Многие из нас боятся открыто и откровенно высказывать свои мысли.
Мы боимся, что можем ошибиться, что люди осудят нас, и мы окажемся в дураках.
А что, если потом мы изменим свое мнение? Что, если мы поймем, что, то, что мы высказали раньше, не является цельной картиной?
Тогда мы можем просто замолчать и больше никогда ничего не говорить.
Весь этот страх основан на убеждении, что мы — это наши тщательно созданные образы себя, которые являются результатом всего, что мы говорим и делаем во вне, и всего, что мы думаем и чувствуем внутри.
Вы можете сказать, что это очевидно, что вы не являетесь своим представлением о себе, но я призываю вас понаблюдать за своими мыслями и действиями и посмотреть, не связано ли многое из этого с вашим представлением о себе.
Разве мы не говорим о вещах, о которых не имеем ни малейшего представления, чтобы показаться образованными? Разве мы не пересказываем чужие мысли, чтобы казаться умнее? Разве мы не даем советы, чтобы казаться уверенными в своих силах?
Это одна из форм тщеславия: повторять слова, как бездумная машина, чтобы выглядеть хорошими, умными, добрыми в глазах других.
Другая форма тщеславия — это противоположная позиция: не высказывать свое мнение, чтобы не выглядеть плохими, глупыми, злыми в глазах других.
Каждый, кто так поступает, не хотел бы признавать, что поступает именно так. Но все остальные тоже так делают. Так что все это — один большой фарс, в котором мы все участвуем.
Является ли наличие твердой точки зрения или мнения признаком зрелости?
Говоря о зрелости или взрослости, нас воспитывают в убеждении, что взрослость означает, что мы становимся более уверенными в вещах, более спокойными в отношении всего.
Чем старше мы становимся, тем сильнее становятся наши убеждения и представления обо всем. Иногда я удивляюсь тому, что все и всегда все обо всем знают.
В конце концов мы настолько вживаемся в свои образы, что уже ничто не может нас из них вытащить.
И в этом, как мне кажется, мы заблуждаемся.
Чем старше становится большинство из нас, тем больше мы, вместо того чтобы вырасти из своей скорлупы, зарываемся в нее и укутываемся в прочные слои убеждений, утверждая, что мы "правильные", "реалистичные" и "рациональные".
Я думаю, мы просто глупеем.
Разве взрослая жизнь не должна заключаться в том, чтобы вырваться из кокона (или хотя бы войти в стадию куколки), вместо того чтобы укреплять свою оболочку и в конечном итоге умереть внутри нее?
Если мы хотим расширить свои права и возможности, нам нужно подвергнуть сомнению наши самые сильные убеждения и верования, а не искать новые причины, чтобы продолжать верить в них. Мы должны полностью осознать, что, то, кем мы являемся, — это не тот персонаж, которого мы оживляем.
Вместо этого чаще всего происходит так, что люди вселяются в персонажей, которых им неосознанно приписывают.
И чем больше вы вживаетесь в своих персонажей, тем меньше вы себе противоречите. А чем меньше вы себе противоречите, тем меньше вы замечаете недостатков всей этой установки. И вследствие чего вероятность того, что вы вырветесь из обусловленного существования, сводится к нулю.
Конечно, когда вы разрабатываете аргументы, противоречить самими себе может быть не самым лучшим способом донести свою точку зрения. Но когда речь идет о жизни, почему бы вам не противоречить самим себе?
Жизнь — это одно большое противоречие.
Даже самые великие прозрения, которые вы имеете о себе и о жизни, устаревают в тот же момент, когда вы их получаете.
Прозрение — это оружие, которое нужно использовать, а не трофей, которыми можно хвастаться.
Это не знания, которые вы используете для укрепления своего кокона; это инструменты, которые помогут вам вырваться из него.
Кроме того, я не думаю, что дело в том, чтобы найти смысл жизни. Мы никогда не найдем единственно верную космологию. Этот мир, в котором мы оказались, не имеет смысла, и, если вы попытаетесь исправить все его аспекты, вы всегда будите терпеть неудачу.
Чем больше вы пытаетесь найти объяснение всему этому, тем больше запутываетесь.
