Режиссер и сценарист Жозе Джованни (по роману Билла Рида "Интересно, что случилось с Томом?"). Актеры: Рюфюс, Александра Стюарт, Люси Арнольд, Жан Гавен, Шарль Деннер и др. Премьера: 14 мая 1971. Кинопрокат: 0,1 млн. зрителей (Франция).

После успешного фильма «Последнее известное место жительства» (1969) Жозе Джованни преследовали неудачи. Сначала провалился в кинопрокате его фильм «Билет в один конец», а затем и еще одна криминальная история – «Куда девался Том?», которую посмотрело в кинотеатрах всего сто тысяч французов…

Сценарий политического триллера «Куда девался Том?» был написан Жозе Джованни на основе романа Билла Рида. По сюжету картины некий Том, сын владельца шоколадной фабрики, увлекся политикой до такой степени, что запланировал убийство диктатора одной из европейских стран …

Если бы этот фильм снял бы (разумеется, при участии европейских звезд первой величины) специалист по политическим драмам Коста-Гаврас, он, возможно, и привлек бы публику. Но в режиссуре Жозе Джованни эта история была изложена скучновато, и в итоге запоминалась только музыка Франсуа де Рубе (1939-1975)...

В прессе издавна любят красочно описывать тернистый путь к успеху в искусстве.-7

Приносящий беду / Марсельский клан / La Scoumoune / Il clan dei marsigliesi. Франция-Италия, 1972. Режиссер и сценарист Жозе Джованни (по собственному роману). Актеры: Жан-Поль Бельмондо, Клаудия Кардинале, Мишель Константен и др. Премьера: 12 декабря 1972. Кинопрокат: 2,0 млн. зрителей (Франция).

…1934. Марсель. Главный герой – марсельский гангстер в исполнении Жана-Поля Бельмондо (1933-2001) уничтожает всех, кто встает на его пути…

Это была уже вторая экранизация романа Жозе Джованни. Впервые он был адаптирован для экрана Жаном Беккером в 1961 году под названием «Некто по имени Ла Рокка» («Un Nommé La Rocca”), также с Жаном-Полем Бельмондо в главной роли. Тогда этот фильм сумел привлечь 1,2 млн. французских зрителей.

Недовольный этой экранизацией своего романа, Жозе Джованни спустя десять лет решил сделать свою версию, но что любопытно – снова с Бельмондо в главной роли.

После двух подряд провалов в кинопрокате («Билет в один конец» и «Куда девался Том?») продюсеры уже явно не хотели рисковать, вкладывая свои франки и лиры в фильмы Джованни без звезд первой величины, поэтому к находившемуся на вершине своей славы Бельмондо была добавлена Клаудиа Кардинале.

Но, увы, как известно, фильмам Жозе Джованни далеко не всегда сопутствовала удача. Вот и в «Приносящим беду» Жан-Поль Бельмондо, думается, вполне стереотипно сыграл попавшего в тюрьму гангстера, вынужденного разминировать морское побережье… Да и Клаудиа Кардинале, на мой взгляд, в этой ленте была далека от своей лучшей актерской формы. Кроме того, фильм выглядел не на шутку затянутым…

Но надо отдать должное продюсерам: их ставка на звезд оказалась верной: версию Жозе Джованни посмотрело почти вдвое больше зрителей, чем версию Жана Беккера.

Киновед Александр Федоров