Это все равно что пытаться создать единую сюжетную линию между вашей жизнью наяву и жизнью во сне, как будто все должно сходиться. Нет, этого не будет.
Игра в шахматы
Мы всегда задаемся вопросом, что делать.
Как играть в игру под названием "Жизнь"?
Единственная причина, по которой все кажется таким сложным и непреодолимым, заключается в том, что мы подходим к жизни как к игре в шахматы.
Большинство из нас так и живут: постоянно просчитывают, тщательно планируют каждый ход. Мы считаем, что все должно быть продумано — все рассмотрено и взвешены все варианты, — прежде чем мы сможем что-то предпринять.
Мы поступаем так, потому что боимся ошибиться. И все равно ошибаемся.
А как может быть иначе?
В жизнь нельзя играть как в шахматы.
Она играется как джаз — вы играете на ощупь. Вы взаимодействуете с тем, что возникает в данный момент.
В жизни, как и в джазе, когда вы слишком много думаете, вы лажаете.
Многие из нас тратят больше времени на размышления о содержании своей жизни, чем на реальную жизнь. Эти размышления о жизни подобны яду, который медленно парализует нас.
Наши собственные мысли настолько убедительны, что мы без труда верим им. Мы живем так, как будто уже знаем, что произойдет.
Вы когда-нибудь видели шахматный матч между двумя гроссмейстерами?
Они думают, думают и думают. А ничего не происходит. И вдруг один из них протягивает руку, чтобы признать свое поражение.
Они прокрутили в голове всю партию и поняли, что проиграли. Многие люди подходят к жизни подобным образом. Они принимают поражение, даже не успев сдвинуть ни одной фигуры.
Давайте поменяем аналогию.
Мы относимся к своей жизни, как к ценному коллекционному экспонату. Мы не достаем его из упаковки, боясь испачкать или разбить.
Но почему бы не устроить беспорядок?
Если ваша жизнь все еще в упаковке (простите, что я так говорю), вы еще не начали жить.
Мы боимся встретить жизнь лицом к лицу без нашего защитного кокона, без всех тех убеждений и мнений, которыми мы так дорожим.
Мы боимся боли и разочарований, поэтому предпочитаем прожить свою жизнь без уязвимости и риска.
Противоречия — ваши друзья
Если вы стремитесь взглянуть на этот безумный сон, который мы называем жизнью, с более весомой точки зрения, то противоречия — ваши лучшие друзья.
Сегодня я делюсь некоторыми соображениями о себе и жизни, точно такими же, как вчера, но вчерашние соображения заставляют меня содрогнуться.
Вы говорите одно, а на следующий день говорите совсем другое.
Кого это волнует? Кто осуждает?
Люди, которые боятся противоречий? Люди, которые боятся что-то сказать, потому что их могут осудить и отвергнуть? Люди, которые делают карьеру на критике того, что говорят другие?
Все, кто обвиняет вас в том, что вы меняете свое мнение и отказываетесь зарываться в землю, обвиняют вас в том, что вы пьете из свежего горного ручья, а они проповедуют свою застоявшуюся воду из лужи.
Жизнь — это не лужа.
Жизнь — это бурная река, в которой больше свежей воды, чем нужно, чтобы утолить жажду.
Вы не можете потерпеть неудачу в жизни, но если бы могли, то одним из способов потерпеть неудачу было бы предположить, что быть взрослым — значит найти маленькую симпатичную лужу и пить из нее всю оставшуюся жизнь.
И если вы вдруг почувствуете, что стены кокона окружают вас, знайте, что еще не поздно. Вы еще можете вырваться на свободу.
Подвергайте сомнению все, что вам когда-либо говорили.
Практически никто не взрослеет в назначенный час, но мы все можем это сделать.
Первый шаг — признать, что вы находитесь внутри кокона в маленькой застоявшейся луже и играете в шахматы с самими собой, думая, что это и есть жизнь. А затем решить, что хватит.
Вы не обязаны жить, опираясь на страх, убеждения и эмоции. В жизни есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд.
И готовность противоречить себе так часто, как это необходимо, — хорошее начало.